Режиссер: Маттео Гарроне
В ролях: Сальма Хайек, Венсан Кассель, Тоби Джонс, Джон Си Райли, Ширли Хендерсон, Хейли Кармайкл, Бебе Кейв, Стэйси Мартин, Кристиан Лис, Джона Лис
Маги и волшебники, короли и королевы, красавицы-принцессы и страшилы-великаны населяют эту потрясающую готическую фантазию. Сластолюбивый Король Одинокого Утеса берет в жены прелестную деву, а она превращается в уродливую старуху. Отважный Король Долины Туманов отправляется на бой с драконом, поскольку волшебник предсказал, что королева понесет ребенка, если съест сердце дракона. Ну, а Король Диких Гор с любовью выращивает гигантскую блоху, а родную дочь без тени сожаления отдает в жены горному орку. За стенами величественных замков строятся коварные козни, даются безрассудные обеты, там страстно любят и жестоко убивают…
Может, я не там смотрела, но по поводу этого фильма я не прочитала ни одного доброго слова. Кто только и какими словами его не ругал. Мол, и физиология, и мерзость, и пакость, и сюжета нет, и некрасивые все. Оно вообще-то так и есть. Фильм смотреть в присутствии малолетних категорически нельзя. Однако, мне кино понравилось – и объясняю, почему.
Ребята, вы читали греческие мифы? Не детское переложение, а настоящие греческие мифы. Если еще не читали, рекомендую… чтение ошарашивает настолько, что начинаешь понимать отвращение Средневековья к античности и фразу из Псалтири “боги язык суть бесови, Господь же небеса сотворил”. Все эти прекрасные легенды о рождении Афродиты или Афины сотоварищи оказываются настолько омерзительными – что где-то глубоко на подкорке начинаешь разделять “Рождение Венеры” Ботичелли и тот миф, который инспирировал художника.
Так вот, человеческие сказки – это мертвые мифы. Где-то тут в глубинах блога лежат посты о том материале, который лежит в основах наших сказок: кто и что на самом деле находит отражение в бабе Яге, Кощее Бессмертном, поисках принцессы и так далее. “Страшные сказки” – это фильм, авторы которого решили показать не карамельные пересказы европейских сказок, а, если можно так выразиться, настоящую магическую реальность, реальность, где оживает мертвый миф и становится обычной повседневностью. Авторы удивительно умудрились соединить все, если хотите, сказочные штампы (вроде бездетного короля и королевы, которые хотят наследника любой ценой и для этого им нужно умертвить чудовище и съесть его сердце) с историчностью Европы и ее окрестностей… В бездетных королеве и короле узнаешь испанский двор (королеву играет мексиканка Сальма Хайек в превосходно стилизованных испанских нарядах, а ее чудесным образом обретенного сына – парень, словно сошедший с картин Хуана Пантоха де ла Крус). В короле, сыгранном Венсаном Касселем, видишь французский двор с его утонченным развратом, а в принцессе, отданной за гоблина, угадываются английские принцессы с их холодноватой красотой пыльной розы.
Когда мы читаем сказки, мы воспринимаем совершенно чудовищные вещи само собой разумеющимися. Ну вот, скажем, фразочка “и тогда сестры Золушки, чтобы обуть хрустальную туфельку, отрезали себе мизинцы и пятки”; или – “а со злой королевы живьем содрали кожу, привязали к двум кобылицам и пустили в чисто поле”; или – “а злая старуха выколола себе со злости глаза и утопилась в пруду”. Пожирающий своих детей людоед из “Мальчика с Пальчик”, женящийся на королевне Финист Ясный Сокол, который ничтоже сумняшеся травит молодую жену, чтобы вернуться к купеческой дочке, вываривающийся в кипятке с целью омоложения царь… Все эти вещи мы словно не воспринимаем всерьез, для нас это как бы условность, не несущая смысла. А вот в фильме эти условности показывают такими, какие они есть, нашим глазам предстанут все эти сцены без прикрас. Надо скушать сердце чудовища? Не вопрос: вот королева, которая ест сердце. Надо старуху с молодым голосом, которую полюбил король, не видя ее лица? Вот вам старуха во всей своей омерзительности. Рассказывают нам о короле, который полюбил блоху больше своей дочери? Вот и блоха, и король, и дочь.
А еще – у этих страшных сказок не будет сказочного финала. Действие фильма тем и хорошо, что оно развивается на стыке двух реальностей и там, где ждешь сказочного конца, его не будет. Будет обычная реальность нашего жестокого мира.
Резюмирую: я отстаивала фильм ровно неделю и доложу вам, что послевкусие от него – совсем не крысиное, хотя физиологических деталей там хоть отбавляй. У режиссера получилось создать не просто кино, у него получилось создать особую атмосферу, магическую реальность, где невеселые законы нашего бытия отлично уживаются с волшебниками, гоблинами, феями, колдуньями и принцессами.
Не знаю, что еще говорить, видимо, разговоры все равно бесполезны, лучше один раз увидеть.
Очень его ждала, а когда смотрела, боялась, что не дотянут до конца не скатившись в повальное счастье и ликование.
Очень интересна теперь история про старух, я ее не встречала ранее, хотя сказками всех видов забит целый шкаф, правда, Базиле среди них нет.