Легенда номер 17

Режиссер: Николай Лебедев
В ролях: Данила Козловский, Олег Меньшиков, Владимир Меньшов, Борис Щербаков, Роман Мадянов, Светлана Иванова, Дарья Екамасова, Гёц Отто, Алехандра Грепи, Александр Рагулин

2 сентября 1972 года. Монреаль. Хоккейная сборная СССР с разгромным счетом 7: 3 победила канадских профессионалов из НХЛ в стартовом матче эпохальной Суперсерии СССР-Канада. Это была не просто игра, это была битва за свою страну, которая перевернула мировое представление о хоккее. Теперь весь мир знал его просто по номеру «17». Валерий Харламов, забивший в том матче 2 шайбы, мгновенно взлетел на вершину славы. Сбылась его мечта -упорство, спортивный талант и суровые уроки великого тренера Анатолия Тарасова сделали из «номера 17» легенду мирового хоккея.

Уж не знаю, под чьим влиянием в России сейчас стали модными байопики (то есть биографические картины) – то ли под влиянием незабвенного Иосифа Виссарионовича, который в зрелые годы тоже решил составить эдакую энциклопедию великих людей земли русской с учетом марксистско-ленинской философии и общего положения в стране победившего большевизма; то ли под влиянием американского кинематографа, освоившего жанр десятилетия тому назад.

Но за последний год вышло несколько биографий великих людей, среди которых числится Валерий Харламов, знаменитый хоккеист, имя которого знакомо даже вашей покорной слуге, страшно далекой от хоккея времен Советского Союза.

Нужно сказать, что кино “Легенда 17” скроено как раз больше по голливудскому лекалу, чем по сталинской выкройке: есть герой, сыгранный харизматичнейшим Данилой Козловским, который, по моему скромному мнению, сейчас балансирует на самой грани и только от него зависит, станет ли он модным или хорошим актером (как вы сами понимаете, это антонимы для современного искусства кино). Есть красавица – подруга/жена героя, сыгранная Светланой Ивановой, девушкой, которая почему-то считается очень красивой. Есть друг героя, оттеняющий его крутотень. Есть старший наставник, есть антагонисты и обстоятельства, преодолев которые герой становится ГЕРОЕМ и даже легендой.

В реальной жизни хоккеиста Харламова голливудские кальки работали слабовато – были обстоятельства, был героизм, была работа до седьмого пота, хоккей на первом, втором и тридцать третьем месте… и страшные переломы, и нелепая гибель, и оставленные после себя сироты… Но совсем не в то время, как в фильме. Просто сейчас стране нужен герой – и героя нужно лепить не только по биографии, но и по общему плану составления легенды: все обстоятельства совместить в одну кучу и потом показать хэппи энд. А что там было после – уже не важно.

Я же всегда была человеком, который как раз начинал интересоваться, что же там было у Золушки после свадьбы, у Алисы после возвращения из Зазеркалья, а у Сони Мармеладовой и Раскольникова – через много лет. Поэтому после просмотра фильма почитала, что было после и у Легенды 17… грустное оказалось чтение.

Но фильм, в общем-то, снят не для таких зануд, как я. Он скроен по всем правилам воздействия на психологию зрителя – и он действует.

Что могу сказать об актерской игре… Кто-то от Меньшикова в восторге, кто-то – плюется. Лично мне кажется, что когда-то Олег Маньшиков тоже балансировал на грани “модный-хороший актер” и свалился в моду. А с любым даром, который уходит в категорию “модный” что-то происходит, талант покидает “носителя” и остается просто ремесло, иногда не самой высшей пробы. Так и тут… роль выигрышная, Меньшиков очень старался… но был виден ремесленник… не было того самого нерва, который заставляет верить происходящему. Я вообще в течение всего фильма не могла избавиться о “виртуальности” происходящего. Ну то есть где нужно было – переживала, где нужно – восторгалась. Но все это на фоне того, что голова всегда контролировала, что вот тут на меня воздействуют, вот тут – выжимают слезу, а вот тут – гордость за свой народ.
Иванова играла девушку-жену… но у актрисы как-то не особо ладится с разнообразием образов и приемов. На ее месте мог быть просто кто угодно. Как всегда понравился Владимир Меньшов в роли партфункционера. Хотя и ему особенно нечего было изображать – квадратный человек в сером костюме, антагонист героя…

Не знаю, понравится ли фильм вам, но я его пересматривать не буду. Просто не люблю, когда по ходу просмотра я отвлекаюсь на то, что прислушиваюсь к голосу разума, ехидно вставляющего: “Сейчас должны быть слезки, поплачь”…

Leave a Comment