Праздник со слезами на глазах

Еще пару лет назад мы цепляли на машину георгиевскую ленточку и весело пересигналивались с такими же машинами – праздник же. В этом году – нет. Не потому, что праздник меньше, просто отношение к нему немного изменилось. Не в сторону “мы меньше празднуем”, а в сторону “Господи, как же это все пережили-то наши деды”. А это – уже не предполагает веселья, каких-то внешних атрибутов. Это предполагает сесть вечером и помянуть. Тихо, без лишних слов.

Тема войны в нашей с мужем жизни – тема молчания. Со стороны моего папы – были уничтожены все, кто не был на фронте. Это тема Катастрофы. Со стороны мамы – дед и бабушка были слишком молодыми, дед буквально и месяца не повоевал и пришла Победа. А вот у мужа – воевали и бабушка, и дедушка, но никто из них ничего не рассказывал о войне. Не смотрели фильмы, только праздничные концерты. Не ходили в школы на встречи с ветеранами. Если каким-то образом бабушка была перед телевизором, когда показывали кадры военной хроники – она просто закрывала лицо руками. А ведь железная женщина была, военный хирург, полковник медицинской службы. Дед вообще до сих пор засекречен – никаких документов в архивах, мы пытались найти, но и он ничего не рассказывал внуку.

Моя бабушка, бывшая на оккупированной территории, тоже рассказывала немного, скупо – а то, что говорила, было просто ужасным, вызывающим только один вопрос: как после такого живут?

С развитием сетей – я все больше стала встречать таких рассказов о том, что воевавшие деды или родители ничего или практически ничего не рассказывали, а если незадолго до смерти и получалось у них что-то поведать, то с этим потом непонятно, как было жить дальше. Это кромешный, адский ужас – тем более ужасный, что он превращался в рутину, в повседневную монотонную встречу со смертью и тем, что гораздо хуже смерти.

А главное – весь последний год я читала, читала о войне. Разные книги разных людей – и историков, и художественные, и публицистику. И чем больше я читала, тем больше убеждалась, что война – это не разделение на “наших” и “не наших”, как мы когда-то играли в детстве в войнушку, где по жребию кому-то доводилось быть фашистами, а кому-то – нашими. Война – это страшный и дикий клубок очень противоречивых вещей, где “наши” – могут быть подонками, а “не наши” – людьми, где героизм и трусость – могут проявляться одним и тем же человеком, где усвоенное по фильмам – окажется ложью, а прочитанное в книгах – художественным вымыслом. Где переплетаются факты удобные и неудобные. Где ты однажды понимаешь, что жизнь уже никогда не будет прежней, потому что все, мир больше не делится на черное и белое, мир стал многогранным и сложным, и тебе придется принять тот факт, что и парад Победы – был, и “самовары” на Валааме – были. И что чудо того, что Гитлер не послушал свой генералитет и не переиграл сценарий завоевания европейской части СССР так, как ему советовали, – это реальное Божье чудо, потому что советовали генералы по-умному, но в Алоизыча словно вселился кто-то – и он сделал все по-своему, подарив нашим шанс остановить войска под Москвой, да еще и мороз Господь послал, чтобы уже наверняка остановить, напрочь. Но и жестокость Жукова была, двигавшего массы народа и забрасывающего немцев телами красноармейцев (я лично читала на немецком воспоминания одного из солдат Вермахта, который рассказывал, что они впадали в неврозы, в истерики, видя, что на них бегут практически безоружные воины, а в безоружного стрелять – сложно, особенно для солдата хорошо вооруженного. В окопах были немцы, бросавшие оружие и начинающие кричать, что не будут убивать безоружных).

Была чудовищная жестокость нацистов – и такая же чудовищная жестокость наших, видевших, что творил враг в деревнях и городах. Были грабежи немцами – и грабежи нашими, те самые “трофейные” вещи, о которых мы столько читали и слышали, они ж не из воздуха соткались…

И то, чем занимался СМЕРШ и заградотряды, и количество дел на фронте на солдат и офицеров, и количество отправленных в послевоенные лагеря победителей…

Все это было – как и многое другое.

