Прямой путь к неврозу и галоперидолу в ведрах

Доктор Пиндершлосс обнаружила прекрасное и не смогла не передать это доктору Адамс. Я милосердно прикрываю лица героинь – ради ребенка. Просто скажу, что у мамы – лицо Сережи Сыроежкина с черными бровями в поллица, а девочка – скрыта под вуалью и у нее выражение лица британской королевы, увидевшей блоху на стене собственной спальни.

С текстом ознакомились, наверное.

Помните фильм “Титаник”? И Роуз, которая с ненавистью смотрела на мать, заставлявшую девочку с прямой спиной выверенными жестами складывать салфеточку на коленях?

Роуз – знала, что именно она ненавидела. Потомственная аристократка, выдаваемая обедневшей матерью за богатого нувориша, призвана была ввести мужа в высшее общество, куда его со всеми его деньгами бы на порог не пустили – и заодно поправить свои дела, весьма пошатнувшиеся со смертью отца.

Но одновременно Роуз видела и другое. Что именно там, в мире ли бедных простолюдинов Джека или новых денег вроде будущей Непотопляемой Молли – люди еще похожи на людей. Они живые, если хотите теплые, умеющие не просто чувствовать, а выражать свои чувства. Пусть у них нет идеальной осанки и они не знают, как правильно есть рыбу, но они умеют любить и ненавидеть, радоваться и скорбеть, смеяться и плакать. И вырвавшись из этого круга манекенов – Роуз так никогда в него и не вернулась. Она слишком хорошо знала – как там живется.

Россия – особенная страна. Она пережила то, чего не переживало ни одно государство мира: в ней полностью, как классы, были уничтожены аристократия, купечество, духовенство, разночинная интеллигенция, военные, богатые крестьяне. Никакие французские или английские революции рядом не стояли по масштабности террора и количеству жертв. Страна разом, за два-три десятилетия, оказалась без белой кости, основы, костяка генофонда. Жалкие остатки, не попавшие под ножи исторической мясорубки и не спасшиеся в эмиграции, могут просто не браться во внимание – это действительно единицы, неспособные влиять ни на что в генетическом или социо-культурном плане в масштабах страны.

И вот в положение высшего класса вот уже третье десятилетие подряд рядятся плебеи всех мастей: бывшие комсомольские бонзы с отпрысками, чиновничество с пролетарско-селянскими физиономиями и купленными титулами со справочкой о “графстве” или “княжестве”; выжившие в мясорубке краснопиджачные братки, сменившие турецкий легпром на Бриони, ну или скоморохи всех мастей, от актеров до моделей… В общем, толпа претендентов с подправленными родословными “побочных ветвей” и “признанных внебрачных потомков”. Все они обязательно берут курсы постановки речи и этикета, основ составления “благородного гардероба” – чтобы соответствовать “чисто конкретно своему” представлению о том, каким должен быть благородный аристократ. Не беда, что предки “благородной аристократии” в лучшем случае прибыли куда-нибудь в Юзовку из голодающих Поволжских деревень, чтобы тупо выжить в голодухе – тут главное, что дети будут аристократами.

И никого, ни одного из этих лезущих, не посещает идея, что все эти аристократические особенности, которые их так восхищают, – плод не тренингов или ежедневной дрессуры. Это – образ жизни, передаваемый из поколения в поколение, и слово “поколение” – тут очень даже не второстепенное, потому что личный пример в любом воспитании – самое главное. В СССР была поговорка, что интеллигентом человек становится, если у него есть три диплома о высшем образовании: деда, отца и свой собственный. И то – не факт, что выстрелит. И уж конечно даже не стоит акцентировать – не купленных диплома, тут без вариантов. И что если купивший титул и выстроивший “родовое гнездо” с колоннами – имеет привычку набухиваться вхлам каждые выходные и сидеть на диване с позолотой, одной рукой ковыряя в венценосном носу, а второй рукой – почесывая благородные седые мудя, то максимум, что вынесут для себя отпрыски следующего поколения, – это способность брехать и лицемерить. И то – плохо, сами понимаете.

