Как Юрий Гагарин был в гостях у английской королевы

В нашем ковиднике мы как-то подзабыли, что совсем скоро отмечаем 60-летие полета человека в космос. “Редакция” сняла отличный документальный фильм о Юрии Гагарине (если не видели, найдите на Ютуб), а мне сегодня хочется написать о том, как “небесный человек” заставил королеву Елизавету нарушить все мыслимые и немыслимые протоколы.

Сергей Королев, делая финальный выбор между тремя претендентами на роль, проявил чрезвычайный талант и интуицию.

Надо сказать, что в первом отряде космонавтов были летчики и поопытнее, и более сильные по физическим показателям, но Королев был не только гениальный конструктором, но и гениальным – выразимся предельно современно – пиарщиком. Он очень четко осознавал, что первый человек в космосе прославится на весь мир, таким образом создавая образ советского героя-космонавта на все времена. Что первый космонавт не будет единственным – но он навсегда останется первым.

Именно поэтому, посмотрев на всех летчиков, он выбрал человека с самой обаятельной улыбкой и самой “русской” внешностью из всех. Фамилия тоже сыграла свою роль – птица гагара и первый “небесный человек” очень сочетались с друг другом.

Когда Гагарин совершил свой первый полет на корабле “Восток”, весь мир сошел с ума по обаятельному улыбчивому герою и советское правительство совершенно правильно решило организовать ему мировое турне. В плане стояло 20 стран – и среди них значилась Великобритания. Официально приглашение посетить страну Гагарину поступило от профсоюза литейщиков (Юрий Алексеевич по первой специальности именно литейщик).

Кстати, когда британцы отправляли в СССР приглашение, они особенно не рассчитывали на согласие, потому что напряженные отношения между странами застыли на температуре полного ноля, это был самый разгар холодной войны – поэтому английская сторона даже удивилась, когда из СССР пришло согласие.

Первоначально предполагалось, что Гагарин прилетит в Манчестер и встретится с литейщиками, но советское посольство предложило привезти первого космонавта в Лондон и началась великая сага по имени “как же оформить визит”. Сначала Британия из-за холодной войны не знала, как давать Гагарину визу – потому что визит в Лондон нужно было обозначать как “государственный”, а это меняло все протоколы и программы. Потом чья-то умная голова решила оформить документы как приглашение на проходившую в те дни советскую выставку промышленности и торговли – и таким образом, Гагарин смог получить въездные документы в Великобританию.

Премьер-министр был настроен скептически, рекомендуя всем официальным лицам воздержаться от официальных приемов в честь гостя, газеты осторожно убеждали англичан “не связывать личные качества героя с его государством”, журналисты приготовились с типично британским снобизмом взять микроскоп, рассмотреть все недостатки гостя, а потом тонко над ними поиздеваться.

А потом из самолета вышел светло и ясно улыбавшийся человек, взмахнул рукой – и Британия пала к его ногам. На улицах творилось невообразимое: британцы высыпали на улицы, гроздьями висели на фонарях и оградах, девушки моментально пачками влюбились и одна из них, прорвавшись сквозь кордоны, повисла у Гагарина на шее и запечатлела на его щеке поцелуй, страшно смутив героя космоса.

На телевидении состоялась пресс-конференция первого космонавта – и по Гагарину сошли с ума всем Соединенным Королевством, потому что при всех стараниях журналистов найти в Гагарине хоть какие-то недостатки и косяки, им пришлось признать, что он ниже ростом, чем кажется на фото, ну и у него слишком короткая стрижка. Все. Во всем остальном улыбчивость и естественность Юрия Алексеевича сделали свое дело – британцы были наповал сражены его обаянием и чувством юмора. Правительству пришлось срочно перекраивать все планы и присваивать визиту статус государственного.

Гагарин с премьером МакМилланом.

Все, что должно было начаться и закончиться в Манчестере, закончилось в Букингемском дворце. По воспоминаниям, изрядно вымотанный всеми этими приключениями Гагарин обреченно сказал: “Ну надо ехать в Букингемский, поехали в Букингемский”.

И пока премьер с лордами быстро переигрывали планы, Дворец знал, что Гагарин приедет туда наверняка, потому что за час до приземления самолета Гагарина в аэропорт, в советском посольстве раздался звонок из секретариата Королевы, и у поднявшего трубку дипломата Солдатова вежливо поинтересовались, не сможет ли мистер Гагарин посетить обед у Королевы 14 июля 1961 года. Разумеется, “мистер Гагарин” был совершенно согласен – и вот тут голова заболела уже у советских дипломатов. Дело в том, что если все проводить по правилам, то официальный обед должен был состояться в Виндзорском дворце – а этого не могло быть ни при каких раскладах, потому что “царю Никите” пятью годами ранее организовывали лишь чаепитие – и поэтому будь ты хоть космонавтом, хоть кем – по статусу тебе не положено выше “царя” летать.

