О сериале “Любовь Орлова” и реальных героях

скачанные файлы

А я предупреждала, что отношусь к Любови Орловой очень трепетно и мне нельзя смотреть этот сериал. 🙂

Ну, понеслись ворчать.

С давних пор фильм “Весна” – один из моих самых любимых и регулярно пересматриваемых. Я знаю его наизусть, я знаю все, что скажут Плятт или Раневская, Орлова или Черкасов. И не устаю удивляться потрясающей игре Зеленой, сумевшей из трехминутной роли создать шедевр. И универсальному таланту Орловой, который так никто и не смог повторить: и сопрано, и на пуантах, и талия 43, и обе роли великолепно… И этим выскакивающим чертями Гоголям, и перекособоченному Маяковскому, и монологу о побасенках… И сногсшибающим павильонам Баррандов фильм, где пришлось снимать Александрову, потому что Мосфильм был частично разбомблен, а частично – вывезен в эвакуацию… И песням, и танцам, и масштабности сцен.

Орлова – потрясла меня еще в детстве, потому что я очень долго считала ее своей… бабушкой 🙂

Да-да, мама моей мамы в молодости была потрясающе похожа на Любовь Орлову, и глядя на ее фотографии в плюшевом альбоме, к сожалению, сгоревшем в пожаре, я всегда показывала на бабушкину фотографию в цветастом платье, с нарисованными сердечком губками, подведенными глазками и говорила: “Это веселые ребята” (первый увиденный мной фильм Александрова, над которым я хохотала до икоты, особенно в сценах с животными).

В общем, в моем личном отношении к Любови Орловой фрейдизм сошелся таким причудливым образом, что показывать мне кого бы то ни было в роли обожаемой Любови Петровны – это вытягивать на поверхность целый клубок эмоций и личных отношений.

А потом я прочитала воспоминания о ней. И поняла, что это была потрясающая женщина, даже не так… Женщина!

Хотите узнать, кого играла скрипучая и непластичная Олеся Судзиловская? Лучшую исполнительницу ролей домохозяек и ударниц коммунистического труда, которая по совместительству являлась потомком десяти русских православных святых, двое из которых — Великая Княгиня Киевская Ольга и Великий Князь Киевский Владимир — причислены к лику равноапостольных. Женщину из рода тех самых братьев Орловых… …Красный Орел в лазурно-золотистом поле — герб Орловых осенял и бежецкую ветвь рода, к которой принадлежала актриса.

orlov

Это Петр Федорович Орлов, отец актрисы, который не умирал так, как в фильме, а успел познакомиться с зятем Григорием Александровым и даже пожить жизнью отца великой советской актрисы. Пристрастиями к горячительному не отличался, зато был в молодости игроком и проиграл имения, которые, впрочем, и так были бы быстро экспроприированы.

orlova

Дама в чернобурке – мать Орловой, Евгения Николаевна, урожденная Сухотина. Перед ней трепетали до ее смерти обе сестры и сам Петр Федорович.

nonna

А это родная сестра Любови Петровны, Анна (Нонна), которая очень похожа на Раевских, с которыми Орловы были в родстве.

Древний дворянский род, образование, языки, консерватория… Как вы думаете, похоже изображали две немолодые актрисы, предпочитающие посадку враскоряку всем остальным, двух сестер, которые были вышколены с детства быть в обществе Шаляпина, Толстого и прочих корифеев?

А как вы думаете, могли эти две сестры обмениваться ужимками двух мартышек? Как вы думаете, могла Нонна пошло хохотать в объятиях какого-то дойча, подобно Эллочке Людоедке, приехавшей в таксо?

Я уже молчу о том, что не было никакого дойча в машине…

Нонна очень рано вышла замуж за сына краснодеревщика Веселовского и была очень несчастна в браке с сумрачным красавцем, оказавшимся мещанином и мрачным ревнивцем. Ее дочь, тоже Нонна, подолгу жила у Орловой и Александрова. Первый муж Орловой, Андрей Каспарович Берзин, высокий красавец-латыш, благородного вида, очень любил Орлову. И она его очень любила. Очень. История ее первого брака – это тайна, о которой Орлова практически никогда и ни с кем не говорила, потому что, как предполагают ее родные – это была ее боль, это была, вероятно, ее глубокая вина о загубленном системой человеке, пожертвовавшем собой ради нее.

А потом был немец… Который, как говорят, звал ее в Германию и обещал карьеру Марики Рёкк.

А потом она на съемках “Веселых ребят” увидела золотоволосого синеглазого бога и все было кончено…

И была потрясающая жизнь, потрясающая судьба, потрясающая любовь.

А знаете, что это был за характер? Это была женщина, которая настолько органично могла вести себя, что даже Сталина держала на дистанции, манкируя его кремлевскими сборищами, но при этом оставаясь сталинской любимейшей актрисой. Если хотите знать, какой была Орлова в жизни – пересмотрите “Весну” и присмотритесь к ученой Никитиной. Это и есть Орлова, ей даже ничего не пришлось играть.

Серьезная, замкнутая, очень хорошо все понимающая о времени и о стране женщина, которая могла быть самой собой только в компании себе подобных – Фаины Раневской, сестры Нонны и режиссера Ирины Вульф. И, разумеется, своего супруга Григория Александрова.

