“Принцесса цирка”, фильм Светланы Дружининой

В 1982 году я увидела по ТВ фильм “Принцесса цирка” – и пропала. Нельзя сказать, что я влюбилась – телевлюбленности меня практически миновали, но вот от красоты мистера Икс у меня натурально снесло башку. Я даже не подозревала, что на свете существуют люди такого благородства черт.

Не помню, когда пересматривала фильм в последний раз, наверное, будучи подростком, но вот давеча решила взрослым взглядом обновить впечатление. Сначала напомню, как все снималось.

Светлана Дружинина решила экранизировать оперетту Кальмана “Принцесса цирка” в начале 80-х, и сразу же столкнулась с тем, что либретто нуждается в переработке. А надо сказать, оригинальная пьеса Ярона и сама оперетта – это еще тот челлендж для советской действительности, потому что вместо “молодого графа Палинского” там присутствует ни кто иной как потомок Романовых Федор, ставший циркачом, влюбившись в опере в невесту своего дяди и выгнанный по этому поводу из дома; русская аристократка Федора, овдовевшая после смерти старика-мужа, которой нужно срочно выйти замуж и не потому, что какой-то там граф подделал письмо, а глава дома Романовых подписал документ, обязывающий ее выйти замуж через шесть недель после смерти супруга – иначе она лишится наследства, прочие интриги великих князей Романовых – и все это крутится в эмиграционных европейских кругах. Нормальный расклад?

Вот поэтому Дружинина и перерабатывала сценарий как могла – только чтобы без Романовых и прочей контрреволюции в отдельно взятом цирке.

Несмотря на то, что фильм предполагался легкожанровым и несерьезным, у Светланы Дружининой голова болела просто каждый день. Сначала чиновники уперлись по поводу Елены Шаниной, сыгравшей Мабель. Несмотря на то, что актриса уже играла в “12 стульях” и в “Аты-баты, шли солдаты”, чиновники упрекали ее в буржуазном виде и легкомысленности прочтения ролей на экране. То, что Елена умела петь и танцевать, – никого не интересовало. Дружинина едва отстояла актрису – путем скандалов и интриг.

В пару Елене на роль Тони был выбран будущий режиссер Юрий Мороз, который, кстати, мой земляк. Он родился в Краснодоне и его отец работал на знаменитой шахте Засядько.

Мороз совершенно феноменально провел роль, оказавшись вполне пристойным комическим актером, прекрасно двигающимся на сцене не хуже профессиональных танцовщиков.

Графиней Палинской стала Наталья Белохвостикова, которая, по ее словам, ради этой роли готова была прыгать из-под купола цирка без страховки – настолько она была влюблена в экранизацию 1958 года с Георгом Оттсом в главной роли.

На остальные роли был приглашен совершенно звездный состав: Ширвиндт, Басов, Касаткина, Трофимов… И только с ролью мистера Икс у режиссера случилась заминка. Она очень хотела видеть в этой роли Мариса Лиепу: он был в отличной спортивной форме, зритель тут же поверил бы в то, что он – цирковой артист, гимнаст, выполняющий сложнейшие акробатические трюки. Но вопрос был в том, что в 1982 году Марису Лиепе исполнилось 45 лет и Дружинина боялась, что зрители не примут настолько возрастного романтического героя. Однако, она решилась пойти на балет “Спартак”, чтобы присмотреться к Лиепе в движении – и вот тут звезды и сложились в правильное созвездие. В фойе она увидела парня нечеловеческой красоты и поняла, что мистер Икс найден.

Светлана тут же подошла знакомиться и выяснила, что это студент МГИМО Игорь Кеблушек, наполовину русский наполовину словак, будущий дипломат. Игорь с удивлением отнесся к предложению сняться в кино, долго сомневался, пока его отец не изрек глубокомысленное: “Не знаю, должен ли актер быть дипломатом, но дипломат актером быть обязан”. Так мистер Икс был найден и начался съемочный процесс, подогнанный под расписание занятий студента Кеблушека, напрочь отказавшегося брать академический отпуск.