Но что бы там ни было – мы живы только потому, что наши победили. В моем случае – я вообще утверждаю это совершенно осознанно, будучи наполовину унтерменшем с точки зрения великих арийцев. Шансов на то, что мои бы смогли эмигрировать в Америку и выжить – равны нулю, а значит, меня бы вообще не было на белом свете, если бы не было Победы. Поэтому – мы празднуем, и поздравляем всех друзей с этим праздником. Просто мы понимаем, что легкомысленно размахивать георгиевской ленточкой уже не получится. Правда в том, что многие знания дарят многие скорби – и этот день стал для нас днем светлой скорби по тем, кто подарил нам жизнь. Кто потом выживал в послевоенной разрухе, кто голодал, работал, отстраивал разрушенную страну.

А главное, мы с каким-то остолбенением еще в прошлом году хором, одновременно, сказали одну фразу, за которую мне стыдно: “Как хорошо, что наши деды не дожили”. Не дожили до беснования украинцев с их культом нацизма, с этими маками, проспектами Бандеры и Шухевича, оскверненными памятниками… До этого позора и унижения – потерявших память манкуртов, превозносящих врага. Но не буду… я давно уже не пишу об Украине – потому что это просто невыносимо.

Так что с праздником, ребята.

10 thoughts on “Праздник со слезами на глазах”

  1. Может, эта новость вас хоть немного утешит: https://ukraina.ru/video_plot/20180510/1020321440.html

    А что касается всех ужасов войны, да, это чудовищно, это всё было. Но всё-таки главное, что наши родители и деды победили даже в таких нечеловеческих условиях! Конечно, это было Божье чудо, но если бы не их жертвенная любовь к родине, Бог, вероятно, не счёл бы их достойными такого великого чуда.

    Наша задача – молиться об их упокоении, ведь если бы не их победа, нас бы просто не было. И страны не было бы, и православия, наверное, на нашей земле не осталось бы.

    У нас Церковь объявила 9 мая днём поминовения, и мне кажется, что самое главное в этот день – прийти с утра в храм и помолиться за всех, кто погиб в той войне.

    Reply
    • Антон, хотите вообще запредельную новость? Шествие Бессмертного полка в Киеве – это было шествие не только тех, кто считает себя частью русского мира. Там шли (и вполне искренне) – “патриоты” Украины, “ветераны АТО”, с портретами своих воевавших в Красной Армии дедов, причем у них сейчас в головах совершенно уникальная картинка: деды воевали с Гитлером, но ненавидели Сталина. Там не достучаться и не докричаться, у них “дедывоевали” – но за какую-то отдельно взятую реальность, поэтому Россия враг и “лугандония и домбабве – враги, освободим Украину”. Вы только меня не спрашивайте по поводу этой логики, я уже давно на это смотрю как психиатр-любитель.

      Reply
  2. А я вот не соглашусь. Да, военные годы это незаживающая рана до сих пор не только для самих участников войны, а и для послевоенных мирных поколений, то есть нас с вами.
    Мои два дедушки по материнской и отцовской линии ушли на фронт и оба пропали без вести и я даже не знаю, где они похоронены, хотя мы занимались их поисками.
    От пережитых нашими дедами-прадедами ужасов, лишения, горя, холода и голода, от гибели миллионов людей на душе невыносимо тяжело и больно. И мы, ныне живущие, никогда не должны забывать об этом. Но.

    Давайте вспомним, о чем мечтали люди все годы той страшной войны? О Победе!
    И как они ждали эту весть? Всей своей сущностью!
    И что они делали, когда наконец услышали из репродукторов о долгожданной Победе? Они ликовали!

    И это несмотря на перенесенные тяжелейшие лишения и испытания, на то, что многие так и не дождались своих родных и близких с фронтов.
    Вопреки всему, тысячи и тысячи людей по всей стране вышли на улицы и площади, чтобы поздравить друг друга с самым главным праздником на тот момент!

    У людей были радостные лица, они смеялись, пели песни, танцевали, обнимались и целовались с незнакомыми людьми, передавая свою радость друг другу!
    А как встречали первые поезда и эшелоны с демобилизованными воинами?!!

    Так неужели же мы имеем право в этот день сидеть каждый у себя дома с грустными лицами и только молча поминать и вспоминать наших предков?
    Так, думаю, мы только всё и всех скорее забудем! А забудем мы, забудут и все!

    Как раз поэтому нам и нужно выходить на улицы и встречать этот праздник всем вместе, так, как встречали его в 1945-ом наши дорогие победители, такие родные и близкие для нас люди!

    Они заслужили этот День Победы, это действительно “..праздник со слезами на глазах..”, но это был самый светлый и радостный для них день и мы просто обязаны радоваться вместе с ними!

