Уже и запамятовала число тех оптимистических европейцев, куда относятся не только мои русскоязычные собеседники, кто искренне доказывал мне, что реинкарнация существует, что она – благо, и что “буддистские источники говорят”… А уж сколько встреченных мной товарищей были жрецами, феодалами, воинами или царицами – так и не сосчитать. Удивительно, но европейский миф о буддизме не просто живуч, а полон тотального незнакомства с предметом. Буддизм знаком людям не по учению самого буддизма, а по учению теософии, которая объявила себя его наследницей. Причем многие из респондентов вообще не слышали слова “теософия”, но при этом излагали ее учение о буддизме. Почитать, что там сами буддисты пишут о своей религии, ясное дело, недосуг. Действует все тот же витрувианский принцип: “вот это я приму, потому что мне это нравится, а вот это – вон из круга, потому что этого не может быть”.
Так получилось, что у меня есть среди близко знакомых людей обращенный в христианство буддист, которого можно поспрошать, да и книжки еще печатают и они находятся в доступе. Решила вот заметку написать, может, все те, кто оптимистично ждут перерождения и радуются его возможности, почитают-подумают, стоит ли радоваться. Надеюсь, и остальные узнают для себя нечто новое. Как недавно узнала и я…
Если подойти к жителю, скажем, Мумбаи (бывшего Бомбея) и сказать ему, что он переродится в новой жизни, он горестно пойдет прочь, понимая, что ему сообщили нечто ужасное. Если то же самое сказать европейцу, он радостно спросит: “Ну и кем я буду? Это же чудесная новость!”
А все дело в том, что мы знакомы с теософским учением о буддизме, а не с самим буддизмом (теософия – это учение Блаватской и Рерихов, написанное скучнейшим и местами чудовищным русским языком и провозглашающее на бумаге единение всех религий, но дальше, на той же бумаге, оказывающееся чистой воды сатанизмом, которое требует упразднения всех религий, того же буддизма, и замены их исключительно теософией, читай – поклонением сатане).
Что же на самом деле буддизм говорит о реинкарнации?
Во-первых, сам буддизм не знает того, что греки называли метемпсихозом, то бишь “переселением душ”. Это теософы считают, что их личность просто сменит тело и будет существовать по новому сценарию. Буддизм считает – внимание – что нет души, душа – это такая же иллюзия, как и мир вообще. Майя, сон. Есть некая совокупность элементов, из которых складывается психики и тела. Это теософия и европейское кармическое учение считают, что душа сменит тело, как человек сменяет ветхую одежду на новую. Буддизм полагает, что все действия, порожденные сознанием, породят некие последующие действия. “Я” же, разум, умрет безвозвратно, и только эта совокупность действий будет перерождена для будущей жизни. То есть то, что европеец понимает под словом “душа”, для буддиста – это совокупность признаков, элементов жизни. Именно они обречены на перерождение.
Затем – колесо реинкарнаций для буддиста (и для всех индийских религий)- это проклятие, причем каждая религия предлагает свой рецепт, как от него избавиться. Напомню – Будда как раз блажен тем, что избавился от колеса воплощений. И кстати, воплощение возможно не только в человеческом теле, но в теле животного и даже растения. Поэтому все клеопатры и наполеоны европейской цивилизации должны помнить, что не факт, что они “в прошлой жизни” были людьми. Ой не факт. А помоечным песиком можно было побывать, кабаном, которого забили охотники, молочаем, который сорвали детишки, чтобы поглядеть, как он истекает соком, жуком-навозником, катающим шары по пескам… Столько вариаций, кроме наполеоновской…
Но вернусь к буддизму, а не к представлениям о нем.
Буддизм никогда не ставил космогонических вопросов – о том, как возник мир, человек и его страсти. Буддизм просто обозначает, что источником страдания являются желания, страдание возникает от их неисполнения. Погасить страдание – означает перестать желать. А желание возникает от убежденности в реальности предмета. Но все – иллюзия, майя, пойми это, перестань желать и ты поднимешься над страданиями. То есть рецепт на самом деле прост и прагматичен: понять, какими действиями человек поддерживает желания сердца, разума и плоти, а какими – погашает.