У Дружининой возник еще один вопрос: как выровнять в возрасте молодого мистера Икс и его возлюбленную, которой на момент съемок было уже за тридцать. Супругу Дружининой оператору Анатолию Мукасею пришлось всячески изгялаться, выставляя свет так, чтобы Наталья Белохвостикова выглядела моложе своих лет, а гримерам пришлось имитировать седину в прическе Игоря. Но все же возрастная разница очень бросается в глаза (я вспоминаю, что и ребенком никак не могла понять, почему у меня герои не совмещаются, кажутся неподходящими друг другу), хотя Белохвостикова прекрасно выглядит. Отсюда – все эти странные прически, шляпы, вуали, размытый свет и некоторые кадры, снятые с блером.

Но так или иначе – Игорь Кеблушек блестяще справился с ролью: будучи непрофессиональным актером он и танцевал, и отлично отыграл самую тяжелую сцену разоблачения мистера Икс на балу у князя, где у него постоянно присутствовали крупные планы и нужно было играть лицом больше, чем голосом. Кеблушек вообще очень аристократичен: только сейчас я заметила, насколько замечательно он носит и фрак, и гусарскую форму, какая у него прямая осанка и легкий шаг. Насколько он внутренне собран и благороден – отсмотрев с ним несколько интервью, я поняла, что в кадре он особенно не притворялся. Он такой и есть – исполнен внутреннего достоинства и аристократизма. Очень породистый человек, в самом лучшем смысле этого слова.

И все же в фильме имеются некоторые огрехи. Солист Большого театра Владимир Мальченко с роскошным баритоном, который пел арии мистера Икс, очень диссонирует с мягким тенором актера озвучки Станислава Захарова, а сопрано Галины Ковалевой – ну совсем не похоже на голос Натальи Белохвостиковой. Это я заметила уже своим взрослым ухом – и скажу еще одну штуку.

Меня-ребенка Игорь Кеблушек действительно сразил наповал, и только сейчас, став взрослой, я совершенно точно осознала, что половина этой сраженности – произошла за счет голоса мистера Икс. Я уже упоминала, что при том, что я визуал и бОльшую часть информации о мире снимаю при помощи зрения, но как только речь идет об оценке мужчины по шкале “таю-не таю”, визуальная составляющая уходит на второй план и в дело включается аудио часть. Голос – вот что играет огромную роль. Я способна стать бандерлогом перед Каа, если слышу приятный мужской голос – и только сегодня вечером поняла, что от голоса Станислава Захарова просто цепенею. Да, Кеблушек красавчик, каких мало, он и сейчас остался очень интересным мужчиной, но услышав его настоящий голос, я поняла, что герой потерял для меня огромную часть своего обаяния. Вот такой парадокс из серии “странности тети Иры”.

Да, кстати, еще пункт о голосах. Парочку Тони-Мабель озвучивали Олег Анофриев и начинающая певица Лариса Долина. Голосища у обоих – таких сейчас не делают, это факт.

Ну и наконец – звезды первой величины Ширвиндт, Касаткина и Басов сотворили из своих ролей шедевры. Я и забыла, что фильм растащен на цитаты – настолько смешные там случались фразочки и каламбуры.

Ну и наконец – музыка Кальмана. Какие мелодии, какое исполнение… Не верится, что в начале 20 века этот жанр считался совершенно несерьезным. Слышали бы они нынешние умца-умца… Думаю, у Кальмана бы случился инфаркт от первого и единственного прослушивания какой-нибудь пеЗДни из репертуара нынешних звездей.

В общем, прикольный фильмец – взрослыми глазами его смотреть еще интереснее: обращаешь внимание на другие моменты.

2 thoughts on ““Принцесса цирка”, фильм Светланы Дружининой”

  1. Кстати, про мужской голос. Компания, в которой я имею честь работать, московская, а мы строим в Калининграде. По работе, естественно, приходиться общаться со столичными коллегами, которых я в глаза не видела, и знаю только по голосу. У одного мужчины ТАКОЙ голос, что буквально кровь густеет в жилах и хочется залится ярким румянцем и стечь под стол. При этом, таким голосом он говорит только с прекрасным полом, значит, хороняка, видимо про то, как это действует на баь, потому что в разговоре с коллегами-мужчинами у него совершенно другой тембр. Каждый раз, как он звонит, я несколько секунд настраиваюсь, чтобы быть серьезной😁😁😁

    Reply

Leave a Comment