О неуместности некоторых фотосессий

Мне очень нравится стиль фото Энни Лейбовиц, он узнаваем среди любых других фотографий, вам даже не нужна подпись, чтобы понять, что снимок сделан этой талантливейшей из фотографов поколения.

Но даже талант не спасает от неуместности – именно этим словом хочется обозначить фотосессию четы Зеленских для журнала Вог.

Модная фотосессия на фоне мешков с песком и солдата или охранника

Недавно я немного испугала жильца, служащего армии, у которого спрашивала для подруги из обстреливаемых территорий, как правильно уложить на окна подвала мешки с песком, чтобы избежать травмирования осколками; в общем, человек вынужден был прочитать мне небольшую лекцию о том, как надо укреплять жилье, чтобы не погибнуть при обстреле, и Господи, кабы я знала, как мне пригодится такой человек в жизни. Я все это перевела и отправила подруге – но этот липкий ужас, охватывающий каждый раз, когда от нее приходили фото их лежбища в подвале… Эти дети, привыкшие туда спускаться, эти взрослые, каким-то шестым чувством научившиеся распознавать за несколько минут до обстрела, что “скоро начнется”, эти домашние животные, никак не могущие привыкнуть к небесному грохоту…

У нас сейчас проходит фестиваль фейерверков, и пожилой жилец моего дома рассказал, что его подруга, проведшая детство в обстреливаемом Лондоне, всегда уезжает из города на время фестиваля. Ей едва ли не девяносто лет, но она до сих пор не может слышать салютов. Время это не лечит, время это только припорашивает…

И тут – воговская фотосессия на фоне этих мешков. В ней нет ничего крамольного (я не знаю, будут ли у фото подписи, кто дизайнер одежды и за сколько ее можно купить, хочется верить, что не будет)… Но даже если нет крамолы – разве этот снимок уместен?

Тут у меня вообще слов нет. Стоит первая леди и вокруг нее, так сказать… статисты… Серьезно?
Солдаты, кажется, все же женщины, в полной боевой форме, искалеченная военная техника – и модное пальто с гламурно летящими волосами?
Синенькое пальто под синенькое на флаге? Фигурно струящиеся складки дорогой ткани – и пулевые отверстия?
Эта фотка почему-то бешено умиляет всех видящих ее. Хрупкая “она” с разглаженным в фотошопе личиком (оставлены скорбные носогубки и так называемые “вдовьи уголки рта”, мужественный “он”, защитным жестом привлекшие “ее” к себе жестом “не отдам”. Камуфло на нем, почти черный на ней… “Он” так похудел, что обручалку пришлось переодеть на средний палец, “ее хрупкие руки” составляют такой контраст с “его” огрубевшими руками со вздувшимися венами.

Никаких полутонов, никаких просторов для додумываний, фотоагитка на тему “а сейчас, малята, мы расскажем вам, что чувствовать, глядя на это фото”.

И никому уже не интересно, что там было с актрисулей из фильма “Папик” и другими менее известными девочками-копиями “тех же щей, но помоложе влей”, никто уже и не вспомнит всех этих гастролей с вином, баней и девушками. Вот вам “искусство”, разжеванное до жижи, остается проглотить и не раздумывать сильно над тем, насколько оно соотносится с правдой. Чистый пиар, ничего личного, дорогая.

Вариация на тему “воЕн и ангелица”. Подчеркнутая брутальность с сурово сдвинутой бровью у “него” и летяще-струящаяся хорошая блузка сложного цвета у “нее”. На диване под веселым пейзажиком – черно-белый портрЭр “его”, а кто второй – не важно. Теплый желтый цвет абажура – и холодный зеленый подтон всех оттенков зелени (каламбурчик, однако)

Не удивлюсь, если тут будут не только имена дизайнеров одежды, но и имена мебельщиков.

Знаете, я не претендую на истину в последней инстанции, но я подозреваю, что эта работа Лейбовиц – заказная, и как всякая заказуха – она имеет все признаки мастерства и узнаваемости стиля, кроме одного – вдохновения свободно творящего мастера. Когда мастером водит рука не вдохновения, а “сделай, как надо”, он и делает “как надо” – и мы сможем по списку дать объяснения, почему это круто, вот мужественность подчеркивается этим и этим, женственность – этим и тем, атмосфера создается светом и геометрией кадра. Кондовый учебник – но только и всего. А вот вдохновения мастера, инспирированного героями, желания сделать так, как хочется и видится – а не так, как надо, нет…

А когда нет вдохновения, отказывает и другое чувство – чувство уместности и правильности времени создания. Увы, заказчиками же подобных вещей всегда были люди, для которых люди, зрители – всего лишь ресурс. Как только они пытаются заразить мастера таким отношением – и возникают подобные “мастерписы ов артс”, где больше про пОльта, чем про людскую боль и кровь. Какая такая боль и кровь у ресурса, правда?

12 thoughts on “О неуместности некоторых фотосессий”

  1. Зеленский всегда носил обручальное кольцо на среднем пальце.

    Reply
  2. Тут просто не хватает накокаиненного взгляда Зеленского. Вот тогда, под этим взглядом всё казалось бы уместным. Прошу прощения.

    Reply
  3. Я так и думала, что Вы напишите пост про эту фотосессию. Фотографии очень хорошо сделаны, все подтексты и аналогии просчитаны и разжеваны для зрителя. Но потом смотришь выложеные в сеть съемки рабочего процесса – чета Зеленских улыбается, шутит, а потом принимает правильные позы и натягивает скорбь и трагизм на лица. И понимаешь, какая в этом фальшь – от начала и до конца. Просто актер жаждет славы и пиара. Печаль!

    Reply
    • Да, я тоже сегодня посмотрела бэкстейдж и еще больше скисла.

      Reply
  4. От этой как вы точно сказали разжеваености у меня очень устойчивый рвотный рефлекс. Пролистыаю на скорости, не могу. Пыталась смотреть. Ну нет ..
    Вспоминаю цитату из фильма, точнее оно само как-то всплывает в воспоминаниях при виде этих плясок на костях:”… Я жэртва!… Я така жэртва!…

    Reply
    • Наташа, насколько я вижу реакцию, эта фотосессия раздражает буквально всех – и русских, и украинцев. Олена З. даже вышла с какими-то объяснениями, шо у них такая работа. “Как страшно жить!” (голосом Литвиновой)

      Reply
  5. Ну не зря существуют выражения “политический спектакль”, “театр военных действий”. А политики (всех стран без исключения)- это в принципе актеры/шоумены. Просто кто-то более одарен, кто-то менее.

    Reply

Leave a Comment