Карма удерживает человека в мире страдания, одновременно карма живет человеческими деяниями. Любое человеческое действие – хорошее или плохое – поддерживает существование колеса кармы. Значит, надо воздержаться от действий, к которым склоняют человека желания. Желания возникают в мире – значит, из мира надо тоже удалиться. Ведь желания еще рождаются от неверного представления о самом себе и о мире. Нужно научиться не просто правильно действовать, но и правильно мыслить – ведь мысли тоже порождают желания. Любое слово, выражающее мысль, – фикция. Потому что оно выражает целостность, которой нет в мире. Чтобы остановить мысли и понять иллюзорность всего сущего – надо научиться правильно медитировать.
И именно в этой точке происходит граница разделения европейской и индийской мысли и мире. По сути медитация очень похожа на философскую работу мысли по соотнесению частей и целого. Буддист делит общее на детали – ну например, глядя на стул, он видит ножки, сидение, обивку (грубо привожу пример) и задает себе вопрос: можно ли ножки назвать стулом. А обивку? А клей? И отвечает на него – нет. И делает на этом основании вывод – стула не существует, потому что ни одну из деталей нельзя назвать стулом в общем смысле. То есть целое трансцендентно по отношению к частному. Но эту транцендентность можно толковать двояко – позитивно и негативно. И вот европейцы как раз трактовали ее позитивно: начиная с греков, они считали, что если целое существует в наиболее полном смысле этого слова, значит, его части – онтологически вторичны по отношению к целостности. То есть в подлинном смысле есть целое.
Дагпо Лхаже Гамбопа в “Драгоценных четках” писал, что “Велико блаженство осознавать, что в Колесе Учения нет никакой основы для учения о “душе”.
Для христианина (европейцы как бы не прискорбно звучало это для некоторых – это все же представители христианской цивилизации) душа не просто существует, она желает собрать воедино и душу, и дух, и тело (ведь христиане верят во всеобщее воскресение, когда души соединятся с телами для жизни в Вечности). Перерождение не желанно ддля христианина, ведь для него ценны именно эта душа и именно это тело. Для буддиста переселения душ нет, потому что души не существует. Психический мир человека для буддиста – это точка встречи разных элементов, которые текут из разных точек вселенной, результаты взаимодействия причин и следствий, первоначальное происхождение которые выявить нельзя и не нужно.
Существует лишь некая безличная эволюция. Сами буддисты говорят, что верят в перерождения душ лишь невежды (скажем, в работах А.Дэви-Неел однозначно можно прочесть это мнение).
Приведу цитату из книги о посвящении и посвященных Тибета: “Невежды думают, что буддисты верят в перерождение душ. На самом деле буддизм учит, что энергия, полученная в результате психической или физической деятельности существа, порождают после смерти новые явления физического и психического порядка. Философское воззрение доступно только избранным. Что касается толпы, то сколько бы она ни повторяла слова: “Все соединения непостоянны, поэтому никакого “Я” не существует”, она продолжает цепляться за более простое верование в неопределенную сущность, странствующую из мира в мир, перевоплощаясь в различные формы. Да, буддисты говорят о “памяти прошлых жизней”, но это верование, которого придерживается большинство необразованных буддистов, на самом деле оно находится в противоречии с основными принципами буддизма”.
В буддизме продолжает путь не “Я”, а то, что было “моим”. Есть лишь трансформация энергий и отдельных элементов личности.
Крупнейший буддолог Ф.И. Щербацкий пишет о буддизме: “Эта религия не знает Бога, бессмертия души, свободы воли. Мысль о существовании в нас души, то есть особой целостной духовной личности, признается злейшей ересью и корнем всякого зла”. Будда не признает ни нынешнего существования личности, ни последующего, он отстаивает этот принцип, чтобы разрушить эгоизм и эгоцентризм: во мне нет ничего такого, что бы могло послужить поводом для эгоизма.