Как по мне интеллигентность и некий аристократизм – можно найти даже в ребенке крестьян или рабочих, если этот ребенок способен понять, что такое УМЕСТНОСТЬ и ЕСТЕСТВЕННОСТЬ. Под уместностью я понимаю способность выбрать одежду и образ поведения соответственно ситуации, а под естественностью – отсутствие притворства. Не бравада “вот я какой парень из народа” (за примерами далеко ходить не надо, в советском кино все видели образ какого-нибудь матроса или солдата, попадающего к аристократам и нарочито в их присутствии бравирующего манерами бескультурного осла), а именно способность не притворяться и вести себя максимально естественно – и снова-таки уместно.

Наверное, стоит привести личный пример. Я уже писала, что достаточно эмпатична и могу отзеркаливать людей. Мне приходилось попадать в разные ситуации с разными людьми, в том числе с самых верхушек общества, причем разных стран. Манерничать и притворяться я закончила еще в Москве в студенческие годы, поняв, что никогда не сойду за свою среди тех, кто действительно поколениями принадлежал к сливкам общества, и их реакция на меня различается лишь в том, показывают они мне свое истинное отношение или интеллигентно сглаживают промахи. Поэтому, однажды разозлившись на себя, я просто перестала придуриваться. Ну вот какая есть – такая и есть, где-то начитанная, где-то – нахватанная, где-то – признающаяся, что не смотрела-не была-не посещала, расскажите, будьласка. И вдруг – все волшебным образом изменилось. Я вдруг поняла, что самые высоколобые начинают нормально реагировать и даже где-то что-то объяснять, а мне остается только мотать на ус. А многие – наоборот, понимают, что со мной можно расслабиться и просто поржать. А то – и научиться гадостям, которые внезапно могут принести неподдельное удовольствие (постоянные читатели помнят историю с плевками вишневыми косточками и словом “жопа”, произнесенным вслух сверх-суперинтеллигентной москвичкой в стопятьсотом поколении, с которой мы позволили себе дурачиться без границ). И что если не ставить себе целью “стать своей” и “завести полезные знакомства” – то есть не претендовать на признание себя равным (а мне это в страшном сне только приснится – такое хотеть), то эти люди вполне способны на совершенно нормальное общение. И самоирония, господа, куда ж без нее.

Вот этот коктейль – как раз вполне способен избавить пришельца со свиным рылом в калашный ряд от достаточно унизительных ситуаций и неловкостей.

Кстати, напоследок… Всем этим протискивателям в высшие сферы неплохо было бы заняться самообразованием и подумать-поинтересоваться, скажем, с кем работали великие психоаналитики 20 столетия и почему, собственно, вообще психоанализ стал настолько популярен. Что такое – этот путь если не самурая, то аристократа с “контролем над эмоциями и телом”. И вообще – нужно ли вообще лезть во все эти “высшие сообщества”, если со всеми гербовыми печатями и тиарами над низкими подколотыми ботоксом лбами – постоять рядом с Кенсингтоном не получится. Максимум – фоточку с гвардейцем в медвежьей шапке поиметь и свободен, домой, нах Руссланд.

Да, тщеславие не даром было любимым грехом Сатаны в фильме “Адвокат дьявола”. Тщеславие и глупость – двигатель прогресса всех этих гурынь с “дипломом” и “лекторов школ аристократизма”. А вас, малята, попрошу ознакомиться с фотоками выпускниц, так сказать, благородного собрания. Разглядеть осаночку, лица, манеры сидеть и одеваться… Это феерично, доложу вам

2 thoughts on “Прямой путь к неврозу и галоперидолу в ведрах”

    • Да не, аристократы, чо там. Белая кость. Близко к ним не подходи.

      Reply

Leave a Comment