Впервые этот термин я увидела у Юнга и удивилась, насколько точно он описал тип женщины, известный русскому читателю под другим именем. Душечки Чехова.
Еще будучи очень молодой девушкой я поражалась, почему у некоторых женщин на удивление похожие судьбы: у них нет отбоя от поклонников, они быстро выходят замуж, а потом – начинаются несчастья как под копирку. Мужья начинают загуливать на ровном (казалось бы) месте, иногда начинается внешне ничем немотивированная агрессия – и все, женщина остается одна, либо живет в таком несчастном браке, что право же, лучше бы ей остаться одной. В случае развода она снова может выйти замуж, и снова пройти через то же самое. И дальше, дальше, дальше по замкнутому кругу.
И только прочитав Юнга, я поняла, в чем суть явления. И в чем разница между временем жизни чеховской героини, юнговским описанием – и нашими днями. В статистике разводов. В конце 19 века развод все еще был из ряда вон выходящим явлением, в середине 20 века – все еще неординарным событием, и, наконец, когда в наши дни распадаются 61 брак из 100 заключенных – развод стал некоторым образом рутиной. В 19 веке от опостылевшей жены можно было избавиться гораздо сложнее, чем в 21.
А теперь – все по-порядку. Для русского человека, воспитанного на русской литературе, пример литературного персонажа всегда более ясен и понятен. Поэтому вспомним – Оленька-душечка влюблялась в каждого из своих мужей, и становилась каждому же тенью: хоть театралкой, хоть купчихой, хоть ветеринаром, хоть царем гороховым. Иными словами – она была пустым сосудом, который заполнялся не ею самой, а мужчиной, который в данный момент находился рядом.
В этом – и есть тот самый долго не понимаемый мной секрет чрезвычайной привлекательности этих женщин. Они могут быть не очень красивы, они могут быть не слишком образованы – но когда они видят мужчину, который способен их заинтересовать, они предоставляют ему всю себя – для заполнения. На всякий случай говорю – мы с вами оперируем сугубо психологическими аспектами человеческих отношений. И мужчина просто теряет от этого голову.
Психика женщины пустого сосуда практически напрочь лишена индивидуальности, она – как чистый холст, как натянутое на пяльцы полотно, как едва вышедшая из печи ваза. У нее есть знания о мире, она даже может быть очень хорошо образована – или иметь самое поверхностное образование. К интеллекту это имеет весьма опосредованное отношение. Тут вся суть в том, что называется индивидуальностью – эти женщины как сырая глина, готовы быть какой угодно формы. Мужчина, который их выбирает – подсознательно чувствует эту пластичность и готовность быть даже не Галатеей, а заготовкой к ней.
И начинается истошный, с места в карьер роман, где мужчине кажется, что он нашел женщину своей мечты, свое отражение, свою вторую половинку, которая понимает его даже не с полуслова, а с полувзгляда. Она – именно такая, какой он хочет ее видеть.
Первые месяцы этого романа – проходят примерно так, как описывается в самых слюнявых дамских романах: воспарение и летание в стратосфере от переполняющих чувств. Если именно в этот момент происходит заключение брака – все, женщина становится женой. Тут именно это очень важно: женщины пустые сосуды – это женщины, на которых надо жениться очень быстро, иначе по прошествии какого-то времени на них не женятся никогда.
Потому что женщины эти – не бездонные сосуды, они пустые. А любой пустой сосуд имеет дно, а значит, может быть заполнен. В наше время, когда психология является популярной наукой, почти всем известно, что любое общение мужчины и женщины происходит не только на уровне тел и сознаний, но и на уровне бессознательных. Так вот, пустые сосуды получают целый поток мужского бессознательного, они получают те самые образы, которые бродят в нижних слоях нашей психики – и которые мы порой за всю жизнь не поднимаем на уровень сознания. Именно в процессе заполнения своим бессознательным мужчине кажется, что он встретил ту, которая понимает его лучше, чем он сам себя понимает. Мужчина видит в этой женщине себя – как в зеркале, но не понимает, что это зеркало отражает не только те части сознания, которые ему симпатичны и которые он считает своими чертами.
Отнюдь нет – в бессознательном мы имеем те вещи, которых мы и боимся в самих себе, и которые внушают нам отвращение, и боль, и ужас… И вот однажды – пустой сосуд заполнен и мужчина видит в нем уже не только хорошее, которое он знает в самом себе, но и то, чего он всю жизнь боялся, прятал от себя. Он видит себя – таким, какой он есть на самом деле. А знакомство с собой, даже если оно едва начато, доложу вам, – это сильнейший шок.
И вот тут женщина пустой сосуд начинает невероятно раздражать мужчину, она вызывает в нем агрессию, немотивированную на первый взгляд ярость – мужчине кажется, что она ему опостылела, а на самом деле он видит в ней – именно образы своего подсознания, образы, которые он тщательно от себя прятал всю жизнь. И то, что поначалу вызывало умиление, станет вызывать раздражение и ненависть. Известная житейская мудрость: в других больше всего мы ненавидим то, что есть в нас самих. Самые яростные и агрессивные гомофобы – практически всегда таким образом борются с собственной латентной гомосексуальностью. Самые яростные борцы с тупостью и зашоренностю масс – сами по себе тупы и зашорены… ну и так далее.