Рецепт, предлагаемый им, думается, слишком радикальный.
Вот коротко изложенное учение буддизма. Не вульгарного его варианта, предложенного теософией для всеобщего пользования, а буддизма в “чистом виде”.
Жаль только, что очень многие знакомые мне люди (часто дамского полу) заявляют, что они “скорее буддисты, чем атеисты”.
Звучит красиво и главное, загадочно и с претензией на “интересность”. По сути – представляю женщину, которая на самом деле буддистка. Зачем одежда, косметика и обувь? Зачем жить и работать? Зачем выходить замуж и рожать ребенка? Есть ничего нет и главное – не будет? И уж какая будущая жизнь в красивом и молодом теле?
Ведь если ты и правду буддист – надо уходить и останавливать желания. Для начала – хотя бы узнать, что такое то, чем ты себя обозначаешь. А вдруг вот так звучишь интересно, а потом встречаешь на пути буддолога или невульгарного буддиста, который задаст пару вопросов. Конфуз же будет.
Впрочем, это уже другая история.
Примерно 30 % европейцев могут рассматриваться как «религиозные композиторы». Они составляют свои позиции из различных частей христианских, гуманистических, натуралистических и восточных мировоззрений. отсюда
Владимир, австрийцы – это еще не все европейцы, как я понимаю 🙂 Ссылка говорит о данных по Австрии, это еще не вся Европа.
А сама позиция религиозного композиторства мне знакома. Вот только беда в том, что чаще всего композиционируют то, что плохо знают. Иначе человек не мог бы объединить совершенно противоречащие друг другу религиозные картины мира. Увы, нельзя “скрестить” христианство и буддизм, иудаизм и язычество, если знать, ЧТО НА САМОМ деле говорят эти религии. Сплав рождается только в уме человека, который знаком с религиями самым поверхностным образом.
Не надо недооценивать интуицию… “человек разумный” в современном понимании как “рациональный”, появился лет 200 назад (массово), а до этого большинство на интуиции выезжало.
Владимир, видите ли, интуиция – это превосходное понятие. Но поглядим на вопрос просто: Вы когда выбираете меню для желудка, вряд ли будете смешивать огурчики с молоком и перец чили с кабачковой икрой. Даже если интуиция Вам намекает, что можно. Вопреки намекам интуиции, ваш желудок отреагирует таким взрывом – что небо с овчинку покажется. Почему-то в духовной пище человек не столь разборчив. Ведь взрыв желудка – это весьма ощутимое понятие, а взрыв души – понятие, которое растянуто во времени. Но плоды его могут оказаться такими, что взрыв желудка покажется манной небесной. И еще один вопрос: почему-то те, кто смешивает все в один коктейль, отказываются задуматься, а почему никто раньше этого не делал? Почему умные, образованные, интеллигентные люди, которые жили тысячелетиями на этой земле, отстаивали чистоту учений, которые исповедовали? Не важно, КАКИХ учений, но они отстаивали их “беспримесность”. Неужели у них интуиция хуже работала или “рацио” поломанное было? 🙂
… чили с кабачковой икрой? А это идея!
🙂
Гуру Нанак, создатель Сикхизма, довольно удачно смешал Ислам и Хинду (мне нравится). Живший в начале 20-го века Саи Баба из Ширди (не путать с современным самозванцем)вообще не различал религий и свободно цитировал священные писания разных направлений…
Моё мнение таково, что в век глобализации (а от уже вовсю идёт)единственный способ выживания человечества, со всеми его ментальными прибамбасами, – интеграция.
Странно, что огурчики с молоком Вам все же пришлись не по душе 🙂
Видите ли, Саи Баба из Ширди циркулировал между мусульманством и индийскими религиями, насколько мне известно, христианские источники он не знал. Следовательно, он был знаком только с индийскими доминирующими религиями, а значит, глобализация к нему уже не применима.
