Куда ни глянь – одно святые да бесы

Я не пишу ничего о событиях в Киево-Печерской Лавре, потому что не знаю ни подробностей, ни деталей этого дела, а все, что вываливает мне ФБ или новости – такое погружение в архаику, что мне дурно становится. И прежде, чем вы возмутитесь, почитайте, пожалуйста.

Когда друзья спрашивают меня в личных разговорах, что я думаю о религиозной составляющей войны, я отвечаю только одно: тут не может быть никаких двух мнений. Как только прозвучал первый выстрел в 2013 году на Майдане, и уж тем более, в феврале 2022, первое, что просто обязаны были сделать православные иерархи обеих церквей, УПЦ и ПЦУ, – это забыть обо всех распрях, забыть о клеймении друг друга раскольниками, забыть обо всех спорах – и встретиться. Обязательно встретиться и выработать совместный документ, который бы анафематствовал всех тех, кто посмеет принимать участие в этой братоубийственной войне, призывать ее, оправдывать или благословлять ее. Начать совместные действия вроде посредничества при переговорах двух сторон, убеждение политиков, составление мирных планов, которые бы показали православным Украины и России, вселенским православным церквям, что русские и украинские верующие могут объединиться и противостоять кровопролитию, забывая обо всех религиозных и имущественных спорах.

Я считала и буду считать это единственной из возможных политик, которые должна вести церковь, и не нужно мне говорить про края розовых слонов и идеальных пони, если где-то и должны еще быть живы идеалы, то только в мире христианской веры.

Что мы видим по результату?

А то и видим. Народы убивают друг друга, иерархи объясняют, что это нужно и правильно, священники благословляют оружие, верующие отбирают друг у друга храмы… И все это сопровождается не просто взаимной руганью и проклятиями.

Нет, ребятки, та самая заглавная фоточка уже несколько дней как в соцсетях кочует не одна, а в сопровождении других картинок.

Это одна из них, есть еще вариации с искушением святого Антония, окруженного бесами.

Как же быстро, как пугающе быстро происходит расчеловечивание – православные верующие не просто ненавидят братьев по вере, зачастую тех, с которыми еще год назад причащались из одной чаши, а низводят их даже не на уровень унтерменшей, а куда ниже, на уровень бесов.

Знаете, что тут действительно страшно? Что Господь нам дал чувство гнева (все в том же идеальном мире) для того, чтобы мы умели побеждать зло. У Клайва Льюиса в “Космической трилогии” есть эпизод, когда главный герой попадает в свежесотворенный мир, еще не знавший падения, и становится свидетелем проникновения туда зла. Картина, нарисованная Льюисом, поистине ужасна, это один из самых кошмарных эпизодов в литературе – Льюису удалось обрисовать настоящее, нечеловеческое зло, и победил герой это зло именно при помощи настоящей, яркой, чистой и беспримесной ярости – наконец, поняв, зачем Господь наделил ею человеков.

Так вот, направить ярость на человека – это грех против ближнего, это знает каждый христианин. А вот направить ярость на беса – это наш долг как воинов Христовых, это не грех, это добродетель. Я не знаю, какие люди манипулируют христианами при помощи низведения людей до уровня бесов, только сдается мне, что служат эти люди не Христу. Христос молился на кресте за казнивших его, Он молил Бога: “Прости, ибо не ведают, что творят”. Не звал легионы ангелов покарать “бесноватых” у Его креста, а всего лишь один раз произнес “отойди от меня, сатана” – и помните, когда и кому? Когда апостол Петр отговаривал Его от жертвы. Также вы помните, чем все закончилось – для Петра в том числе.

А тут – клеймить друг друга бесноватыми, либо наоборот – возводить ту самую певчую в ранг святости… и все это в Великий Пост, когда поостеречься бы со своей духовной жизнью, а уж тем более с расклеиванием ярлыков вместо Боженьки.

Гнусно все это, гнусно и грустно. Когда вокруг одного из уделов Божьей Матери идет имущественный спор, а православные клеймят друг друга бесами, тогда как пиарщики выводят из этого способы манипулирования массовым сознанием при помощи свежесозданных идеологем (бабуся с красным флагом не сработала, так давайте певчую теперь возведем в статус “родина-мать зовет”). И кровь льется без перерыва – и будет литься, пока не закончатся люди или ресурсы. И ненависть растет – и конца и края ей нет. И все больше и больше людей вокруг меня желают смерти другим людям – и не важно, кому, Путину, Зеленскому, Байдену или еще кому-то из мирового истеблишмента. Причем в этих пожеланиях смерти другому человеку они не чувствуют себя неправыми – напротив, они свято уверены, что это единственное правильное чувство, которое должно испытываться ими сейчас. И спрашиваешь их: “Вы охренели? Вы же себя разрушаете этой ненавистью, не их”, причем сколько из них верующие – и не передать. И вот что с этим делать?

