Я никаким боком не связана с альпинизмом и однозначно полезу в горы только в одном случае – если наступит потоп и там можно будет переждать, пока не спадет вода. Поэтому люди, которые добровольно восходят на Эверест (и остальные, впрочем, горы), вызывают у меня беспредельное удивление. И вопрос “зачем” так и не нашел у меня адекватного ответа.
Я никогда не задумывалась, что самая высокая в мире гора давно превратилась в кладбище. Пока не увидела фотографий и кое-чего не почитала. Впечатлило – причем надолго. И вопрос “зачем” вообще рискует остаться без адекватного ответа. “Зачем вы идите на Эверест?” спросили у Джорджа Мэллори, знаменитого английского альпиниста, погибшего то ли на восхождении, то ли на спуске.
“Потому что он есть!” Вот это, наверное, и нужно принять как данность, потому что понять все эти вещи – выше моих сил.
Нет, я, конечно, знала, что на Горе гибнут люди. Но я представить не могла, что они лежат там непохороненными. Мозг у меня просто криво работает – по-равнинному. И только почитав некоторые тексты поняла я, что в горах действуют совсем иные законы.
По статистике на Гору поднялись около полутора тысяч человек. По разным данным осталось там около 200.
Среди этих 200 человек есть и те, кто всегда будет встречать новых покорителей. По разным источникам на северном маршруте находится восемь открыто лежащих тел.
Среди них двое русских. С юга находится около десяти. А если отойти влево или вправо…
Расскажу лишь о самых известных потерях:
“Да, в горах лежат сотни трупов замерзших от холода и истощения, упавших в бездну”. Валерий Кузин.
Это Джордж Мэллори и его останки.
В 1924 году связка Мэллори-Ирвинг начала штурм. Последний раз их видели в бинокль в разрыве облаков всего лишь в 150 метрах от вершины. Затем облака сошлись и альпинисты исчезли.
Загадка их исчезновения, первых европейцев оставшихся на Сагарматхе, волновала многих. Но чтобы узнать, что случилось с альпинистом, потребовались многие годы.В 1975 году один из покорителей уверял, что видел какое-то тело в стороне от основного пути, но не стал подходить, чтобы не потерять силы. Понадобилось еще двадцать лет, чтобы в 1999 году, при траверсе склона от 6 высотного лагеря (8290 м) на запад, экспедиция наткнулась на множество тел, погибших за последние 5-10 лет. Среди них обнаружили Мэллори. Он лежал на животе, распростершись, словно обнимая гору, голова и руки были вморожены в склон.
Ирвинга, товарища Мэллори, шедшего с ним в связке, так и не нашли. У Мэллори были закрыты глаза, значит, умер он не внезапно. Но он умер – и никто не знает, как. Веревка была перерезана, а значит товарищ оставил его и, наверное, погиб где-то ниже. Тело его пока не нашли.
В 1934 году к Эвересту пробрался, переодевшись тибетским монахом, англичанин Уилсон, который решил молитвами воспитать в себе силу воли, достаточную для восхождения на вершину. После безуспешных попыток достигнуть Северного седла, покинутый сопровождающими его шерпами, Уилсон умер от холода и истощения. Тело его, а также написанный им дневник были найдены экспедицией 1935 г.
Гибель этой супружеской пары потрясла многих. Произошло это в мае 1998 года.
Сергей Арсентьев и Френсис Дистефано-Арсентьев, проведя на 8,200 м три ночи (!), вышли на восхождение и взошли на вершину 22/05/2008 в 18:15.Восхождение совершено без использования кислорода. Таким образом, Френсис стала первой американской женщиной и всего второй за всю историю женщиной, совершившей восхождение без кислорода.
