А замере благополучия деньгами

Я пишу этот текст не просто так: тот, кто должен его прочитать, обязательно прочтет. Остальным, думаю, тоже будет полезно ознакомиться.

Имеется у меня знакомец, который, начав зарабатывать приличные деньги, стал образцово показательным мудаком. Деньги меняют человека: кого-то они делают хуже, кого-то лучше, кого-то оставляют самим собой (что происходит гораздо реже). Но имеется категория граждан, которые от денег буквально дуреют. Причем дуреют в две стороны: с одной стороны, они не получают от денег почти никакого осязаемого удовольствия, потому что не тратят их на какие-то ништяки вроде люксовых авто или путешествий: их возбуждает именно количество нулей на счету, а не то, на что можно обменять дензнаки. Нет, они себя не обижают – но только себя. Их близкие от этого заработка не получают ничего – или получают крохи. Жены подобных мужей вынуждены работать, чтобы прокормить себя и детей, у них забирается часть зарплаты на квартирные расходы, на питание, на ремонт машины и так далее. Под это подводится база, что “современные семьи именно так и живут” – и тут уже совершенно неважно, что зарплата мужа в пять раз выше зарплаты жены: вынь да положь свою половину.

Мой знакомец на этом распределении обязанностей не остановился (тут мне нужно пояснить, что речь идет о браке именно двух русских людей, не западных, а наших). Мало зарабатывающая жена, едва выползшая из декрета, ко всему прочему начала выслушивать философские рассуждения о том, что только тот, кому Бог посылает деньги, – любим им, а все остальные, хоть они и расшибают себе лбы у икон, – похвастаться божественной любовью не могут: нет денег, нет любви от Боженьки.

И вот эта самая женщина, которую тычут носом в то, что она мало зарабатывает, сама уже начала задаваться вопросом: а вдруг это действительно так. Именно ради нее я и пишу этот текст.

Нет! Если мы уже говорим о категории веры, то надобно вспомнить три искушения Христа перед Его выходом на служение людям. Власть, богатство и искушение Господа в виде “спрыгни с крыши храма, пусть прилетит легион ангелов на спасение”. Три вида самых суровых искушений для человека – посланные отнюдь не Богом. Так что тут, пожалуй, можно говорить о том, что искушение деньгами – это именно искушение, и выходящий из него с честью – как раз имеет честь от Бога, а искушаем бывает совсем не Им.

Дальше. Богатство к божественной любви имеет очень опосредованное отношение, более того, в Библии имеется много мест, прямо говорящих о том, что богатому человеку сложно попасть в Царствие Небесное, но “что невозможно человеку, возможно Богу”. То есть тут ясно и четко людям дается понять, что богатому человеку преодолеть искушение богатством может помочь только Господь. Без Его помощи – проще будет верблюду пройти сквозь Игольные Уши.

Общий же совет в Библии таков: “Богатство аще течет, не прилагайте сердца” (это из Псалтири). Потому что “где сокровище ваше, там и сердце ваше” (это уже Евангелие от Матфея).

То есть с этим разобраться достаточно просто – верующему человеку, для которого Писание является авторитетом, довольно просто убедиться, что к Божественной любви богатство прямого отношения не имеет, напротив, Бог словами пророков и апостолов все время предупреждает быть с деньгами осторожным – иначе можно нанести вред своей душе.

Но помимо Писания об этой опасности предупреждают и психологи. Еще Юнг писал о том, что в 20 веке все больше и больше растет тенденция измерять достоинство человека при помощи его банковского счета: много там денег – человек хороший, мало – плохой. Это крайне примитивное и недальновидное суждение. Пожалуй, в нашем мире дикого капитализма нет бОльшей ошибки, чем замерять человека при помощи денежных знаков. Это плохо работает на Западе, а уж заниматься подобными вещами в России – это заранее обрекать себя на полное фиаско в отношение оценки людей. Если исходить из логики, кто лучше – так те воры, которые вот уже четверть века обворовывают Россию, – практически святые, ведь их банковские счета даже в форбсовском варианте внушают оторопь, а представьте, что там еще под спудом заховано. Но посчитать всех этих господ замечательной души людьми может только крайне ограниченный человек, который, собственно, весь мир замеряет исключительно с линейкой финансового благополучия.

