Я иногда рассуждаю на этих страницах, что у человечества тоже имеется свой коллективный разум, который действует каким-то непонятным и непостижимым образом – вне нашего контроля.
Скажем, лет за двадцать до больших войн женщины начинают рожать больше мальчиков, чем девочек. Войной и не пахнет, грубо говоря, эрцгерцог Фердинанд еще может сам ходить пешком под стол – но в семьях начинает рождаться все больше мальчишек – и к свершению рокового выстрела мир уже готов отослать мужчин на большую бойню.
Сейчас происходит нечто схожее – только, похоже, война уже не нужна. Включились иные механизмы саморегуляции человечества – и поскольку нас отослать, как леммингов, бросаться в холодные океанские волны будет негуманно, то программа самоуничтожения заменилась вариантом “лайт”.
В Бразилии открывается конгресс акушеров-гинекологов и в программу уже внесено обсуждение всемирно наблюдаемой тенденции: невынашивание беременности становится планетарной эпидемией. Собственно, врачи заметили тенденцию еще в 2006 году и несмотря на развитие медицины – ситуация не только не улучшилась, но ухудшилась. Если ранее невыношенные по причине замирания беременности составляли 20 процентов от общего числа, то теперь – 46%. Ребята, почти половина беременностей на планете заканчивается либо выкидышем, либо вынужденной чисткой, и дело не в стране и не в экологии. Цифры рапортуют что страны первого мира, что страны третьего.
В 2015 году ученые предсказывали увеличение населения до 10 миллиардов. На сегодняшний день нас нет и 8. Социологи уже высказали мнение, что китайцев и индусов – вовсе не столько, сколько принято считать. Что такие цифры – сродни оружию, объяви, что у тебя в стране больше миллиарда и все начнут подсчитывать, какая же у тебя получится армия, если всех мужиков поставить под ружье. Но в том-то и дело, что войны сейчас не ведутся при помощи солдат: гораздо проще посадить милых мальчиков-ботанов, которые нажатием кнопочки вырубят в мегаполисе электричество – а через неделю можно будет наблюдать коллапсы и массовые помешательства граждан. Ну или таким же нажатием кнопочки обрушить биржу или взломать банковскую систему страны. Результат будет еще зажигательнее и трагичней.
Но я сейчас не об этом. А о том, что Китай, Африка и Индия уже давно рапортуют о существенном снижении рождаемости. И даже традиционно многодетные страны ближнего Востока – говорят о том, что традиционных 12-14 детей больше нет. 6-8 максимум. И дело не в контрацепции, а в невынашивании беременностей.
Если о странах Европы и Северной Америки, России и Восточной Европе было принято считать, что малодетность связана с тем, что всем детям надо дать образование, а это нынче непреодолимо дорого, то об Африке, Индии и Ближнем Востоке – подобных вещей и помыслить было странно. Но тем не менее – тенденции обозначились и там. Дети просто не рождаются в том количестве, в котором зачинаются.
Если вы подумаете, что стало больше абортов или пользователей контрацепции – то медицинские статистики тут однозначно уверены в том, что это не так. Бесплодие тоже не растет – как было 15-18 процентов пар в зависимости от страны, так и осталось.
В России сейчас наблюдается демографический провал – потому что в детородный возраст вошло поколение 90-х, а их, как известно, очень мало. Но одно дело – нерожденные дети из-за демографического провала, а другое – нерожденные дети из-за невыношенных беременностей.
И кстати, социологи уже обозначили, что экономическое стимулирование рождаемости работает слабо. Да, в Штатах, Германии или глубинке России существуют семье, где женщины предпочитают рожать детей и жить на пособия. Но это не спасает популяцию в целом, потому что экономически стабильные семьи предпочитают одного-двух детей, а для удержания популяции хотя бы в том же количественном соотношении нужно 2,1 ребенка на семью, а не 1,6, как наблюдается сейчас.
В общем-то футурологи – единственные, кто хоть как-то пытаются объяснить происходящее. Мы вошли в постиндустриальный мир, где в течение жизни одного-двух поколений будет наблюдаться сокращение целого ряда профессий. Миру просто не потребуется столько рабочих рук. Врачи же пытаются пока рассуждать в поле медицинских знаний: что развитие медицины обусловило излечение многих болезней и естественный отбор стал иным – выживают сейчас практически все, кто должен был умереть от отсутствия антибиотиков, хирургической помощи и голода. Что передающиеся из поколения в поколения гены содержат в себе все больше поломок и неисправностей, которые неизбежно отсеивались еще сто лет назад. Что само репродуктивное здоровье женщин с развитием контрацепции сильно отличается от их прабабушек: потому что если сто пятьдесят лет назад женщина практически весь менструальный период была либо беременной, либо кормящей, то в наше время – женщина все время менструирует, к чему ее организм просто не приспособлен, а это нарушает тысячелетние паттерны вида хомо-сапиенс.
Я так понимаю, что на очередной конференции гинекологов и репродуктологов врачи будут снова думать, что происходит. И разрабатывать концепции поведения в ситуации с выкидышами. На Западе до 12 недель срывающуюся беременность не сохраняют – потому что знают, что чем раньше происходит выкидыш, тем масштабнее генетическая поломка в организме плода, тем больнее родится у женщины ребенок, если его сохранить. Я так поняла, российские гинекологи после этой конференции могут принять эту практику – или хотя бы взять ее на вооружение. Насколько я понимаю, уже даже католическая церковь внесла поправки в свои каноны – во всяком случае священникам разрешено отпускать грех аборта, что было немыслимым еще десять лет назад. Ужесточаются законы о проведении ЭКО – во многих странах пятидесятилетние женщины просто получат отказ в операции за любые деньги.
То есть врачи пытаются как-то повлиять на ситуацию – но опять-таки, они не понимают причин происходящего.
В общем, ребята, помните фильмы “Дитя человеческое” или “Рассказ служанки”? Ну вот, похоже, самый радикальный сценарий – уже перестал быть стопроцентной фантастикой.