А вот насчет выживания в век глобализации… Видите ли, Владимир, как раз единственный способ выжить в мире, где царствует глобализация – оставить хотя бы нечто неглобализованное. Хотя бы что-то, что было бы стабильным и философски выверенным, а самое главное – спасительным для души. Без обид – попытки совместимости несовместимого говорят лишь об философской некультурности ума. Существует понятие культуры философствования – когда рассуждения ведутся в соответствии с давным-давно открытыми методами работы разума. Хватание по кусочку от каждой философской системы по принципу “вот это красиво, а вот это – нет”, особенно от тех, которые противоречат друг другу по сути своей, говорит лишь о том, что размышление происходит некорректно. И результат будет один – вроде того, когда огурцы с молоком смешать. Только на духовном уровне. Я хочу пожелать Вам, чтобы это смешение у Вас остановилось пораньше.
А у меня никакого смешения нет. С точки зрения йоги (подтверждёной личной практикой), великие духовные личности являются чакрами нашего тонкого тела. Неважно, знаем ли мы о них, или нет. Но, если знаем, то можем использовать их энергию для своего духовного роста.
А у одного моего виртуального знакомца тоже есть личный опыт – он каждый день беседует то с Иеговой, то с Буддой, то со Сварогом. Те ему мудрость высшую открывают – причем человек себя именует язычником. Вы высказываетесь похоже на теософа. Ну на то нам свобода воли и дадена, чтобы человек добровольно выбирал свой путь.
Не в обиду вашему знакомцу:
когда человек говорит с богом – это молитва,
когда человек слушает бога – это медирация,
когда бог говорит с человек ом – это шизофрения.
🙂
А теперь без шуток: слова “язычник” или “теософ” – ничего для меня не значат. Говоря современным языком физики, бог – это энергия. Что важно – насколько хорошим проводником энергии является человек. А то при скачке напряжения можно и сгореть :-0
Да вот мой знакомый считает, что его опыт – самый верный, а все остальные примус починяют. Так что я когда про личную практику слышу, сразу этого знакомца вспоминаю. А Вы всерьез считаете, что Бога можно свести к примитивному физическому понятию “энергии”?
По Юнгу, “личный опыт – абсолютен”. А насчёт энергии – всё, конечно, намного сложнее, но принцип тот же.
Владимир, Вас кто-то обманул. Юнг не говорил таких вещей. Так получилось, что у меня дома есть ППС Юнга и уже 12 лет я его периодически перечитываю. Хочу Вам сказать, что у Юнга у самого был личный мистический опыт, но на этой почве он не основывал новых религий, не считал его (опыт) единственно верным и долго вообще сомневался, ЧТО он видел и слышал. Кстати, так до конца и не понял и не определил (перечитайте его автобиографию под названием “Воспоминания. Сновидения. Размышления”). Более того, очень многих пациентов Юнг направлял в церковь, христианскую церковь, понимая, насколько важную роль играет вера в жизни человека. Ну и напоследок, Юнг был таким человеком, что не признавал ничего абсолютного.
Видите ли, Ирина, мы говорим о разных вещах и друг друна не понимаем. Я говорю, что электричество – это направленное движение электронов, а вы говорите, что оно бывает разным по фазе, силе тока и напряжения. Мне нравится видеть за частностями – целое, и естественно, что при этом детали ускользают, и цитата может принадлежать не Юнгу – для меня это не важно. Предлагаю завершить спор ввиду разницы наших мировосприятий, но поговорить было прятно.
Буду рад вашим комментариям у себя в блоге (я ведь часто упускаю детали, а вы – наоборот), особенно по поводу последней заметки о Юнге.
Владимир, а мне важны детали. Я уже слышала, что детали – не важны, главное – общее и целое. Многие мои собеседники говорили именно так. И я всегда отвечала и буду отвечать – если система взглядов игнорирует детали, которые при ближайшем рассмотрении находятся с друг другом в контрадикции, эта система неверна. Это закон философии – философская система не является системой, пока все детали не упорядочены и не сведены логически. Это закон любого научного доказательства…
Лично мне претит придерживаться системы взглядов, полной несостыковок и противоречий. В первую очередь это говорит о том, что она неверна. Жаль тратить свою жизнь на заблуждения…