Она была гениально терпелива – вы знаете, что в фильме “Цирк” она сожгла ягодицы, потому что сидела на той самой пушке и плохо настроенные софиты били прямо в ее живую кожу… Но она досидела и не испортила дубль, потому что надо было экономить пленку. А потом месяц лечила ожоги. Мизансцену “ресниц” в “Весне”, когда Никитина-Шатрова падает на кровать и смеется, потому что поняла, что влюблена, – снимали 4 часа. Она безропотно повторяла и повторяла, тогда когда любая другая уже устроила бы истерику мужу или упала в обморок от перенапряжения.

Она была невероятно одарена – голос, балет, фортепиано, внешность… Но еще она имела потрясающее свойство для актрисы – при отсутствии актерского нерва, гениальности, она брала роли нечеловеческим терпением, особенно театральные, где все действие не разбито на эпизоды, а берется одним дыханием.

Она была невероятно одарена как личность, ее обожали дети, она не была поражена тем самым страхом, который заставлял ее современников суетливо отворачиваться, “не узнавая” репрессированных и членов их семей. Она спасла от голода Елену Булгакову, а еще – ее имя спасало города во время войны. Если город нельзя было сдавать любой ценой, вешали афиши с объявлением, что на гастроли едет Любовь Орлова. И люди оставались, веря, что Орлова не поедет в сданный фашистам город – они могли выстоять и они выстаивали вопреки всему.

Вы понимаете, что это была за женщина? И как вы думаете, могла ее сыграть плебеистая Олеся Судзиловская, весь шик которой заключается в том, что она копирует мимику и жесты, но совершенно не умеет показать тот самый класс, который отличает королеву, женщину-мечту от содержанки. Я ничего не имею против самой Олеси, она прекрасно выглядит, у нее шикарная фигура, и ее скромные актерские способности вполне проходят для сериалов о ментах и тридцатилетних разведенках, находящих своего олигарха под кустами смородины на подмосковной даче.

Но Олеся – и Орлова??? Бой мой, это все равно, что заставить судомойку изображать королеву английскую, судомойка может быть чудо как хороша, но ни пластики, ни уверенности в себе женщины, носящей корону, у нее не получится по определению. Этим нужно обладать в себе, это чрезвычайно трудно сыграть – тут как раз и нужен тот самый нерв гениальности, которого нет у модных актрис. Кроме того, изображать Женщину в той самой квинтэссенции, ее ипостасности… вот тут нужно быть этой Женщиной. Увы, наши изботоксенные и отравленные детоксом дамочки путают женственность с полировкой под женственность, она есть у Чурсиной… Кстати, она есть у даже у Ольги Павловец, если уже искать кого-то в фильме… но нет ее у Олеси… нет… как нет грации арабской скаковой кобылицы у простой чукотской лошадки…

Анатолия Белого я актером не считаю, в сценах, где они с Пырьевым изображали пробы к Эйзенштейну, веяло такой тюзятиной, таким адским шапито… Ну немолодой актер, немолодой… какая искрометность, какой задор… ЧЕМ его играть?

В общем, ребята, я дико извиняюсь, я исплевала и изгвоздала фильм, который, возможно, не так уж плох. Но я предупреждала, что у меня к этой паре такое личное отношение, что ее не могли играть наши модные дивы и вечные менты. Ее должны были играть хорошие профессиональные крепкие актеры… Впрочем, сценарий сам по себе тоже такой… неправильный… что я как-то перестала даже так злиться на украинских кинематографистов, среди которых со стыдом узнала своих бывших студентов, которые сняли документалку, где объявили Орлову фригидной, Александрова – гомосексуалистом, и пригласили каких-то гугнивых сексопатологов и недоученых психологов ставить диагнозы гениям.

От хохлов как-то и не ждешь ничего хорошего, а тут… ждала… и тем больше разочаровалась.

Нельзя личные комплексы трогать, ну нельзя… Так что ежели кто снимет фильм о Вишневской и Ростроповиче, заранее предупреждаю, смотреть не буду.

7 thoughts on “О сериале “Любовь Орлова” и реальных героях”

  1. Вот почему-то была уверена, что будет именно так…Изначально решила, что не могут эти актеры ИГРАТЬ, не могут.Нет в них стержня, не на что нацепить характеры.И не стала смотреть.И правильно сделала.Надоело тратить время на разочарования.Спасибо за этот пост.

    Reply
  2. А мне нравится! И я рада, что смотрю :о) Отношусь к сериалу, как к сериалу, а не копирке характеров, лиц и биографий. А как к худ. произведению, в котором возможна выдумка и отступление от реальности. Сложно угодить читателям книги. Еще сложнее попасть в реально существовавшего человека. А какая была Орлова? Это только она сама знала. При той закрытости характера можно только догадываться, строить предположения. Думаю, что об этом не знал до конца ни Александров, ни сестра Орловой.

    Reply
    • Кать, так это же хорошо, что нравится! Многим очень людям сериал пришелся по вкусу.

      Reply
      • На мой взгляд, очень тактично, трепетно и уважительно показывается их пара, их отношения. Отношения двоих. Не одного из двух, а двоих. Мне понравилось.
        А какие у Орловой платья! Тоже хочу хоть одно такое поносить… целомудренное, но обворожительно прекрасное :о)

        Reply
  3. Вот почему я мало пишу у Вас? (А читаю всегда!) Согласна с мнением автора… Слишком часто… Надеюсь, это не утрата индивидуальности?..

    Reply
    • Ну у нас тут не всегда мнение сходится 🙂 Находим и точки несогласия. Так же интереснее 🙂

      Reply

Leave a Comment