Я тут почитываю разных людей в мордокниге – и вот наткнулась на текст одной писательницы.
Я ее очень люблю читать, она женщина с очень сложной судьбой, но не сломалась, не сдалась, и поражает меня каким-то неумирающим оптимизмом и верой в людей.
Так вот, она опубликовала текст о карте желаний – с этой погремушкой с легкой подачи феи Блиновской и иже с нею носятся все знакомые мне кисы и примкнушие к ним, а тут вдруг уже и серьезные люди стали об этом писать.
У писательницы текст был о том, что она тоже сделала себе карту желаний и обнаружила, что она никогда не умела мечтать “для себя”, следовательно, вся ее жизнь складывалась в ущерб себе. В качестве примеров приводились какая-то одна знакомая, которая всю жизнь мечтала о доме со стеклянными окнами в пол – и у нее этот дом случился, “потому что она вышла замуж за правильного мужа”. Ну или о другой даме, которая всю жизнь мечтала о какой-то суперсумке, ну и вот она, сбылась мечта и приключилось счастье.
Комменты пестрили историями про то, как дамы рисуют себе карты желаний, и считают, что если пока не могут позволить себе сумку, то кошелек уж точно – и кошелек со временем приведет к сумке, а дальше – подтянется и машинка-квартирка-путешествия.
Знаете, я этот текст вынашиваю уже несколько дней, потому что задумалась накрепко – что ж это за феномен такой. Карты желаний, списки шагов по их достижению, планирование будущего счастья и прочее.
Инфоцыгане обожают этот прием на своих курсах: сделайте на листе ватмана план, чего вы хотите и как этого достичь. Ну вот хотите типа дом – набросайте список, что нужно сделать, чтобы он появился. Алгоритм, так сказать, к действию.
Знаете, по своей работе я уже заметила одну штуку – очень много людей действительно имеют весьма туманные представления, как планировать свою жизнь, они плывут по течению, как цветочки, совершенно не понимая, ни зачем живут, ни что им со своей жизнью делать. Возможно, им планы типа карты желаний могут помочь хоть как-то осмыслить свое существование и определить цели. Грубо говоря: я хочу материальную стабильность. Что нужно сделать? Пойти выучиться на кого-то, кто может зарабатывать приличные деньги. Куда пойти учиться? Сейчас очень востребован айти сектор. Ага, вот план действий, можем приступать. Ну или вариант с присасыванием к богатому мужику/бабе. Хочу денег – иду в альфонсы/содержанки.
Но инфоцыгане же внушают не это – инфоцыгане внушают нам бред про “магию брендов”, “ауру богатства”, “флюиды успеха” и прочую ахинею. Скажу больше, читая все эти тексты я не могу не вспоминать шахназаровский фильм “Курьер”, где главный герой протягивает своему другу моднейший плащ со словами: “Мечтай о чем-нибудь возвышенном”. Ребята, если я покажусь вам безнадежно устаревшей, ткните меня в это носом, но мне всегда казалось, что у людей, конечно, имеются мечты, но мечты – это всегда что-то нематериальное, что-то такое, о чем сказать вслух лишний раз сложно, потому что оно из глубины сердца, заветное, о чем не стыдно шепнуть Богу в молитве (ну или небу, не важно, что или кто отвечает за наше стремление к возвышенному). Можно мечтать о любви, о счастье для самых дорогих людей, о понимании смысла своей жизни, о том, чтобы не видеть смерти ребенка или любимого человека. О мире и благоденствии (кто бы сказал, что это станет так актуально для нас). Но большинство карт желаний – они не об этом. Они о домах, деньгах, новых квартирах, платьях и сумках, цацках и… обожаю этот пункт “стать популярным и богатым”.
По сути мечты подменены вполне материальными целями – как если бы юной мечтающей о любви девушке подсунули колечко с бриллиантом и сказали: “Ну вот она, твоя мечта сбылась”. Кольцо с бриллиантом может быть прекрасным – и оно может быть символом приглашения к браку – но оно не является любовью, а нам пытаются внушить – что это и есть любовь, и мечтать следует именно о кольце, потому что у него имеется некая таинственная аура, которая и есть любовь.
