Режиссер: Кеннет Брана
В ролях: Лили Джеймс, Кейт Бланшетт, Ричард Мэдден, Хелена Бонем Картер ,Нонсо Анози, Стеллан Скарсгард, Софи МакШера, Холлидей Грейнджер, Дерек Джекоби, Бен Чаплин
Помните Златопуста Локонса из “Гарри Поттера”? Он, оказывается, и есть режиссер новой диснеевской “Золушки”.
А теперь о фильме.
Вот вам классическая диснеевская принцесса Синдирелла.
Прочувствовали внешность? Классическая красавица, похожая на Мэрилин Монро.
Вот Золушка на балу. Стройная приятная милашка с классическими чертами лица, мягкой округлостью в изгибах тела. Принц – стандартный красавчик.
Теперь – о фильме.
Вот эта девушка, отвечающая классическому ныне канону красоты “girl-next-door” с бровями Кары Дельвинь – новая золушка.
Еще раз: насладитесь разницей:
Но даже это не суть, в конце концов, Золушка ведь не обязана быть невероятной красавицей: лучшая Золушка всех времен и народов Янина Жеймо тоже не является сногсшибательной красоткой, разящей правильностью черт в самое сердце. Но Золушка ведь должна быть доброй? И милосердной. И смиренной. И послушной.
Вместо этого – режиссер Златопуст Локонс предоставляет нам умопомрачительную, запредельную курицу, которая манерно вещает на французском языке всякую хрень и позволяет обращаться с собой как с тряпкой не потому, что добра, а потому что просто – “верит в добро”. Эта фраза настолько часто повторяется в фильме, что понимаешь, что это и есть режиссерский посыл, и беря его за основу, начинаешь искать в характере героини доброту. И понимаешь, наконец, в чем разница – между добрым человеком и “верящим в добро”. Она такова же, какова разница между, скажем, любящим и верящим в любовь; между верующим и “имеющим Бога в душе”… В общем, разница – не количественная, а качественная.
Глядя на Золушку, вяловато делящую обед с мышами, проверяющую курятник, равнодушно спускающуюся по социальной лестнице вниз из покоев к очагу с золой – совершенно не понимаешь, что в этой девушке есть такого, что затем обратит на себя внимание принца. Я не знаю, в чем здесь дело – в том, что у актрисы эмоциональный спектр пилки для ногтей – или в слабой режиссуре, но очевидно Золушка невыразительна настолько, что единственным по-настоящему живым в ней является ее голубое платье. Честное слово – оно живет так, как актриса не жила ни минуты экранного времени.
В общем, главной героиней разочарована не только я. Дитя посмотрело фильм минут пятнадцать и занялось плетением браслета перед телевизором. Дав мне понять, что фильм я могу не выключать, но и особенного интереса он у нее не вызывает.
Принц Настасью тоже разочаровал.
Я не знаю, что сделали с Мэдденом, который в “Играх престолов” был вполне себе симпатичным, но его прилизанность и какая-то лакированность сделали свое черное дело: наша девица отметила только то, что у принца слишком много морщин и “он какой-то старый и некрасивый”.
Но больше всего меня поразила Бланшетт. Я очень люблю эту актрису, знаю, что она может сыграть все, что угодно – но в роли злодейки она была просто никакая. То ли Златопуст не дал ей развернуться и заставлял играть так, как она играла, то ли характер был таким плоским, что она ничего не смогла из него выжать – но Мачеха в ее исполнении была просто никакая. Нет, и наряды были в стиле послевоенного ньюлука, и роковой мэйкап, и прически и позы…. Но Бланшеттовской мачехе не было ничего живого, она была как плоская фотография из глянцевого журнала – хороша в статике и вообще никакая в динамике. Я, кстати, могу то же самое сказать обо всем фильме.
Актеры отлично смотрелись в фотосессиях и рекламных постерах – и совершенно терялись в самом фильме. Все, без исключения, абсолютно – ВСЕ. Следовательно, буду предполагать, что это не в актерах дело, а в режиссере, который просто не сумел нормально дать понять, чего он хочет от актерского состава.
Ну и по мелочам… Афроамериканцы-качки в австрийских гусарских костюмах – это перебор, это такой перебор, что я весь фильм не могла избавиться от ощущения, что толерантность хороша до определенной степени. Иногда – она просто излишняя. Если вы уже беретесь пичкать фильм достоверными деталями вроде костюмов эпохи, переделанного под королевский дворец дрезденского Цвингера, люстр со свечами, поднимаемых лакеями на веревках, карет с гербами и барочной резьбой, умирающими от болезней персонажами и плачущими настоящими слезами над их телами… ну как-то же подумайте, уместны ли в королевском дворце качки в гусарских костюмах из Африки… Уместны ли совершенно неживые и лубочные характеры злых сестер, более всего напоминающих питомцев интерната для отстающих в развитии детей; уместен ли вполне себе иезуитский характер министра при королевском дворе.
И, наконец, уместна ли смачно отрыгивающая молоком фея-крестная. Вот с этим персонажем – ничего, кроме возмущения, у меня связано не было, хотя я нежно люблю Хелену Бонем-Картер. Потому что отрыгивающая фея в детской сказке – это не просто перебор, это пики, эвересты пошлости.
Поэтому, знаете, чем я лечила дитятку после этого кинца?
“Золушкой” 1947 года 🙂 И Настя высидела час не шелохнувшись, вот что я вам скажу. И смеялась песенке про жука. И хохотала с нами над Раневской. И потом сказала, что ей эта Золушка понравилась больше, потому что “она веселая и добрая”. Моя дочь уже не младенец, но ее устами – для меня была сказана вся простая сущность старой советской сказочной героини. Именно такая Золушка могла обратить на себя внимание принца: потому что она веселая и добрая. По-настоящему добрая. Именно такая Золушка – вопреки тому, что игравшей ее актрисе было 37 лет, она пережила блокаду и обрушение семьи – вызывала, вызывает и будет вызывать отклик в детском сердце. Невзирая не бедные декорации и спецэффекты, которые и назвать таковыми просто невозможно.
И перефразируя слова Короля Шварцевской сказки, рискну сказать, что никакие деньги и никакие спецэффекты не сделают актрису – красивой, режиссера – талантливым, а фильма – добрым и искренним. Потому что в этой жизни всегда будет разница между добром и верой в него – и дети всегда будут ее чувствовать.
Вот и весь вывод после просмотра очередной голливудской дорогой поделки. И знаете, чего я вангую? Забудут дети этот фильм. Просто забудут. Их до определенного возраста не обманешь.