Режиссер: Дэвид Кроненберг
В ролях: Вигго Мортенсен, Кира Найтли, Майкл Фассбендер, Венсан Кассель, Сара Гэйдон, Андре Хеннике, Арндт Шверинг-Сонри, Миньон Реме, Мареике Карьер
Сюжет закручен вокруг персон основателей психоанализа Карла Густава Юнга и Зигмунда Фрейда и их сложных взаимоотношений с умной и красивой пациенткой Сабиной Шпильрейн.
Только что отсмотрели великий и ужасный фильм про Юнга, Фрейда и Сабину Шпильрейн. Ровно один час и сорок минут я сидела открыв рот, да так и не смогла его закрыть. Видите ли, дорогие читатели, книжки Юнга я мусолю уже лет эдак пятнадцать, поэтому все показанное в фильме явилось для меня настоящим откровением.
Вот, скажем, отношения Фрейда и Юнга показаны вроде бы с учетом чтения автором сценария автобиографии Карла Густава Юнга. Но сам факт того, что Фрейд, на самом деле гонимый и заклинаемый всей психоаналитической тусовкой того времени, показывается в фильме как светоч научной истины, выступающий против шаманящего Юнга (который на самом деле пытался привлечь к анализу психики мифологический, а не магический материал) – показывает то, что авторы фильма по меньшей мере смотрели на ситуацию через призму своего весьма странного восприятия.
Отношения с Сабиной Шпильрейн – это особенная песТня этого фильма. Мало того, что вся эта линия фильма явно напоминает бабскую сплетню, причем не просто бабскую, а сплетню обиженной бабы, которая хотела бы влезть в койку к доктору, да не вышло. И тогда она начинает рассказывать “ой, людоньки, шо было, ШО БЫЛО” – а все сидят, развесив уши и ручки к щекам прижимают от жуткой жути.
И не важно, что в очень честной автобиографии Юнг рассказывает о том, как любил жену и каким ударом стала для него ее смерть. Не важно, что Зигфридом занималась на самом деле его жена, а не “любовница”. Не важно, что сексуальность для Юнга была (в силу места его рождения и обстоятельств жизни и воспитания) вовсе не таким идолом, каковым она была для европейских горожан. Не важно, что сильнейший ПСИХОЗ (а не невроз, как сказано в фильме) Юнг пережил не “по насередке любви к госпоже Шпильрейн”, а потому, что сам себя зашвырнул в бездны бессознательного, погрузился в него так, что сумел остановиться буквально на границе шизофрении. Он уподобился тем самым древним врачам, которые сами заражали себя чумой и холерой, чтобы описать, когда наступают какие симптомы и как может наступить кризис.
Не важно, что Юнг как одержимый работал над книгами, работал с пациентами – и исцелял тех, от которых отказывались все другие аналитики. Нет, оказывается в кине сказали, что самым главным событием в его жизни была “любовь” к прекрасной даме – значит, так оно и есть.
И каким мелочным и жадным подонком показан Юнг! А Фрейд, чья автобиография была запятнана очень двусмысленной ситуацией с женой и золовкой, – оказался просто рыцарем в сияющих доспехах, преданным лучшим учеником.
В общем, от просмотра фильма осталось одно недоумение. Еще раз скажу – такое впечатление, что он основан на воспоминаниях кого-то очень обиженного, да еще и с больной сексуальностью. И этот кто-то так и мечется между желанием отомстить – и поведать о своих тайных фантазиях. А еще – мне совершенно неясно, зачем было снимать кино про постель по-настоящему великого психоаналитика (и не важно, что там происходило), если можно было снять фильм про его работу. Что за страсть такая – ковыряться к белье у людей, не важно, чистое оно или грязное. Есть в этом что-то плебейское – выделять из всей биографии человека только его отношения с женщинами или мужчинами, словно ничего другого в его жизни не было.
В общем, фильм этот можно смотреть только тем, кто ничего о Юнге и Фрейде не знает. Тогда он его по крайней мере не будет раздражать. Если же ваши знания обезображены знаниями биографии и трудов этих двух людей – можно гарантировать, что на час сорок экранного времени уйдет слишком много слюней на плевки.
Да, и кстати… Кира Найтли научилась играть истерики и неврозы. Видимо, кричать, плеваться и кусаться гораздо легче, чем изображать другие эмоции человека.