По такой шкале какой-нибудь Миллер или Сечин – в сто раз лучше Иоанна Кронштадтского или Паисия Святогорца, в тысячи раз лучше. Да что там… Самому Сыну Человеческому негде было приклонить головы – а сколько бункеров имеется в собственности у какого-нибудь нефтяного российского магната? Да по такой шкале Христу тоже придется тихо уходить в закат – чтобы не выглядеть нулем на фоне обладателя миллиардов.

Но убедить оценивающих людей с калькулятором в руках сложно – прежде всего потому, что у них нет других ресурсов для оценки окружающей действительности.

В этом-то и заключается главная беда таких оценщиков. Понимаете, у всех у нас имеются разные ресурсы, которыми мы можем делиться с людьми. Чем глубже и богаче мир души человека, тем бОльшим количеством ресурсов он может делиться. Такие люди умеют любить, они умеют дружить, они умеют быть бескорыстными, благородными, у них имеется способность прощать по-настоящему. Нет, такие люди и отрицательными ресурсами могут поделиться – сколько угодно, но вы поняли, что я пытаюсь донести… Чем разнообразнее и глубже душа у человека, тем разнообразнее ресурсы, которые он может отдать.

Люди, сконцентрированные на деньгах, “кастрируют себя”, отказывая другим ресурсам в важности. Грубо говоря, “шо там та любовь, любить нужно тех, кто этого достоин”. “Кто сейчас дружит – сейчас делают бизнес”. Ну и так далее. В отношениях – они тоже делятся именно тем ресурсом, который для их важен и значим – в контексте их реальности это и есть деньги. Ухаживая за понравившейся женщиной, они сорят деньгами, заваливают подарками. Уходя от нелюбимой женщины, они забирают подарки и лишают женщину денег – опять-таки, концентрируясь именно на том ресурсе, который несет для них самую главную важность. Они часто могут не помогать своим детям вообще никак или ограничиваться минимальными алиментами – не растрачивая ресурс на тех, кто уже не важен, пусть даже это собственный ребенок. Даже если они забирают детей – делают это только в пику матери, исключительно чтобы отомстить. Затем спихивают отпрыска на нянек и относятся к детям как к вложению – вот инвестиция, вот ожидаемая прибыль, вот оправданные или неоправданные ожидания.

Нет, они не чудовища – они просто так устроены. У них из всего разнообразия ресурсов остается только один – и они его эксплуатируют. Любые упоминания о том, что ресурсов на свете много и они очень разные – вызывают у них скучливую зевоту, потому что мнение лузеров (а это все, кто не равен им по количеству нулей на счету) – они не считают даже за мнение людей, так, мухи жужжат осенью за окном.

Из всего сказанного следует только один вывод: достучаться до подобных людей невозможно. В своих рассуждениях они не правы – как неправ любой, кто урезает свой мир до двухмерной болванки и оставляет только один критерий оценки окружающей действительности. Да, так проще существовать, да так очень удобно ориентироваться – ведь лекало только одно. С ними бесполезно обсуждать яркость и разнообразие – потому что им доступны только черно-белые опции. С ними можно только смириться – или уйти от них. Смириться – и жить с клеймом лузера и облагодетельствованного нищеброда. Или уйти и плотно закрыть за собой дверь, оставив при себе чувство собственного достоинства, старательно растаптываемого таким человеком, неспособным оценить ближнего ни по каким иным критериям, кроме финансовых. Третьего не дано – увы.

Да, это весьма неприятный приговор – но такие люди могут измениться только пройдя через серию страшных катастроф, которые заставлят их мир рухнуть, и тут вопрос лишь в одном: ты лично, та, к которой я сейчас обращаюсь, ТЫ ЛИЧНО хочешь быть рядом, если эти катастрофы настанут? Ты лично способна сыграть в эту лотерею?

Думаю, честный ответ на этот вопрос – и будет решением проблемы.

Leave a Comment