режиссер Андрей Смирнов
В главных ролях:
Наталья Рудная
Леонид Кулагин
Наталья Гундарева
Александр Фатюшин
Людмила Максакова
Армен Джигарханян
Игорь Кашинцев
Юрий Кузьменков
Валерий Лысенков
Зоя Мокеева
В юности они любили друг друга, но потом расстались. Илья женился, Александра вышла замуж, но семейная жизнь у обоих не сложилась. Встретившись вновь, они понимают, что по-прежнему любят друг друга, и проводят вместе семь счастливых дней в деревне
Я не видела этого фильма – в советское время он шел под грифом “детям до 16”, а затем – его как-то не демонстрировали особо ни по ТВ, ни в кинотеатрах.
Так что посмотрела я его только сегодня – и полная впечатлений делюсь.
Итак, перед нами – неделя из жизни обычных советских интеллигентов, питерцев. Врач и инженерша, 1974 год, застойный расцвет. С самого начала мы начинаем гадать – кем друг другу приходятся эти люди. Потому что одно – это то, что мы видим, другое – это то, что они говорят, третье – это то, что выясняется потом из разговоров и поступков. Пара едет куда-то далеко в деревню, провести неделю вместе.
Свидетелями этого своеобразного медового месяца мы и становимся.
Итак, неделя в северной деревне, все виды погоды – от ливня до солнца, тумана и снега. Отдельная комнатка у хозяев, полное ничегонеделание. Первые дни, когда люди полностью друг другу принадлежат.
Знаете, что поразило больше всего? По фильму заявлено, что героине нет и тридцати, герою – едва за тридцать. Самим актерам – примерно столько же. Но Бог мой, внешне они выглядят гораздо старше, а по накалу эмоций – тянут на полноценный современный сорокушник. Я уже писала о том, что поколение 70-х годов вообще какое-то экстремально рано вызревавшее – сразу после школы многие из них женились, создавали полноценные отдельные семьи. В тридцать лет – многие проходили через разводы, череду измен, начинали второй заход новых браков. Мне – ребенку этого поколения – они кажутся действительно какими-то опережающими нас по плотности событий и степени зрелости реакций. В “Школьном вальсе” героиня Симоновой в свои 18 лет отыгрывала медеевские страсти, достойные тридцатилетней. В “Осени” двадцативосьми- или -девятилетняя героиня выдает сцены, достойные Иокасты, и пока ты сидишь, открыв рот, глядя на все, что она вытворяет, тебе как-то недосуг подумать о том, а что же ждет эту пару дальше.
В фильме вообще перед нами проходит три типа семьи – пара интеллигентов в исполнении Натальи Рудной и Леонида Кулагина, пара крестьян в исполнении Натальи Гундаревой и Александра Фатюшина, пара еще одних интеллигентов в исполнении Людмилы Максаковой и Армена Джигарханяна. И я теперь буду еще несколько дней думать – а кто ж из них счастлив-то? И какое оно – это их семейное счастье?
Я не буду вдаваться в подробности – потому что вам будет неинтересно смотреть, а смотреть и слушать в этом фильме есть чего. Каждая фраза, каждый поворот головы, каждая интонация – имеет огромное значение. Я давно не видела фильмов, настолько плотных по содержанию и осмысленности повествования. В “Осени” нет ничего лишнего, ни одного кадра, ни одного звука. Фильм идет полтора часа, но за эти полтора часа перед вами проходят жизни трех семей, вы можете восстановить их по монологам и диалогам, пластике и молчанию, даже с помощью пейзажей и музыки; причем вы определенно даже можете прикинуть, что их ждет дальше.
Актерские работы бесподобны: Наталья Рудная, тогдашняя супруга режиссера, мастерски сыграла советскую курицу, претендующую на роль не меньше, чем Настасьи Филипповны, но не имеющую истеричности, которая так действовала на мужчин типа Достоевского. В результате получается жалкая копия, обычная несчастная баба с амбициями, превышающими ее возможности, неспособная ни понять мужика, ни стать ему настоящей подругой, ни держать выбранную роль до конца. Кулагин сыграл типичного интеллигента, мечущегося между двух баб и все не понимающего, чего ж ему нужно.
Гундарева… Ой, мать моя женщина, Гундарева играла поморку. Это было бесподобно, это было шедеврально – и мне очень жаль, что у нее было не так много сцен. Я ее обожаю везде и всюду, мне кажется, она одна из самых гениальных актрис 20 века – и в “Осени” открылись новые грани ее таланта. В паре с Фатюшиным, который тоже сыграл просто шедеврально – они создали образы не вымерших еще сельских людей с немудрящей жизненной философией, которая, как нож масло, резала все интеллигентские мудрования городских гостей.
Ну и Максакова с Джигарханяном. Минут десять экранного времени вместе – полноценная жизнь семьи в результате. Через две минуты ты уже понимаешь все про эту семью, чем жена держит мужа, почему муж еще с ней, как у них все работает и как будет работать. Потрясающие актеры, просто потрясающие. Я и забыла, какая Максакова хорошая актриса – как-то примелькалась ее нынешняя исполосованная хирургами физиономия с параноидальными рассуждениями в стиле “вы все дураки, а я – звезда”.
В общем, друзья мои, если вам хочется глубокого и серьезного фильма об отношениях – смотрите “Осень”.
Конечно, весело было глядеть “эротические” сцены, засунувшие фильм в категорию “дети до 16”. Бог мой, каким целомудренным было советское кино той поры.
И да, музыка Шнитке… Нужно ли продолжать?