В общем, пока Гагарин покорял Британию, дипломаты ломали голову, как бы это так все обставить, чтобы и протокол соблюсти, и “царю Никите” чтобы было необидно.

Наконец, настал великий день, Гагарин с сопровождающими лицами и переводчиком подъехал ко дворцу “на ланч к королеве”, проследовал мимо тех самых охранников в медвежьих шапках, и увидел коляску с принцем Эндрю, младшим сыном королевы. Лорд Маунтбеттен, начальник генерального штаба королевы и по совместительству родной дядя принца, тихо сказал Гагарину: “Я пожилой человек, но одним из самых потрясающих событий в жизни считаю то, что меня, мальчишку, когда-то держала на руках королева. Эндрю тоже счастливчик: он видел первого космонавта своими глазами”.

Затем делегация проследовала по дворцовой лестнице и пораженные дипломаты увидели первое (и отнюдь не последнее за этот день) вопиющее нарушение протокола, которое никогда не происходило ни до, ни после: королева позволила работникам дворца выйти и встретить Гагарина лично.

Когда Гагарин зашел в приемный зал, в нем его ждали около 20 человек – весьма пестрый состав гостей от покорителя Эвереста до самых чопорных аристократов. Ждали хозяйку – и она не опоздала. Сначала в зал вошел любимый корги королевы, расчихался и тихо сел у двери, а потом в зал вошла хозяйка: королева Британии Елизавета с принцем Филиппом и дочкой Анной. Сопровождавший Гагарина генерал-лейтенант Каманин вспоминал, что они с Гагариным потом очень удивились, какая королева, оказывается милая и приятная женщина без грамма косметики на лице.

Появление королевы означало начало ланча – и все стали рассаживаться за стол. Гагарин, родившийся в простой крестьянской семье, взирал на сервированный стол и понимал, что горит 🙂 Вокруг тарелки располагались немыслимые по количеству ножи, вилки, бокалы и салфетки. Он попробовал подглядеть, что первым возьмет королева, но оказалось, что Ее Величество вежливо ждет, когда ее гость первым начнет есть.

Тогда Гагарин улыбнулся и сказал, что будет есть “по-русски”, потом взял ближайшую ложку, зачерпнул крабовый салат и наложил на тарелку. Королева пришла в восторг, взяла ложку и предложила всем присутствующим “есть по-гагарински”. Юрий Алексеевич решил поухаживать за дамой, щедро наложил ей в тарелку всего и побольше – чем решительно и навсегда покорил Елизавету, которая призналась ему через переводчика, что сама не понимает, зачем все эти вилки – ей всегда подсказывают лакеи. Есть то ли анекдот, то ли байка, то ли фиг его знает, что, но говорят, сам Гагарин рассказывал об этом своему другу. Ему настолько не верилось, что он сидит за одним столом с английской королевой, что он потихоньку дотронулся до нее под столом, чтобы никто не видел. И королева поняла, что происходит – и улыбнулась ему в ответ. (Это было очередным вопиющим нарушением протокола, потому что к королеве не притрагиваются – на этом погорело немало американцев, незнакомых со старинными королевскими обрядами, уходящими в глубины даже не веков, а тысячелетий).

Более того, королева продолжила плевать на все протоколы и попросила сфотографировать их с Гагариным для домашнего архива. Журналисты пришли в необыкновенное волнение – и потом спросили, почему Елизавета пошла на такой совершенно необъяснимый поступок, на что королева мило улыбнулась и ответила, что ей нельзя фотографироваться с земными людьми, а она сфотографировалась с небесным человеком и ничего не нарушила. Эта фотография не существует в Сети – вы ее не найдете ни на одном ресурсе, а значит, королева слово не нарушила: фотография сделана для домашнего архива.

Очередное грубейшее нарушение протокола приключилось за десертом: лакеи подали чай с лимоном, Гагарин чай выпил, а потом ложечкой достал лимонный кружочек и тут же его съел. В очередной раз окружающие готовы были грохнуться в обморок – и в очередной раз королева с любопытством взяла свою ложечку и отправила в рот свой лимон. “О, оказывается, это вкусно!” – воскликнула она, и с тех пор в Букингемском дворце поедание лимона из чая более не считается убийственно невозможным.

Королева сохранила о визите Гагарина самые теплые воспоминания – как-то ее спросили, каким был Гагарин и она ответило с милой улыбкой: “Он был русским”. Наверное, больше и добавить нечего.

4 thoughts on “Как Юрий Гагарин был в гостях у английской королевы”

  1. Потрясающая история 🙂 Я только про ложку знала, а тут всё прекрасно! Спасибо!
    Ира, а про принца Филиппа напишете?

    Reply

Leave a Comment