Ну уж точно не постить картинки с бесами, да куда тут… Так что я лучше буду продолжать сидеть в луже идеализма; знаю, что наш мир другой, что я туплю и не желаю видеть правды жизни, но честное слово, я знаю и себя, поэтому совершенно точно понимаю, что сидение в этой луже предохранит меня от попадания туда, где ты возносишь над собой белые ангельские крыла, поднимаешь световой меч борьбы со всем плохим за все хорошее и осознаешь свое моральное право выносить вердикты.

17 thoughts on “Куда ни глянь – одно святые да бесы”

  1. Ну у меня, глядя на эти дикие пляски вокруг человека молящегося, тоже возникают подобные ассоциации с бесами. И вовсе не потому, что эти пляшущие – украинцы.

    А бабушка сработала, Ирина. Но канал Дождь об этом не расскажет )

    Reply
    • И именно поэтому ее образ перестали использовать 🙂
      А еще, Наташа, я понять не могу вашей логики. “Дикие пляски вокруг человека молящегося – это беснование”. Ок, принято. СССР – прекрасная страна, (погубившая сотни тысяч верующих всех конфессий, поэтому к беснованию не имеющая никакого отношения). Я не вас сейчас упрекаю, у меня кучи православных друзей, живущих в заданной системе координат. И я уже отказалась постичь эту дихотомию, живу с ней как с аксиомой

      Reply
      • Ирина, ну мне тоже многое сложно понять. Например, почему Вы возмущаетесь аналогией с бесами, но ничего не пишете о том, как поджигают церкви, избивают священников и вытравливают их вместе с прихожанами из храма газом?
        Вы же читаете разные источники? Каким образом всё это проходит мимо Вас?
        А по поводу бабушки скажу, что она сыграла свою роль. Что значит её перестали использовать? Появляются новые герои, новые образы.

        Reply
        • Наташа, я не СМИ, я не должна освещать все события, которые происходят в мире или на пространстве нашей родины, я пишу о том, что заставило меня задуматься, возмутило, порадовало, рассмешило.

          Я считаю кошмаром происходящее с православными церквями (и УПЦ и ПЦУ), но не пишу об этом, потому что считаю, что это априори ужас, без размышлений или извинительных объяснений, но я не клеймлю людей бесами, у меня нет специального “бесометра”, чтобы раздавать такие ярлыки, пусть Господь Бог разбирается с каждым из них, им перед Богом отвечать, не передо мной.

          По поводу бабушки, Наташа… видите ли, плакат “Родина-мать зовет” до сих пор известен каждому, а вот временные мемы, не прожившие и двух недель, говорят лишь о том, что создают их люди малодаровитые и плохо разбирающиеся в обстановке.

          Ну и по поводу СССР. Да, у меня пунктик, я уже объясняла, что осмысление этого феномена является частью моих разборок с самой собой, у меня кризис самоидентичности идет в сторону поиска своих корней и своего места в мире. И разборка с тем, в какой стране мы жили – особенно в плане того, что из усвоенного лично мной в детстве и юности, является правдой, а что – безобразной ложью, – и есть путь осмысления, по которому я движусь в сторону понимания самой себя. Попутно выдаю часть информации и тут (но поверьте, Наташа, огромную часть из того, что я узнаЮ, я не пишу). Я больше скажу, я делюсь нарытым с сестрой и мужем и они говорят мне молчать и не говорить открыто, чтобы не разбивать людям сердце, потому что нарытое ввергло и меня, и мужа, и сестру в сильнейший кризис, а уж если мы, не отмечающиеся в стане любителей СССР, настолько погано себя чувствовали, что говорить о тех, кому СССР дорог как единственная и неповторимая родина-мать.

          И да, это родина, другой нам не выдано, но это не значит, что о ней не нужно стремиться знать правду. Просто есть те, кому правда не нужна, и я их не осуждаю, это бремя, которое по нынешним временам вынесет не каждый человек. Мне правда (или хотя бы ее процент) нужен, но я вообще такой человек, мне лучше встать лицом к горькой правде, чтобы успеть адаптироваться к ней, чем успокаивать себя иллюзиями. Это не заслуга, это просто особенность психики.

          Reply
          • Ирина, спасибо за развернутый ответ.