Во время спуска супруги потеряли друг друга. Он спустился в лагерь. Она – нет.На следующий день пять узбекских альпинистов шли на вершину мимо Френсис – она еще была жива. Узбеки могли помочь, но для этого отказаться от восхождения. Хотя один их товарищ уже взошел, а в этом случае экспедиция уже считается успешной.На спуске встретили Сергея. Сказали, что видели Френсис. Он взял кислородные балоны и пошел. Но пропал. Наверное сдуло сильным ветром в двухкилометровую пропасть.На следующий день идут трое других узбеков, три шерпа и двое из Южной Африки – 8 человек! Подходят к ней – она уже вторую холодную ночевку провела, но еще жива! Опять все проходят мимо – на вершину.
“Мое сердце замерло, когда я понял, что этот человек в красно-черном костюме был жив, но абсолютно один на высоте 8,5 км, всего в 350 метрах от вершины, – вспоминает британский альпинист. – Мы с Кэти, не размышляя, свернули с маршрута и попытались сделать все возможное,чтобы спасти умирающую. Так закончилась наша экспедиция, которую мы готовили годами, выпрашивая деньги у спонсоров… Нам не сразу удалось добраться до нее, хотя она лежала и близко. Двигаться на такой высоте –то же самое, что бежать под водой…
Мы обнаружив ее, пытались одеть женщину, но ее мышцы атрофировались, она походила на тряпичную куклу и все время бормотала: “Я американка. Пожалуйста, не оставляйте меня”…
Мы одевали ее два часа. Моя концентрация внимания была потеряна из-за пронизывающего до костей дребезжащего звука, разрывавшего зловещую тишину, – продолжает свой рассказ Вудхолл. – Я понял: Кэти вот-вот и сама замерзнет насмерть. Надо было выбираться оттуда как можно скорее. Я попытался поднять Фрэнсис и нести ее, но это было бесполезно. Мои тщетные попытки спасти ее подвергали риску Кэти. Мы ничего не могли сделать.”
Не проходило и дня, что бы я ни думал о Фрэнсис. Спустя год, в 1999-м, мы с Кэти решили повторить попытку добраться до вершины. Нам это удалось, но на обратном пути мы в ужасе заметили тело Фрэнсис, она лежала точно так, как мы ее оставили, идеально сохранившейся под влиянием низких температур.
Такого конца никто незаслуживает. Мы с Кэти пообещали друг другу вернуться на Эверест снова,чтобы похоронить Фрэнсис. На подготовку новой экспедиции ушли 8 лет. Я завернул Фрэнсис в американский флаг и вложил записку от сына. Мы столкнули ее тело в обрыв, подальше от глаз других альпинистов. Теперь она покоится с миром. Наконец, я смог сделать что-то для нее.” Йен Вудхолл.
Через год тело Сергея Арсеньева было найдено: “Прошу прощения за задержку с фотографиями Сергея. Мы определенно его видели – я помню фиолетовый пуховый костюм. Он был в положении как бы поклона, лежа сразу за Джохеновским [Jochen Hemmleb – историк экспедиции – С.К.] “неявно выраженным ребром” в районе Мэллори примернона 27150 футах [8254 м]. Я думаю, это – он.” Джейк Нортон, участник экспедиции 1999 года.
Но в том же году был случай, когда люди остались людьми. В украинской экспедиции парень провел почти там же, где американка, холодную ночь. Свои спустили его до базового лагеря, а далее помогали более 40 человек из других экспедиций. Легко отделался – четыре пальца удалили.
“В таких экстремальных ситуациях каждый имеет право решать: спасать или не спасать партнера… Выше 8000 метров ты полностью занят самим собой и вполне естественно, что не помогаешь другому, так как у тебя нет лишних сил». Мико Имаи.
“Невозможно позволить себе роскошь нравственности на высоте более 8000 метров”В 1996 году группа альпинистов из японского университета Фукуока поднималась на Эверест. Совсем рядом с их маршрутом оказались трое терпящих бедствие альпинистов из Индии – истощенные, занедужившие люди попали в высотный шторм. Японцы прошли мимо. Спустя несколько часов все трое погибли.
