Вчера в гости к нам пришел отец наших друзей. Друзья будут помладше, следовательно, папа нас постарше, но не настолько, чтобы годиться в родители нам. Так что вроде как одно поколение – родом из СССР. Цимесом ситуации было то, что папа – москвич, интеллигентнейший человек, умный, трезво мыслящий, ироничный и главное – старающийся выяснять детали, касающиеся любой информации.
И вот, конечно, речь зашла об Украине и Донбассе. И конечно – человек попросил рассказать ему истории из первых уст. И конечно – их есть у нас в количестве, превышающем вечерние посиделки за чаем. Но вот реакция…
Понимаете, весь наш ближний круг общения – это либо бывшие украинцы, либо – россияне из мест близких к границе, то есть регулярно до войны ездящие то закупиться в более дешевую Украину, то имеющие там родню – и, следовательно, регулярно туда наезжающие. А тут – москвич с полностью оборванными связями еще в период кастрюлеголового скакания. Как клятый москаль он был проклят и забыт всеми его немногочисленными свидомыми знакомыми – и доступ к информации из первых уст у него был прерван.
Ну а тут – дорвался до нас. В общем, чтобы анамнез был совсем понятен: “Никогда мы не будем братьями” он услышал только позавчера (это к слову о том, что россияне спят и видят Украину во снах и люто им завидуют). И вот рассказываем мы ему о нашем светлом прошлом после незалежности – вроде древнеарийского происхождения укров, разницы геномов и прочих изысков укроисториков – и заканчивая нынешней ситуацией на Донбассе. И пересказывая еще и еще раз эти наши истории – мы видим реакцию человека. И понимаете – словно взглянули на все еще раз действительно со стороны (повторяю, наши-то все российские друзья в общем-то в курсе ситуации, поэтому многие вещи им не нужно было объяснять, а тут человек задавал массу вопросов, который для всех нас вроде как были само собой разумеющимся). И вот этот взгляд на ситуацию – он отвалил снова башку.
Это как жить на хуторе, свыкнуться с покосившимися заборами, толчками с дерьмом, кучами мусора, пьяным Ляксеичем, гоняющим на тракторе… А тут приезжает кто-то городской и начинает тебя спрашивать, что такое подойник, как называется вот то растение у забора, почему Ляксеич с утра валяется в луже у трактора и почему в деревне нет ни одной целой лампочки у фонаря. И ты смотришь на свое село совсем другими глазами и начинаешь видеть весь тот трэш, в котором жил и вроде как не замечал его замыленным глазом.
Так и вчера вечером… Мы рассказывали о нашем образовании чуваку, закончившему МГУ – и он сидел, прозревая, что нам всерьез читали лекции о том, что Христос был выходцем из Запорожской сечи. Что Пушкина можно было выучить за 2 часа уроков в школе. Что сейчас всерьез снимают кино о том, что украинцы – это арии, а русские – монголо-татары. Что проспекты Бандеры и Шухевича – это не бред воспаленного мозга. Что можно стрелять по своим, бомбить своих, грабить и насиловать своих. Что можно по-настоящему считать украинскую (то есть свою, родную) армию хуже фашистов в 41. Что все это – не идеология и не страшная фантастика, а правда.
И вот наш собеседник пошел домой, слегка пристукнутый нашей беседой, а мы остались – переглядываясь, словно еще раз переживая все эти подробности и думая о том, что какой в заднице Кафка и какой в заднице Брэдбери могли в страшном сне увидеть то, чем украинцы и Донбасс живут каждый день в 21 веке. “Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью”, но так расстарались, что переплюнули всех мастеров фантастических антиутопий.
А человек новостей, форумов и прочих фейсбуков не читает совсем? Это надо в каком-то вакууме жить, чтобы ничего не знать. По-моему, все “бывшие наши” давно разделились на два лагеря. Или ты-там, или- здесь.
Человек много работает и действительно занимается важным делом.
И правильно делает.