Знаете, я еще могу понять мое поколение – поколение безобразно одетых людей, для которых символом особой привилегированности являлось обладание джинсами и кроссовками (позор филологу, я сделала две ошибки в слове “привилегированность” и вынуждена была вспоминать проверочное слово). Я очень хорошо помню, как моя мама дружила с дочерью очень важного коммунистического чиновника, впоследствие умершего и оставившего вдову с дочерью в весьма стесненных условиях. У них имелись журналы “Бурда” и каталоги посылторга Отто и Квелле тогда, когда этих журналов еще не было нигде. Я помню свою завороженность этими глянцевыми книжечками, которые дозволялось смотреть только у тети Юли дома, а потом вспоминала, как матерясь тащила все эти тяжеленные фолианты в бак для бумаг в Германии, потому что они стали макулаторой, занимающей место в квартире и пылящейся за ненадобностью.
Именно тогда я второй раз в жизни поняла, что мечтать о тряпках и цацках – это попусту растрачивать себя (о первом я уже писала, когда впервые наперла на себя брендовое шмотье не из секонда). В 14 лет ты завороженно смотришь на платье, туфли и белье – и понимаешь, что это недостижимая и прекрасная мечта, а в 30 ты можешь себе купить все это – но это стало обычной частью жизненной рутины, более того, ты начал понимать, что вся эта прекрасная мишура – рядом не стоит с поистине настоящими ценностями нашей жизни. Да, красивая одежда и обувь помогают гармонизировать пространство и тебя в нем, но стать объектом приложения мечтаний? Да ладно, ну это же действительно несерьезно и глупо. Ну выносил ты платье сезон, ну выносил два. И все? Мечта кончилась? Или будет новое платье мечты – и так по кругу? Ну или не платье, пусть будет дорогое кольцо. ОК, вот оно появилось – сбылась мечта. Но оно может потеряться, его могут отобрать, в конце концов, оно может оказаться вовсе не той ценности, какая была заявлена (сколько историй о богатых содержанках, которым дарят “девятикаратники”, которые на деле оказываются в лучшем случае муассанитами, а то и кристаллами сваровски).
Но поколение молодых людей, не знавших советской и перестроечной нищеты гардеробов или отсутствия денег… им зачем концентрировать самих себя вокруг банальщины типа тряпок или железяк? И ведь концентрируют – и мы имеем сомнительнейшую честь наблюдать всех этих стареющих содержанок, которые конвертировали молодость и свежесть в сумки и сережки, а теперь заманивают в эту пирамиду новые и свежие тела.
Помните все эти “Василины” и “МММ”? Ну ведь пирамиды, пирамиды же! Только в эти адские креатуры заманивают нести не кровно заработанное, а нечто, что невозможно купить за деньги – молодость, наивность, способность мечтать. Отдай это там – и получи взамен нечто, что с легкостью может сожрать огонь, вода, время или злая воля воров. И будешь всю жизнь кружиться в дурной бесконечности хотелок, не испытывая никакой настоящей радости от того, что они сбываются.
Потому что на самом деле нет ничего плохого в том, что кто-то хочет красивый дом или новую машину – кто б тут квакал про умеренное потребление, мы тут гуляли давеча на свадьбе брата мистера Адамса и почтенные гости (вернее, гостьи) прижали чувака к стенке с сакраментальным вопросом: “А сколько у твоей супруги пар обуви?” (на беду подобный вопрос задавался жениху о невесте и почтеннейшая публика решила выяснить, а знает ли старшОй такие подробности о своей дражайшей супружнице). В общем, цифра была вырвана и мистер Адамс понуро сообщил мне, что он невиноватый, они его пытали. Гостьи после этого либо ржали, либо выкликали междометие “ОООО” на всех доступных языках – а я че, я ничего, это все вместе, и многим парам и по 10 лет, и больше, я их вообще из Дойчланда привозила – и гостьям надо было мистеру Адамсу про него такой же вопрос задавать, но они не догадались.
Но в том-то и дело, что все эти материальные развеселости – это всего лишь цели, цели, не мечты! Хочешь дом? Наметь себе это целью, не мечтой, хочешь сумку? Отложи на нее денег, заработай, ведь это всего лишь цель – и ты сможешь получить ее, не размениваясь на то, чтобы лишать свою душу чего-то очень важного, без чего она задыхается точно так же, как без наслаждения красотой природы, хорошей музыкой или прекрасно сделанным делом. Но даже полагая себе цели – посмотри на них трезво.