            Нарыть можно разного всего, конечно. У меня дедушка был первым секретарем райкома партии в крупном южном городе нашей страны. Вы не поверите, до он до конца жизни жил в коммуналке – отказался от предложенной ему шикарной квартиры в элитном (по тем временам) доме.
            В выходные дни он брал за руку мою маму и шел с ней на прогулку, а на самом деле – проверять, как соблюдается порядок в городе, в учреждениях общепита, магазинах. Мама помнит, как он отчитал продавщицу мороженого за то, что та была не в перчатках.
            Понимаете, Ирина, разное бывало, и люди разные были, и ужасные вещи творились, и великие свершения.

            Мое мнение по поводу СССР абсолютно совпадает с мнением того, кто сказал следующие слова «Кто не жалеет о распаде СССР, у того нет сердца. А у того, кто хочет его восстановления в прежнем виде, у того нет головы». Вы знаете это человека 🙂

          • У мужа бабушка такая была, главный терапевт города, жила в стареньком доме в небольшой двушке, до конца жизни работала, и все время проверяла больницы – могла позвонить – и если слышала расслабленное “Але”, все, трындец. Больничка попадала под тотальные проверки – и медицина в городе была на очень хорошем уровне. Но сколько таких бессребренников было на самом деле?

            И, если по мнению полковника, у меня нет сердца, ничего, я переживу 🙂 Я жалею о возникновении СССР и распаде Российской империи, так что не знаю, что там обо мне можно думать, но в любом случае там, на выходе, возможно, мы получим все ответы.

      • Про СССР забыла написать. Ирина, извините, но у Вас просто пунктик какой-то на этой теме. Особенно последнее время. Что бы там ни было плохого или хорошего, это наша с Вами Родина.

        Reply
  2. А у меня те же чувства, что у Натальи.
    Кстати, она ни слова про СССР не написала.

    Reply
    • Ну я ж большинство людей тут не один год знаю, поэтому в общем и целом говорю о позиции.

      Reply
  3. А мне непонятно, почему про детей из предыдущей статьи информации в сети достаточно, а о происходящем вокруг Лавры “не знаю ни подробностей, ни деталей этого дела”. “Дождь” не освящает под нужным углом?

    Reply
    • Галина, а вам не приходило в голову, что человек может интересоваться одними вопросами и не интересоваться другими? Или “она поет с вражеских голосов” стало внезапно исключительно единственной мерой оценки моей скромной писанины? Ну тогда у меня для вас предложение. Попробуйте подумать обо мне просто как о человеке со своим мнением о происходящем. Не как о вражине, способной петь только за деньги с чужих голосов, а просто как о человеке с точкой зрения, сформированной не просто потому, что я тупая и жадная тварь, предающая идеалы за доллары, а потому что я могу думать, анализировать и приходить к неким выводам на основании той информации, которую стараюсь набирать из разных источников.

      Впрочем, у вас есть еще одна опция. Не читать врага народа совсем. Зачем лишний раз нервничать из-за тетки в сети?

      Reply
  4. Ирина, я понимаю ваши чувства, но всё-таки между канонической Церковью Украины и раскольническим сообществом есть одна существенная разница. Каноническая Церковь поклоняется Богу-Троице, а главная её святыня – Крест Христов. Раскольническое поклоняется Украине, а её главная святыня – Вышиванка. Т.е., это по сути политизированное племенное язычество. И гонители на Украине – это именно раскольники. А гонимые – православные. Это не значит, что все православные – святые, а все раскольники – бесы во плоти. Но духовная разница между ними – огромная.

    И не будем забывать, что раскольники восхищаются Бандерой и бандеровцами. То есть, людьми, которые своими руками устроили еврейский погром во Львове. Вы видели фотографии этого погрома? Когда женщин и девушек вытаскивали на улицу, раздевали догола и гоняли перед всем честным народом, прежде чем убить? После этого они уничтожили польскую профессуру Львовского университета, армянскую общину Львова, провели Волынскую резню. И эти люди для раскольников – чуть ли не святые. А вот русским святым они поклоняться не желают.

    Ирина, есть разница между Церковью, где почитают Серафима Саровского, и “церковью”, где восхищаются Бандерой? Можно считать эти два объединения верующих явлениями одного порядка?

    Что касается Майдана 2014 года, я видел его своими глазами. Это чистой воды бесовщина. Как Белое Братство. Тот же самый дух.

    Кстати, о Белом Братстве уже давно писали, что это был эксперимент каких-то спецслужб. Не на нём ли отрабатывались майданные технологии?

