“Одиночество ума” – новая погремуха псевдоинтеллектуалов

Слушайте, я тут случайно наткнулась на жалобу высокоинтеллектуальных дам, можно сказать, светочей извилин и почетных нейрононосцев нашего королевства – Ксении Собчак и Валерии Гай Германики.

Одиночество ума” — это выражение, описывающее глубокое чувство интеллектуальной или эмоциональной изоляции, отсутствие возможности поговорить с кем-то “равным”, – заявила Валерия.

Очень часто чувствую это одиночество, и потом каждый раз вспоминаю, как же мне повезло встретить моего любимого мужчину. И повезло, что, когда одиноко, я могу позвонить Лере. Мир несправедлив, всюду правит серость, мы все умрём. Но жизнь стоит того, чтобы жить“, — добавила Собчак.

Слушайте, вот сколько могу вспомнить, никогда не слышала в публичных интервью, воспоминаниях или дневниках умных людей (действительно умных, вроде академика Лихачева или Капицы, Лидии Чуковской или Натальи Трауберг) жалоб на то, что велика Россия, а поговорить не с кем. Особенно с выражением “равный” в анамнезе. Больше скажу – ежели бы я увидела сентенцию про “равных” из-под из пера, я бы впала в сильнейший когнитивный диссонанс.

А все потому, что имеется, имеется одна основополагающая черта, разделяющая действительно умных людей от псевдоинтеллектуалов. Умный человек всегда, ВСЕГДА сомневается в своем уме – и так же ВСЕГДА может найти, чему поучиться даже у самых, казалось бы, плохо подходящих для этого людей – вроде сокамерников по лагерям, вертухаев или завистливых тугоумных коллег. А еще умному человеку нескучно наедине с собой, потому что ему всегда есть что почитать и о чем подумать. У него может быть потребность поделиться своими мыслями, а может такой потребности и не возникать, но он никогда не будет испытывать потребности искать себе “равных”, чтобы обрушить на них водопады своей мудрости.

Потому что псевдоинтеллектуалы – они не про думать, они – про вести нескончаемый монолог, который, так уж и быть, может прервать тот, кого они считают “равным” себе, то есть такой же псевдоинтеллектуал, которому позволяется иногда тоже произнести монолог – и это событие “обмена мыслями” сродни интеллектуальному онанизму, где важен процесс, а не результат. Каждая из высоких сторон заливается токующим тетеревом, сплетаючи словеса в некие кружева, где практически не бывает здравого смысла, зато полно – длиннот, красивостей и сложных слов, украшающих все это полотнище, аки триоли и форшлаги барочную музыку. Да в принципе барокко и получается – много-много позолоты, амурчиков, псевдоколонн, завитушек и цветочных гирлянд, только это не высокое барокко какой-нибудь дрезденской галереи, а цыганское барокко геленджикского дворца – тех же щей, но пожиже влей, как говорится.

А еще я все больше думаю, как же все-таки причудливо тасуется колода. Раньше я была уверена, что если ты родился в хорошей семье с умными родителями, получил хорошее образование, то ты как бы обречен быть умным и всесторонее одаренным, но жизнь расставила все по своим местам. Что рожденная с золотой ложкой во рту мадам Собчак, что не менее злотоложечный господин Богомолов, что многочисленные остальные детишки что советской, что современной номенклатуры (впрочем, как и мировой тоже) лишний раз доказывают, что ум – категория очень опосредованно зависящая и от семьи, в которой ребенок родился, и от вуза, в котором учился.

Только в моем пузыре, состоящем в основном из людей, учившихся в глубоко провинциальных школах, а также закончивших провинциальные вузы, наберется очень много людей, среди которых мадам Собчак с ееннымм Богомоловым вряд ли найдут равных себе – ибо им действительно не о чем будет говорить по насередке того, что у обоих думалка не отросла того масштаба, чтобы считаться им равной. У моих родных и друзей и эрудированности, и начитанности-насмотренности поболе будет, но самое главное – они могут использовать эту начитанность-насмотренность для анализа и синтеза входящей информации, а затем связывать ее с другой информацией, для того чтобы создавать все более и более глубокое понимание этого мира – но самое главное, эти люди никогда не мнят о себе слишком много. Они как раз смогут пообщаться с такими, как КсеньАнатольна таким образом, чтобы последняя ни коим образом не думала о себе плохо, но вот до какой степени им придется снизойти – чтобы обсуждать на понятном мадам Собчак языке понятные темы, вот в чем вопрос.

Так что в принципе мне вполне понятны стенания Валерии Г. и Ксении С. по поводу невозможности найти себе равного. По-настоящему умные люди с ними общаться захотят исключительно из любопытства, чтобы познать, насколько глубока эта кроличья нора, а затем, натерев педагогические мозоли, мило прекратят общение в одностороннем порядке – а обитатели бревен и прочие рэперы и мытци, может, и хотели бы с Ксенией пообщаться, да только уже ей с ними скучно. Она ж теперь не ведущая “Дома-2”, а цельная великая журналистка и супруга такого же великого режиссера (впрочем, с годами Ксения действительно заматерела в профессии, не буду скрывать очевидного). Но поднатаскаться там, где от журналистики остались рожки да ножки и на безрыбье даже рак рыба – немудрено, а вот с умом у всего этого поголовья все так же печальненько.

Вот и стенают – что велика Россия, а равных им не имеется. Маются в одиночестве, бедолаги… ну а мы че, мы продолжаем наблюдение. Интересно же ж, как могучие умы не могут достойной компании себе найти.

Leave a Comment