Если ты реально считаешь, что у брендов имеется “особая аура”, что они смогут “передать тебе энергию богатства” и “причислить тебя к элите”, то у меня для тебя плохая новость: ты находишься на стадии примитивного магического мышления и приписываешь вещам свойства, которые вполне мог приписать им какой-нибудь пещерный житель или средневековый селянин из глубинки, но никак не образованный в доступной средней школе горожанин 21 века.
Интересно, многим ли людям что-то скажет имя Скиапарелли или Поплен-Дюкар? А между тем это были блестящие бренды, о которых мечтали модницы своего времени. Ну, и где та аура с энергией богатства и знатности? Я уже не говорю о том, что приличную одежду хорошего качества, кажется, сейчас делает только Диор (я знаю это по словам подруг, я не настолько богата, чтобы одеваться в самых блестящих домах моды). Но даже то, что я могу себе позволить, – сильно проиграло в качестве по сравнению с тем, что я помню по прошлому времени. И скажу больше – иногда хорошо отшитая грамотной портнихой вещь, – в сто, пятьсот раз качественнее и долговечнее, чем все эти изыски “высокого портняжного искусства”.
Ну и наконец, про элиту. Настоящая элита любой страны – очень замкнутая в себе социальная группа, которая впускает людей крайне неохотно. То, что считается элитой у блиновских или киркоровых, – это полусвет; во времена, когда в стране присутствовала настоящая элита, она ходила в полусвет трахаться и развлекаться, собственно, на этом функция полусвета и заканчивалась, а вот когда элиту повырезали, полусвет решил, что теперь он является законным наследником элиты. Ну это как иногда продавцы бутиков от близости к ценникам перестают адекватно себя оценивать и решают, что они и покупатели – одно и то же, отчего в бутиках могут возникнуть различные очень неловкие и странные ситуации.
Блиновские и киркоровы могут увешаться брендами, понастроить замков в селе Грязь и цыганского барокко в Геленджиках, но это ни коим образом не сделает их элитой – по насередке того, что на пространстве бывшего СССР элита закончилась в 1917 году, и за отсутствием оной на оставшейся мерзости запустения размножились самопровозглашенные чекистско-чиновничьи “новые дворяне” и полусвет, играющий роль придворных арлекинов.
Если блеск этого фальшака привлекает – так битте шен, просто неплохо было бы осознать, что ключевое слово тут не “блеск”, а “фальшак”, впрочем, кому и турецкое базарное золото – золото.
Знаете, на той же свадьбе я увидела у родственницы кольцо дивной красоты. Дело в том, что у меня никогда не было украшений с дымчатым кварцем и что-то я решила, что мне их хочется. Ткнулась туда-сюда, ну вроде ничего, но вот как-то не лежит душа. И тут узрела на руке у Веры кольцо. Ребята, это был эстетический шок – камень дивной красоты в очень простой оправе. Я, разумеется, рассыпалась на молекулы от комплиментов и услышала, что кольцо – старинное и камень настоящий. Еще Вера рассказала, что когда-то тоже увидела еще в СССР у старушки-соседки серьги такой красоты, что подошла и спросила, где она их взяла. Старушка покачала головой и сказала: “Нет, деточка, такого больше взять негде, сейчас такого не делают”.
Так вот, на таком простом примере мне стало понятно, что есть фальшивые блестяшки, которые вроде выглядят, как “то самое”, вставлены в красивые оправы, но как только ты видишь нечто настоящее, все, больше ты никогда не перепутаешь фальшак и настоящую старинную вещицу, сделанную ради красоты, а не ради денег.
Размениваться на фальшаки – а подмена мечты целями – это именно оно – непозволительная роскошь. И я искренне желаю, чтобы вы никогда не попадались в эту ловушку. Мечтайте о чем-то действительно прекрасном – и мечта непременно сбудется. И тогда вы познаете истинную радость, которая будет отличаться от радости покупки сумки или дома так же, как старинный сапфир отличается от крашеной синим стекляшки. Сбывшаяся настоящая мечта преобразит вашу жизнь надолго – сбывшаяся цель порадует и стимульнет вас поставить новую цель. Так это работает, когда каждое понятие лежит на своей “полочке” и не подменяет друг друга.