Юная и необычайно талантливая танцовщица Юля Ольшанская из маленького шахтерского городка вытягивает «счастливый билет»: её замечает бывший артист балета Потоцкий и прочит будущее великой балерины, достойной главной сцены страны. Однако для того, чтобы стать бриллиантом, любому, даже самому выдающемуся алмазу, требуется огранка, и путь на легендарные подмостки Большого театра для Юли лежит через стены балетной школы, где опеку над непокорной провинциалкой берет еще более своенравная преподавательница Галина Михайловна Белецкая. Превращение в приму потребует невероятного самоотречения, и Юля на собственном опыте должна будет убедиться, что большой балет – это не только белизна пачек, золото лож и скольжение шелковых лент. Но никакие препятствия не остановят того, у кого есть Большая Мечта.
Режиссер: Валерий Тодоровский
В ролях: Алиса Фрейндлих, Валентина Теличкина, Александр Домогаров, Николя Ле Риш, Маргарита Симонова, Екатерина Самуйлина, Анна Исаева, Анастасия Плотникова, Анастасия Прокофьева, Анна Тарасенко
Прочитала в ФБ о том, что на премьере “Большого” одна дама демонстративно вышла из зала, презрительно бросив: “Это че, про театр, что ли?”
В общем “Большой” действительно обманывает ожидания. Это вам не Аронофски с лесбосом и шизой в конце. Сюжет фильма прост: спившийся бывший балетный танцовщик привозит в Москву талантливую девочку, прямиком в Вагановку. И старая балерина, его бывшая партнерша, увидев талант провинциалки, тут же минуя конкурс засовывает ее в класс, где девочка из Шахт начинает соперничать-дружить со столичной штучкой. А потом они вырастают и начинают бороться за место на главной сцене страны.
Ни тебе стекла в пуантах, ни кислоты в физиономию. Только фуэте по пьяни (балетные сильно смеются с прецедента) да обсуждение насущной проблемы, лишаются ли девственности девчонки из-за растяжек. Кстати, Тодоровский вообще-то снял кино почти на 4 часа, но в Большом театре премьера была двухчасовой. Кстати, а не хило после “Броненосца Потемкин” режиссер удостоился? В общем, будем ждать телеверсию – потому что в киноварианте куча сюжетных линий оказываются провисшими и совершенно невнятными.
Что скажу об актерах. Тодоровский решил, что балетных будут играть только балетные – Портман и Кунис в “Черном лебеде” могли тренироваться до исступления и обмороков, но десятилетия балетной выучки не достигнешь за год у станка, поэтому во всех балетных сценах их дублировали профи. Тодоровский же решил, что балетные сыграют самих себя, поэтому на роль Юлии, шахтинской провинциалки, взял Маргариту Симонову, солистку польского театра, а на роль ее соперницы-подруги из московской золотой молодежи – уже закончившую балетную карьеру Анну Исаеву. Многоопытную старую балерину блистательно сыграла Фрейндлих – сотворив из роли шедевр. Алкоголика-балеруна – Александр Домогаров, которому, собственно, и играть ничего не нужно было. Просто потрясающе, как красавец-актер превратился в опустившегося алкоголика, по сути сыграв самого себя. Я когда показала его молодую фотку дочери, та не поверила своим глазам. Так что по ходу получилась педагогическая ситуация “не пей, козленочком станешь”.
Из еще одной потрясшей роли – Яна Сексте в роли стриптизерши. Ребята, это просто высокий класс актерской игры: при минимуме слов сыграть так, чтобы за пять минут экранного времени зрителю стала ясной вся биография несчастной провинциальной девки. Только ради Яны и Фрейндлих кино стоит смотреть – потому что обе сыграли так, что мороз продирал по коже.
Теперь о балеринах. Очень странное ощущение от кастинга. Маргарита Симонова внешне весьма похожа на провинциальную шахтинскую девочку, но друзья мои, Светлана Захарова как бы тоже не из столичных будет – однако ж там талант виден без пенсне. А вот в случае с Маргаритой Симоновой как-то плохо веришь в то, что эта девочка порвала на ленты всех окружающих. Потому как у Анны Исаевой – класс виден даже такому любителю, как я. Ну то есть Анна реально круче танцует – поэтому все возгласы о великом таланте Маргариты (Юлии) как-то не радуют внутреннего Станиславского.
Но в общем и целом – получился фильм о балете. О том, какой это адский труд, какова изнанка этого праздника – и чем платят люди за то, чтобы уметь говорить при помощи тела. Так что кто как – а я буду ждать телеверсию, чтобы заполнить некие пробелы в сюжете.