    Reply
    • Антон, не в плане защиты бандеровцев, но ради исторической справедливости. Еврейские погромы среди православных русских в дореволюционной России – тоже были весьма популярны, так что тут хрен редьки не слаще.
      И зря вы так – поклоняются вышиванке и Украине вместо креста и Троицы. Когда украинцы говорят, что православие Московского патриархата – это сплошное гебе под рясами, вы же понимаете, что эи это высокое которое не нужно обесценивать только потому, что в церкви имеется и низкое. Я не понимаю, как люди уходят из церкви только потому, что “Россия бомбит Украину” или “Украина бомбит Россию”. А с душой твоей собственной что будет, если ты сам себя лишаешь причастия и молитвы?

      Вы же понимаете, что в истории церкви были разные страницы, это как с зарубежниками. До воссоединения церквей от зарубежников шарахались, как от бесовщины (в “Пасхе красной” о трех новомучениках отцах Ферапонте, Трофиме и Василии прям эпизод есть, описываемый как подвиг, когда монастырь голодал, но от зарубежников не брал денег даже на еду), а после воссоединения церквей никто уже не вспоминает, кто кому был раскольник без благодати. Так и сейчас. Сегодня украинцы – безблагодатные раскольники с бандеровцами вместо клира, а через три года повестка сменится, и церкви примирятся, и что? Вот тут раскольники, вот тут не раскольники, вот тут газетку рвем, вот тут рыбу заворачиваем?

      Не знаю, как вы, но я после истории с зарубежной церковью больше не рискую никаких ярлыков вешать и вердиктов выносить. Господь знает, а я – хожу в свой храм и мне все равно, где и кто там объявлен еретиком, потому что сегодня люди объявляют кого-то бесноватым, а завтра – святым.

      Белое братство я застала, с Майданом ничего общего, разве что введение себя в некие психические состояния, которые в любой толпе можно получить как само собой разумеется. Вы футбольных фанатов видели? Чем от Майдана отличаются? Да ничем – полное размытие личности и превращение в часть тупого стада.

      Reply
      • По моим наблюдениям, природа Майдана очень хорошо передана вот в этом печальном рассказе: https://denliteraturi.ru/article/1973 Абсолютно вписывается в то, что мне удалось увидеть и услышать в Киеве в марте 2014 года.

        Любопытно, что на стенах вокруг майдана Незалежности были рассклеены листовки с таким примечательным стихотворным фрагментом:

        Моя ти любо! Не хрестись,
        І не кленись, і не молись
        Нікому в світі! Збрешуть люде,
        І візантійський Саваоф
        Одурить! Не одурить бог,
        Карать і миловать не буде:
        Ми не раби його — ми люде!

        Дальше шёл коротенький текст про великого пророка Тараса Григорьевича Шевченко. И подпись “РУНВIРА”.

        Тогда как раз был какой-то юбилей Шевченко, и свидомая общественность носилась с ним как дурень с писаной торбой.

        Этот маленький штришок особенно прозрачно намекает, какие именно силы правили бал на Майдане. Вспоминаю одну православную старушку, которая ещё в позднесоветские времена говорила мне, что “демонстрация” значит “демон странствует”. Она, конечно, имела советские майско-октябрьские шествия, но и ко всем прочим манифестациям разгорячённого человеческого стада это вполне применимо.

        Reply
        • Антон, помилуйте, любой толпой правят не ангелы Божии, любая толпа – тупое и агрессивное стадо, а уж революционная толпа – так тем более. Какую революцию ни возьми – обязательно Господа Бога где-то да проклянет, словно будучи сатанинской пародией на соборность. Октябрьская революция совершенно открыто была богоборческой, а вон ее продукт в виде СССР как популярен и вызывает неизменную ностальгию.

          Так что я давно уже смирилась с положением вещей – везде, где действует толпа, обязательно вывесят какого-то идола и будут с ним носиться.

          Reply
          • Именно это я и хотел сказать! Только есть один важный нюанс: в большинстве случаев безумная толпа – это не стихийное явление, её кто-то организует. И идолов ей обычно предлагают люди, у которых есть вполне определённые планы и которые используют толпу в качестве слепого орудия, этакого тарана.

            Вы привели отличный пример – революцию 1917 года. Как вы прекрасно знаете, многолюдные толпы выводили на улицы и направляли немногочисленные, но очень целеустремлённые товарищи. Так же было и во время французских революций, и во многих других случаях.

  5. Футбольные фанаты – действительно ужасны, полностью свами согласен. Мне вообще профессиональный спорт кажется нездоровым явлением. Но их пока не используют для организации революций.

    Reply

Leave a Comment