Валериан и город тысячи планет / Valerian and the City of a Thousand Planets

Режиссер: Люк Бессон
В ролях: Дэйн ДеХаан, Кара Делевинь, Клайв Оуэн, Рианна, Итан Хоук, Херби Хэнкок, Крис У, Сэм Спруэлл, Ален Шаба, Рутгер Хауэр

2700 год. Валериан и Лорелин — космические спецагенты, которые по долгу службы впутались в подозрительное дело и стали невольными участниками то ли межгалактического заговора, то ли аферы причудливых поселенцев планеты Альфа, прибывших туда из различных миров со всех уголков галактик.

Я не знаю, как вы, а я после “Пятого элемента” все время жду чуда. Ну вот вдруг в одной далекой-предалекой галактиГе что-то крупное сдохнет и на экраны вернется тот самый Люк Бессон, которому удалось создать абсолютно революционное кино с самой неповторимой атмосферой и самым запредельным юмором из всех юморов в научной фантастике.

И до просмотра этого шЫдевра я даже подумала, что, возможно, “Валериан” сможет хотя бы чуть-чуть повторить успех “Элемента”. Хотя, увидев в трейлере унылые физиономии главных героев, я вроде как головой поняла, что надеяться на чудо не нужно. Но надежда, она ж издыхает последней.

Ладно, по-порядку будем говорить.

Итак, в анамнезе у нас имеется кифозный и перегнутый Дэйн ДеХанаан, чьи мешки под глазами все время мешают мне разглядеть, умеет ли он играть, а также муза окончательно вывихнувшегося из золотого сечения Карлуши Лагерфельда Кара Делевинь. Могу сказать, какая муза, такой и период у мытця, вот когда Карлушу вдохновляла Клаудиа Шиффер, его одежки были очень даже приятны глазу. С Карой у Карла покрали не только кораллы, но и идеи – поэтому все, что он делает сейчас, в стопятьсотый раз обсасывает идеи мадам Коко и не добавляет к обсосанному ни полушки из варящегося в голове Карла.

Впрочем, я отвлеклась. Кара с ее лесбийской ориентацией и бровями леонидаильича – создала с Дэйном пару, между которыми не то, что искры не проскакивало, а наоборот: между Дэйном и Карой медленно курсировали водянистые слизистые нити, образующиеся, скажем, в том случае, если вы влезли в пещеру к Чужому и вскрыли без спроса большие зеленые яйца. Несмотря на то, что Дйэн постоянно говорил Каре всякие высокопарные слова “люблю-коньки-куплю” – происходящему не верилось. Не верилось, что такой кифозненький жалобный человечек осеменил полгалактики и, похоже, не только гуманоидов. Не верилось, что деревянная и похожая на снулую рыбу девка вообще может вызвать какие-либо эмоции в свой адрес. Не верилось, что эти оба, не имеющие мало-мальски внятной мускулатуры, могут работать спецагентами галактического уровня.

В случае с главными героями верилось только в одно: у Бессона в голове потерялась клепка, и режиссер, когда-то соединивший Уиллиса и Йовович в одну из самых запоминающихся кинопарочек 20 века, без этой клепки оказался неспособен оценить, насколько ДеХаан и Делевинь вообще потянут эти роли и смогут смотреться рядом с друг другом.

Но шо маемо, то маемо – посему, согласно прейскуранту и задумке автора, эта парочка величайших недоразумений галактики – начинает мельтешить, чтобы помочь неким “перлам”: вытянутым переливающимся имбецилам, проживавшим в месте, где, видимо, Бессон определил для себя образ рая. Ну это такое синее небо, зеленый океан, куча ракушек и жемчужинок и все время улыбающиеся личности, которые весь день заняты тем, что добывают жемчужинки, а потом возвращают их “матери-земле” посредством ящерок, которые, если дать им жемчужинку сожрать, начинают работать как три-д ксерокс и выпихивать копии засунутого в промышленных количествах.

Но планету-рай уничтожают злобные враги – и начинается детектив, который и разгадывают кифозный и бровастая.

По пути разгадывания чего у них только не будет: и путешествие по базару в 16 измерениях, и засовывание головы в мозгомедузу, и беседы с тремя птеродактилями с еврейскими замашками, и победа над врагами в ассортименте. И даже выполнение главного архетипа Люка Б: если в фильме есть художественно одаренное синее существо, оно обязательно погибнет в корчах, спасая одного из героев. На этот раз синеньким была Рианна, и мне впервые не было жаль погибшего героя – потому что более бездарной актрисы нужно было еще поискать, хотя в фильме присутствовала Кара, и обе буратинки вышли прямо-таки на соцсоревнование, пытаясь победить в номинации “Лучшее бревно съемочной площадки”.

Вообще невзирая на сумасшедшие спецэффекты и кучи всяких забавных существ, фильм был удивительно нуден. Мы едва досидели до конца – не спасали ни шуточки, ни яркие краски и головокружительные картинки. Вот насколько “Пятый элемент” хочется пересматривать, настолько “Валериана” смотреть не хотелось.

Я читала, что Бессон давно задумывал свою вселенную, что он очень ждал развития технологий, чтобы суметь воплотить задуманное – но скажу честно: у Бессона нет вселенной. У него есть какие-то разрозненные и очень примитивные картинки, которые он пытается свести в некое подобие развитого мира. Но то ли его подводит отсутствие одаренности, то ли его мировоззрение, основанное на “свободе мышления” (а все размышления Бессона о жизни и любви сводятся к нью-эйджевским скучностям) – но в результате мира нет. У него не получилось то, что сумели сделать Толкин, Льюис, да что там – даже Кинг, Кэмерон, Лукас или Скотт намного больше преуспели в деле создания миров.

И вот эта искусственность, примитивность, яркая обертка с пустышкой внутри – и отталкивает лично меня от бессоновских фантазий. В фильме есть момент, когда Делевинь смогли заставить заплакать (подозреваю, что при помощи авоськи лука) – но произносимый ей текст и вообще – вся мизансцена – настолько обесценили этот великий актерский прорыв, что все, что мы смогли сделать во время этого невероятного катарсиса, – это скривиться и выразительно глянуть друг на друга. Ибо – трэшачок.

Вердикт: если хотите, смотрите. Просто потеряете два часа времени. Найдите себе занятие: скажем, потренируйтесь и понаблюдайте за “перлами” и за языком их жестов. Доморощенный психоанализ многое может вам сказать в этом смысле о Бессоне. Ну или обнаружьте в фильме космонавтов из Неруины – они там есть. В общем, как бэ дайте мозгам какое-то задание, нехай тренируются.

Leave a Comment