    Приходить на площади, к памятникам, делиться своими семейными историями, подвигами, да просто вспоминать и погибших и, к счастью, еще здравствующих ветеранов, поклониться им, обниматься, петь песни – отдавать дань памяти, уважения и благодарности как погибшим, так и живым ветеранам, которым так важно знать, что об их подвигах помнят и не забудут их потомки!

    И обязательно чтоб был салют! В память о великом подвиге, который мы помним и чтим и которым по праву гордимся!

    Reply
    • Эль, официальным выходным днем День Победы стал через 20 лет после Победы. Так что у праздника – явно идеологическая окрашенность (я не говорю, что это плохо, просто исторически сложилось так, что воевавшие и освобожденные целых 20 лет не праздновали этот праздник как великий). Кроме того, боюсь, вот такое веселье уже порождает перекосы типа силиконовых муколок в советской военной форме, которые воспринимают происходящее как маскарад. Типа надеть “ордена”, надеть мини-юбочки и нащелкать “селфичек” “типа я фронтовичка”. А тапки в виде георгиевских ленточек? Салаты и шнурки? Платья и сумки? А форма солдат для младенцев? Я понимаю, сейчас капитализм и все дико коммерциализируется, но это же кощунство! Какой воевавший солдат в каком страшном сне увидит ребенка в военной форме? Да он жизнь свою клал на то, чтобы эту форму никто больше и никогда не надевал – а мы из этого делаем повод потусить в карнавальных типа костюмах?

      Меня это очень смущает, Эля. А еще меня смущает формулировка “обязаны радоваться”.

      Reply
  3. Ну да, слово обязаны звучит резко, но это написано скорее эмоционально, люди ведь в любом случае радуются в этот день, без всяких обязанностей.
    Ир, праздновали или нет этот праздник официально не имеет значения, все всё равно отмечали его в кругу родных, близких и друзей.
    Главное, что этот праздник нужен сейчас, когда некоторые “деятели” стараются переписать историю, тем самым уменьшая вклад нашей страны в освобождении Европы в целом и коверкая умы подрастающей молодежи.
    Акция “Бессмертный Полк” очень нужна нам, нашим детям и внукам, поскольку мы еще помним все, а вот дети и внуки не особо-то и знают, когда кто и за что воевал.
    Я смотрела в новостях на бесконечное шествие людей в разных городах и странах с портретами своих близких и дальних родственников и видела там только обычных нормальных простых людей, обыкновенно и празднично одетых, которые шли целыми семьями, а также вполне адекватных молодых людей.
    Зачем приравнивать к ним каких-то силиконовых кукол с двумя извилинами?
    Ну сколько таких дур в общем океане людей? Очень мало и им все равно День Победы сегодня или Хеллоуин или просто пятница, они всегда и везде будут тусить и делать селфи, понимаешь?
    Я тоже ума не приложу, зачем в Америке шьют трусы в виде американского флага, так не должно быть, ведь это символ страны и ее история, зачем его носить на заднице. Но люди покупают и носят и это их никак не коробит.
    А то, что детишкам форму военную надевают, так это же только в соответствующий тематике праздник, не надевают же форму в садик на каждый день или на улицу погулять. Не знаю, может я не права, но у меня этот факт не вызывает негативных эмоций.
    Мы тоже, учясь в школе и готовясь к праздникам и соревнованиям на военную тематику, перед выступлениями подбирали что-то похожее на военную форму, чтобы реалистичнее отразить события того времени. И относились к таким выступлениям очень ответственно. Разве это тоже кощунство? Или кто из нас в детстве не играл в войнушки? Все бегали с пистолетами, автоматами и стреляли фрицев.
    А что действительно вызывает негативные эмоции, негодование и гнев, так это человеческий вандализм, где осквернение могил и памятников ВОВ считается нормой; когда людям не дают возможности отдать дань памяти погибшим воинам, возложить цветы к подножью памятника; пройти по улицам с фотографиями родственников, которые эту землю освобождали; когда на улицах бьют за это не только ветеранов, но и пожилых беззащитных женщин..
    Ведь без слез невозможно смотреть на эти унижения достойных людей, они пережили войну, они победили врага, они дали нам возможность жить!
    Как им с этим сейчас жить?? Что они чувствуют сейчас?
    Очень больно за них..

    Reply
    • Эля, я не знаю, что говорить, тяжелая и сложная тема. Я, наверное, просто помолчу. Извини

      Reply
  4. Ирина, я помню, во время перестройки вдруг некоторые люди стали высказывать такую мысль: “Лучше бы немцы нас победили, тогда бы мы пили баварское пиво”.