Если обратиться к рассказу Чехова – то мы видим, что первые два мужа Оленьки умерли рано, а третий ее “супруг”, ветеринар, очень скоро начал раздражаться от нее, пока не бросил, уехав к своей реальной жене. Долгое смотрение в зеркало может наскучить даже самому самовлюбленному нарциссу ( а зачастую мужчины, которые выбирают таких женщин, имеют в себе нарциссические наклонности) – а женщина пустой сосуд и есть то самое зеркало, которое ничего не показывает, если нет того, кто в него смотрится.
Если помните, Чехов писал о своей героине, что у нее не было вообще никаких мнений, когда рядом с ней не было мужчины. Так вот это действительно так. У женщин пустых сосудов своих собственных мнений нет – есть почерпнутые из каких-то авторитетных источников: маменьки-папеньки, подруг, авторитетных учителей, телевизора, если говорить о наших днях. Но своего мнения по поводу чего бы то ни было – своего, сформированного путем размышлений и интеллектуального труда, по принципу не бывает. Она наполняется мужчиной (если говорить о браке), а потом становится скучна ему. Потом появляется другой мужчина – и, вылив себя до донышка, такая женщина снова готова принимать в себя бессознательное партнера, напрочь забыв, что еще недавно могла любить и уважать диаметрально противоположные вещи. Ну этот как с Оленькиными театрами при одном муже – а потом пенькой, льном и лесом при другом и ветеринарии при третьем.
Так что если встретите в жизни женщину, которая может за короткое время переменить тридцать мнений, окружена мужским вниманием при кажущемся отсутствии поводов, которая милая и мягкая со всеми, всеми любима и вызывает у всех только умиление – знайте, с большой вероятностью перед вами та самая душечка, пустой сосуд. И не торопитесь пить себе кровь – природа, как известно, не терпит пустоты, а вот ЧЕМ быть заполненной – это вопрос. Неужели перспектива заполненности чужим бессознательным – так заманчива?
В следующий раз мы поговорим о кисах.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)
О, черт, кажется я пустой сосуд. Что же делать? Как быть? Я полностью погружаюсь в своего мужчину, мимикрирую чтоли. Как с этим бороться?
Алена, то, что Вы себя узнали – это огромный плюс. Это – просто шикарно! Потому что очень часто человек вообще не понимает, что с ним… Любая мимикрия – это не есть гуд, это – лишение себя большой части внутреннего мира, который отдается другому человеку.
Знаете, чего могу посоветовать? Заполните себя тем, что для вас будет действительно интересно (вне зависимости от мужчины рядом). Когда-то очень давно я говорила с одной молоденькой девочкой, которой ужасно не везло с мужчинами. Я ей говорю: “Оставь для себя свое частное пространство, у тебя должна быть своя внутренняя жизнь”, а она мне: “Это когда женщина сама на шоппинг ходит?” 🙂
Тут главное – понять, чем Вы хотите заполнить себя, и вот это заполнение – вообще никак не будет зависеть от мужчины, который будет рядом с Вами. Вы можете заполнить себя любовью к книгам, музыке, театру, живописи (и ваши вкусы не изменятся, будет с Вами рядом царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной… Вы можете иметь свои мысли и мнения по поводу чего бы то ни было – и сможете отстоять его в споре, не боясь, что ваше мнение не будет разделено. Вы должна очертить внутри себя пространство, в которое вообще никто и никогда не будет допущен: даже любимый, даже ребенок, даже – родители. Там вы можете быть самой собой, не зеркалом – а именно собой. А для того, чтобы БЫТЬ СОБОЙ, нужно познакомиться с собой. Понять, что нравится ВАМ, что ВАМ не нравится… Какие ВАШИ принципы, с чем мы можете мириться, а с чем – нет.
Не бойтесь, что Вас бросят – часто женщины пустые сосуды боятся, что если они не мимикрируют под мужчину, он их бросит. А вот ничего подобного: у меня много мужчин друзей, и все они без исключения говорят про одну штуку: им нравится разгадывать женщину, и чем больше загадка, тем дольше ее хочется разгадывать. А загадкой для них и является та самая “область тьмы”, где вы – это вы и куда нет хода никому. Там идет своя жизнь – и именно эта жизнь и является для мужчин тайной.
И кстати, я еще буду об этом писать. У Вас есть все шансы стать женщиной-гаремом 🙂 Потому что Вы бессознательно умеете угадать, какой Вас хотят видеть. Это – огромный плюс.
Спасибо вам! Буду ждать следующих ваших постов. А то, прочитала про женщину-друга, и тоже много общего нашла. Может я не такая уж и пустая?)))
А в чистом виде никто не существует 🙂 Так что думаю, Вам рано паниковать по поводу своей пустоты 🙂
Я тоже вижу, что мне присущи черты женщины-сосуда. И сейчас ломаю голову: что из моих мыслей, чувств и интересов – мое, а что нанесное? Сама себе загадка 🙂