Песня, приписываемся Борису Гребенщикову, не просто им не написана, но еще и изменена. Ваша покорная слуга только об этом узнала. Для таких же несведущих, делюсь информацией.
Вот оригинальный текст стихотворения, написанного в ноябре 1972 года поэтом Анри Волхонским (орфография авторская).
Над небом голубым
Есть город золотой
С прозрачными воротами
И яркою стеной
А в городе том сад
Все травы да цветы
Гуляют там животные
Невиданной красы
Одно как рыжий огнегривый лев
Другое – вол, исполненный очей
Третье – золотой орел небесный
Чей там светел взор незабываемый
А в небе голубом
Горит одна звезда
Она твоя о Ангел мой
Она всегда твоя
Кто любит тот любим
Кто светел тот и свят
Пускай ведет звезда твоя
Дорогой в дивный сад
Тебя там встретят огнегривый лев
И синий вол исполненный очей
С ними золотой орел небесный
Чей так светел взор незабываемый
Тут же все становится на свои места: это не некий фентезийный город, а Небесный Град Иерусалим, где три зверя – вол, исполненный очей, огнегривый лев и золотой орел – символы трех из четырех евангелистов. А четвертый символ – Ангел. И звезда становится не некой звездой с неба, а именной Той Самой Звездой, воссиявшей для нас с вами.
Музыку же написал то ли итальянский композитор Франческо ди Милано, то ли советский гитарист В. Вавилов, прибегший к такой странной мистификации по известным причинам.
Так или иначе – песня стала очень знаменитой после исполнения БГ в фильме “Асса”. Но зачем было менять слова в НЕ СВОЕЙ песне – ума не приложу. Тем более, что в фильме не указано авторство вообще – и народная молва стала приписывать и слова, и музыку многоуважаемому Борису Г. В общем, не очень хорошо сей поступок характеризует одного отдельно взятого рок-музыканта, не очень хорошо…
Так что ликвидировала еще один пробел в знаниях 🙂
Ира, у меня тут человек, который знает все обо всем )), говорит, что авторов стихов двое: Алексей Хвостенко и Анри Волохонский. Музыка – Франческо ди Милано (с пластинки “Лютневая музыка”).
А что БГ исказил, кроме стены (у него там, кажется, “и яркою звездой”)?
А-а, увидела – “Над небом”. Тогда понятно.
Ну так или иначе, Ольга, я ликвидировала пробел – всегда думала, что это БГ такую хорошую песню написал. Хотя БГ никогда не любила и не люблю по сей день.
то, что для вас все это явилось открытием, говорит лишь о вашем пробеле в знаниях и никак не характеризует БГ, тем более “не очень хорошо”, ибо:
1. ” В 1975 году песня использовалась в спектакле «Сид» ленинградского театра-студии «Радуга», где её и услышал Борис Гребенщиков. Он впервые исполнил песню в марте 1984 года на концерте в Харьковском государственном университете, при этом извинившись за то, что даже не знает, кто написал это произведение”
2. На конверте пластинки фирмы “Мелодия” от 1988 г. с музыкой к фильму “АССА” песня “Город золотой” фигурирует как “народная песня в обработке Б.Гребенщикова”, что вполне себе согласуется с п.1
т.е. БГ никогда не приписывал себе авторства этой песни.
3. никто не навязывал вам образа некоего “фэнтезийного” города (хотя чем Иерусалим небесный не фэнтези)), образы Орла, Тельца и Дьва вполне себе библейские и даже не совсем новозаветные:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%84
так что любому специфическим образом развитому в культурном отношении человеку аллюзия и так ясна, безо всяких в лоб указующих предлогов
Спасибо Вам огромное!!! Очень интересно все, что Вы написали! Марина из Санкт-Петербурга.
А мне БГ нравится)
И я не считаю, что он так страшно-ужасно исказил смысл (мы ведь не о тексте Священного Писания говорим, где самовольно букву не переставишь). И, кстати, в отсутствие предлога “над” аллюзия на Небесный Град прочитывается не менее ярко))
Если бы символы евангелистов он сделал другими или вместо звезды у него там Гаруда летал – тогда да)
AyyA, знаете, что заметила? такие же “захожане”, как я была во времена “АССЫ”, вообще не считывали эту аллюзию. А те, кто хоть немного Евангелие читали – тем все было более-менее ясно.
Хм… всегда была уверена, что БГ просто обработал средневековый духовный стих. Автором его никогда не считала. Интересная история, спасибо.
А я его только за эту песню и уважала. Остальное всё, написанное им – мерзость. И сам он внешне – ужасный. Никогда не нравился.
И то, что слова именно ТАК поменял – неприятно. Чего хотел, зачем менял?? Я далека от веры, но каким-то чувством догадывалась, что там библейские персонажи, звезда. Но до конца не догоняла. Тот предлог мешал ((
Все бг отстой теперь фууу
Я слышал эту песню в исполнении женщины.Она пела на двух языках и это было потрясающе. К сожалению,я не запомнил ни имени,ни фамилии этой женщины,но она пела под собственный аккомпонемент (гитара).