    Я это к тому, что нынешнее народное ликование по поводу Дня Победы, при всех его издержках, мне нравится гораздо больше, чем такие вот разговоры.

    Конечно, очень плохо, что какие-то “силиконовые куклы” используют этот праздник как лишний повод покрасоваться, что кто-то в этот день напивается и хулиганит и т.п. Но в нашем грешном мире такие вещи неизбежны, и из-за них отказываться от праздника глупо.

    Ведь и на Пасху народ массово объедается, кое-кто и выпивает лишнего, многие обмениваются ужасно безвкусными открытками, да мало ли чего ещё. Значит ли это, что мы должны ужаснуться и Пасху не отмечать?

    А что касается жертв и жестокостей, всей этой страшной стороны войны, ужасов сталинизма, несправедливостей – например, когда наши власти своих освобождённых военнопленных объявляли предателями и отправляли в концлагеря – это всё правда, это надо помнить.

    Победа досталась нам непомерно дорогой ценой. Это плохо. Но если бы Советский Союз войну проиграл, было бы ещё хуже. Так давайте не будем себе запрещать радоваться Победе.

    Мир вообще лежит во зле, каждый день где-то происходят трагические события, каждую минуту множество людей в мире жестоко страдают, каждую секунду множество людей совершают какой-нибудь тяжкий грех. Но значит ли это, что радоваться и праздновать грешно? Мне кажется, это как-то неправильно.

    Тем более, что Бессмертный полк – это выражение любви, благодарности и уважения к своим родителям, дедам, вообще предкам. Чувство очень ценное, особенно в наше время, когда всякого рода прогрессивные силы стараются его ошельмовать и искоренить.

    Reply
    • Антон, Бессмертный полк – это самое прекрасное, что происходило за многие годы традиции празднования Дня Победы. Но если Вы помните, я писала о личном отношении к Дню Победы. Только о СВОЕМ личном. И мне в голову не придет считать его правильным, а все остальные – неправильным.

      Я даже знаю, что меня изменило. Война на Донбассе. До этого я тоже как-то ко Дню Победы относилась совсем иначе, как к реально празднику, поводу поликовать, погулять, побравировать храбростью наших солдат, посмотреть салют. С 2014 – что-то надломилось и мы с мужем оба как-то стали понимать, насколько война – страшное дело. Насколько наши донбасские люди опалены ею – а ведь это, если можно выразиться, вариант “лайт”. Без масштабных бомбежек, голода и оккупации, да и по времени – месяцы, а не годы. И если такое – выжгло жизни целого поколения, что же перенесли наши деды?

      Вот и стали мы с каждым годом отмечать этот праздник все тише и тише, больше сосредотачиваясь на молчании и поминовении. Но я прекрасно понимаю всех, кто хочет радоваться и праздновать.

      Reply
  5. Ирина, конечно, я не испытал того, что испытали вы. Отсюда и разница в восприятии.

    Reply
  6. А в субботу у нас была ещё одная акция, посвящённая 9 мая – “Лес Победы”. Народ сажал деревья. У нас в городе она проходила в парке. Было здорово. Конечно, материальный результат невелик – посадили несколько десятков кустиков, зато какой это был праздник!

    Дети были в восторге, отнимали друг у друга лопаты и лейки. Тут же работали родители, бабушки и дедушки. Что, на мой взгляд, замечательно, учитывая как старательно идеологи прогресса стараются вбить клин между поколениями. Увидал среди участников бабушку, работающую в нашем храме. Она была нарядная, одета совсем не для субботника. Говорит: “Проходила мимо, дай думаю, хоть один куст посажу!”

    Потом всех угощали гречкой из полевой кухни и горячим чаем. У всех было прекрасное настроение. Люди собрались вместе, чтобы сделать что-то хорошее, дети поучаствовали не в каком-то пустом и бессмысленном развлечении, а в чём-то конструктивном, и это было веселее любого аттракциона.

    Маленькое, простое мероприятие, но сразу достигается несколько целей: вспоминаем наших воевавших предков, радуемся победе своего народа, укрепляется связь поколений, горожане, живущие довольно разобщённо, собираются вместе, чтобы сделать что-то хорошее для своего города. И без казёнщины, радостно и непринуждённо.

    Вот, наверное, очень хороший способ отпраздновать эту дату.

    Reply

Leave a Comment