Страшные кадры канала “Дискавери” в сериале “Эверест – за грянью возможного”. Когда группа находит замерзающего человека, снимает его на камеру, да лишь интересуется именем, оставляя умирать в одиночестве в ледяной пещере.
“Трупы на маршруте – хороший пример и напоминание о том, что надо быть более осторожными на горе. Но с каждым годом восходителей всё больше, и по статистике трупов будет с каждым годом прибавляться. То, что в нормальной жизни неприемлемо, на больших высотах рассматривается как норма.” Александр Абрамов.
Я использовала материалы нескольких статей из Сети, но не стала постить сюда тех фотографий, которые сопровождали рассказы. Потому что страшно видеть десятки тел, которые лежат непогребенные, практически под ногами тех, кто восходит на Гору.
Да, понятно, что там, на этой безумной высоте, действуют иные законы. Вопрос не в этом – вопрос в том, ЗАЧЕМ идти туда, где эти законы действуют. Из безумного интереса “я гору – или она меня”? Причем, как видим, в жертву этому интересу приносятся не только деньги и здоровье, а семьи, люди, которые в сущности не имеют права выбора. Их просто ставят перед фактом – что вдовство и сиротство перестают быть некой вероятностью, а маячат очень даже внятно на жизненном горизонте.
А вообще Гора – это еще и место, которое доказывает, что Бог есть. Нет-нет, не ждите тут рассуждений про то, что Бог наказывает человека за гордыню. Просто Гора демонстрирует, что человек свободен. Проходя мимо погибающего или уже погибшего в соверешенно чудовищных условиях, человек, сам находясь в этих условиях, демонстрирует ярче всего, что у него есть-таки свобода воли. У него есть свобода пройти мимо или остановиться. И если человек все же свободен, то тут и вступает в силу то самое “нравственное доказательство бытия Бога”, которое так не нравилось Иванушке Бездомному, посулившему даже Канту Соловки.
Да, в мире действует закон детерминизма, то есть причинно-следственных отношений. И если бы действовал только он, то все было бы ясно и понятно. Но иногда человек действует свободно, ничем автоматически не побуждаемый. Кстати, это дает нам право поощрять или наказывать именно человека, а не автоматические причины. Ведь если бы все было детерминировано, то тогда героя не нужно было бы награждать орденом, ведь не он лично стал героем, а героем явилась причина, которая толкнула его на подвиг. Равным образом убийцу нельзя было бы посадить в тюрьму, потому что виноватой в его преступлении была бы причина, а не он сам. Там, где нет свободы, нет ни ответственности, ни нравственности, ни права. Вообще нет свободы – нет и морали.
У любого человека, всегда – есть секундочка, в которую он осознает, что у него есть право выбора. Даже если вокруг обстоятельства и причины – все равно эта секунда есть. Кант писал, что в эту секундочку все как бы начинается с человека: и ни в прошлом, ни в будущем нет ничего, на что бы он мог сослаться в оправдание той подлости, на пороге которой он стоял.
Следовательно, есть два факта: в мире все живет по закону причинности; и человек в некие моменты своей свободы не подчиняется этому закону.
В отдельном государстве не подчиняются его законам только посланцы иного государства, дипломаты. Мы тоже посланцы – иного мира. Нематериального мира, где действует не принцип детерминизма, а принцип Свободы и Любви. Мира Бога. Значит, если мы свободны – значит, Бог существует. Кстати, именно поэтому материалистам так важно было отрицать свободу человека – иначе пришлось бы рушить свою систему и принимать то, что Бог есть. Чего, конечно, они себе позволить не могли.
Вот такая у меня получилась сегодня статья… Про жестокую Гору, которая доказывает бытие Божие…
А вообще советую почитать вот эту статью…
http://www.extremal.ru/ski/1139060324/articles/1154679863.htm
Тяжкое чтение, скажу сразу… Это дневник катастрофы… О жертвах Эвереста, о нелепых смертях и цене восхождения…