Если кто-нибудь понял о ком я пишу,пожалуйста,дайте ссылку на [email protected] Спасибо.
Лариса Герштейн
Он не заменил НАД на ПОД, а просто ошибся, и Анри Волохонский хоть и указал ему на это, а также на звезду вместо стены, никаких претензий не имел.
Благодаря БГ песня ушла в массы.
Спасибо всем большое! Очень признательна за информацию! А всем ругающим Бориса Гребенщикова хочу сказать: давайте поблагодарим его хотя бы за то, что благодаря ему мы вообще узнали и о песне, и о стихотворении. Бог – есть любовь. Не надо никого ненавидеть!
Лично мне Борис Гребенщиков очень нравится. Может потому, что мы земляки ( я тоже из Питера) и почти ровесники, и мы на одной волне.
Единственная песня БГ, которая мне не нравится.
Сегодня умер автор этого произведеия. Это печалтно. А мы и не знали, кто написал эти стихи. А я на месте мерзкого БГ с дрожащим голосом, прежде чем спеть, поитересовался бы – ху из аффтор? И произнс его уважаемое имя.
Если бы Борис Борисыч не исполнил эту песню, то огромное количество людей и не знало бы этого стиха.
Сюжет этой песни-фрагмент “Апокалипсиса”, т. е. “Откровений Иоанна Богослова”. Описывается церковь небесная. Спасибо авторам за прекрасные стихи и не менее прекрасную музыку. И БГ, конечно же, тоже спасибо, ведь он еще в те далекие годы подарил нам эту песню. Может поэтому и был немного изменен текст.
Здравия вам,
И земля пухом Анри Волхонскому
А бориска с этой песней действительно с головой себя выдал – подлый человечишко…
Пустомеля с единственной целью – дурить головы школьницам.
Опустил Город, ворота прозрачные без стены остались (не видать их теперь совсем…) и звезда тоже под небом оказалась…
ГБшный перевертыш постарался.
[IMG]http://i64.tinypic.com/2h53585.jpg[/IMG]
Извините за неформатную ссылку.
По ней фото бориски с его лепшими корешками – эрнстом и макревичем
http://tinypic.com/r/2h53585/9
И предыстория песни.и ее текстуальный анализ – все очень интересно. Спасибо. Но,к сожалению.и вопрос авторства не исчерпан,вот и ещё один”автор” появился,и стиль этой маленькой полемики очень современен – унизить,оскорбить. Сожалею.
Анри Волохонский написал песню на мелодию с советской пластинки “Лютневая музыка XVI-XVII веков” 1968 г. выпуска.
Практически все произведения этого “сборника” (в том числе упомянутую мелодию) сочинил ленинградский же гитарист, лютнист и композитор Владимир Вавилов, подписав к своим сочинениям имена известных композиторов эпохи Ренессанса. “Канцона” Вавилова всё же имеет некоторое сходство с “Фантазией №30” упомянутого Франческо да Милано.
(С) http://music-facts.ru/song/Akvarium/Gorod_zolotoy/
Подробнейшее исследование по истории создания песни можно прочитать тут http://www.israbard.net/israbard/pressview.php?press_id=1049809438
Алексей Хвостенко был другом Анри Волхонского, он первый исполнил песню РАЙ, но не был соавтором ни стихов, ни музыки. Согласно вики и поисков в интернет.
Где-то в конце восьмидесятых у нас поставили советское телевидение, и вдруг смотрю — БГ поёт мою песню. Что ж… Хорошо поёт. Ну, текст немножко искажает, но это не беда. Бывает. Да ведь все песни существуют в более-менее искажённом виде. Возьмите, скажем, «Хасбулат удалой». Там ведь совсем другой текст, чем тот, который поётся. В общем, я обрадовался даже. Это, знаете, придумывают всякие глупости, говорят про этого бедного БГ, что он, мол, не имел права… Почему? Конечно, имел. Так что все нормально[8].
— Анри Волохонский
источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4_%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B9
Вывод: не суди, да не судим будешь.
…це про Київ…так сказати ….і дуже …дуже коротко…
Всем сердцем благодарна Борису Гребенщикову за внесенную им в жизнь песню. Как нравится мне его исполнение,так и сам он мне очень симпатичен. Мой 14-летний сын уважал исполнительский талант Б.Гребенщикова, юноша всегда пел эту песню под гитару. Песня стала каким-то объединяющим началом нашей семьи. Теперь сыну 41 год, а я всегда при встрече прошу исполнить ее под гитару.В этот миг какие-то возвышенные чувства охватывают мой разум. Дом наполняется другой энергетикой: чистой доброй благородной! Лично для меня эта песня стала путеводной звездой на пути духовного созревания.
Спасибо всем за комментарии!