Дык у нас тут человек эпохи Возрождения

Так, товарищи, сразу предупреждаю – все выньте изо рта, сядьте ровно, зафиксируйте себя в пространстве. Щас у нас “сложный человек” Константин Богомолов стихотворить будет. На моем личном Олимпе блондинистая министерская поэтесса и академическая художница Евгения Васильева потеснилась и пропустила манифестанта, у которого покрали Европу.

Название бессмертной книги – “Так говорил Богомолов”. И мы немедленно подбираем с пола ассоциацию с “Так говорил Заратустра” – потому что, как мы видим, на меньшее Константин и не претендует.

Ну ок, Заратустра так Заратустра, поедемте, граждане малята, окунаться в глубины поэтической поэзии. Да, и чтоб вы просто знали. Вначале этой книги приведено стихотворение Варлама Шаламова (я приведу его полностью, чтобы вам стало еще более понятно, с кем Константин себя сравнивает)

Я хотел бы так немного!
Я хотел бы быть обрубком,
Человеческим обрубком…
Отмороженные руки,
Отмороженные ноги…
Жить бы стало очень смело
Укороченное тело.
Я б собрал слюну во рту,
Я бы плюнул в красоту,
В омерзительную рожу.
На ее подобье Божье
Не молился б человек,
Помнящий лицо калек…
(В. Шаламов)

А теперь – стихи Константина.

Было солнечное утро, осень.
Трепыхались в небе звезды, как подстреленные птицы.
Радостный, собой довольный, нес легко я это тело –
            это дело я люблю.
“Кто же выблевал все это: и меня, и вас, и вечность?” –
            думал я.
Тихо день преображался, и голодная кровать
            раскрывала свою пасть.
Вдруг кирпич мне в темя стукнул, пошатнулся я и рухнул.     
  

Отрывок из стиха “На смерть подруги” (не стала приводить полностью, у меня веко дергается и так). Авторская орфография и пунктуация неприкосновенны.

Тает снег в моих руках
А в твоих уже не тает
Упадая замирает
Размышляя что и как
 

Снег тебя совсем заносит
Снег запутался в волосьях
На открытые глаза
Роговицу покрывая
Упадая прилипая
Снег узором покрывает
Роговицу глаз открытых
Удивленных серых глаз

Кто забыл закрыть глаза
Дверь окно и небеса 

Снег ложится на меня
Снег ложится на тебя
Покрывая волоса 

Волоса твои замерзли
Стала как дикобраз
Иглы мягких раньше влас
Ломкие как детский голос 

***

Вот мамины пальцы копошатся в шевелюре
Сына. “О, так я и думала!” – вошь сидит
на волоске и думает: “Вот эта мама
каждый день, придя домой, разламывает
своих детей, подобно буханке хлеба,
на две части и запихивает это мягкое,
теплое тесто себе в рот”. Щелчок –
и тело вши лопается, и она уже ничего не думает.

***

Отложил карточку цветную,
Достать ее мне нет труда.
Но вновь и вновь себе же говорю я
«Не вспоминай о ней ты никогда!»
Все правильно…
Все так  и сделал.
Вновь чувствуют уж руки дело,
Да вот душа особо не горит…
Да поглядеть мне, что ли телек?
Попса играет новый хит,
Футбол опять через неделю…
И ДДТ все нет на сцене,
А новости…тошнит не менее,
Чем от билетов этих к госам.
Вопросы…вопросы…вопросы…

Думаю, далее я помилосердствую и не буду больше вас пытать – а ежели захотите еще мазохизма, так добро пожаловать покупать книгу поэта за 369 рубликов (это если скачивать). В бумажной версии, наверное, выйдет подороже.

Слушайте, я понимаю, они себя всерьез считают “сложными людьми”, которые умеют и в кинчике сняться, и кинчик снять, и театральную постановку забацать, и стихи написать, и картину. И им всерьез кажется: как же это талантливо и неизбито, как это напрямую может сравниться с Ницше или Шаламовым, потому что глубина этих мыслей и образов, свежесть метафор и сравнений, новизна идей – только оттуда, из бессмертной классики, из золотого века мысли человечества.

Богомолов ведь на полном серьезе, без тени иронии ассоциирует себя с Ницше, который вопреки своему безумию, болезням, страшной своей биографии – породил учение (не будем его сейчас вообще оценивать), которое уже какое столетие подряд влияет на историю целой планеты. С человеком, который написал такое:

Man muss noch Chaos in sich haben, um einen tanzenden Stern gebären zu können. – “Нужно носить в себе еще и хаос, чтобы суметь породить танцующую звезду”.

Я не поклонница стихов Ницше – но вот вам примерный образчик

Идеал
Тем идеал священен и велик,
Что мы достичь его вершин не в силах,
Но юноша, и дева, и старик
Перестают томиться им… в могилах.
Как радуга сияет идеал…
Мы знаем все, что радуга виденье,
Но идеал так мощно б не блистал,
Когда свои мы поняли стремленья…
Он навсегда б, как метеор, угас,
Когда б мы все пришли к его вершине…
И вера в жизнь и свет исчезла в нас,
И мы все умерли б, тоскуя о святыне.

И вот с этой поэзией Константин ничтоже сумняшеся себя сравнивает – и ему прекрасно чувствуется. Ницше пишет об идеале – Константин о вшах, и глубина этих стихов, по мнению Константина, одинаково безразмерна.

О Шаламове – и его стихотворении вначале книги Константина – у меня вообще не очень хорошо получится писать цензурно. Вот это сутулое творческое недоразумение реально смеет себя даже сравнивать с Шаламовым? Человеком, наделенным недюжинным талантом, человеком, вышедшим из ада живым – чтобы и умереть снова в аду? Вот этот московский хмырек, всю жизнь проведший в пределах Садового и именно оттуда ее изучавший, это серенькое нечто, считающееся кем-то достойным исключительно на фоне бездарностей, которых надо всей толпой упаковывать и отправлять во французскую палату мер и весов как образчики, идеальный золотой стандарт феномена, – вот он себя правда ставит на одни котурны с Шаламовым? Он считает, что его стихи могут равняться с этим?

В часы ночные, ледяные,
Осатанев от маеты,
Я брошу в небо позывные
Семидесятой широты.
Пускай геолог бородатый,
Оттаяв циркуль на костре,
Скрестит мои координаты
На заколдованной горе.
Где, как Тангейзер у Венеры,
Плененный снежной наготой,
Я двадцать лет живу в пещере,
Горя единственной мечтой,
Что, вырываясь на свободу
И сдвинув плечи, как Самсон,
Обрушу каменные своды
На многолетний этот сон.

И знание жизни? И глубина пережитого? Все равно одно другому? Чувачок, который бросил первую жену ради второй, Дарьи Мороз, дочери известного режиссера со связями… А потом – и саму Дарью Мороз ради дочери известного чиновника со связями. Чувачок, который переобувается в полете и четко выравнивает его направление в соответствии с генеральной линией партии… Это между собой и Шаламовым он ставит знак равенства?

Мда, ребята, мне все же казалось, что у них имеются какие-то границы, что мытци мытцями – но не с самыми заметными же умами человечества себя сравнивать, не с людьми, не растерявшими себя в условиях, которые нельзя назвать человеческими даже с натяжкой.

Но нет – границ нет. Ни границ эго, ни границ наглости, ни границ самолюбования. А я еще грешным делом думала – ну хоть какие-то молекулы стыда у них имеются. Да какое! Своя компания изойдется слюнями восторга (уж не знаю, насколько искреннего), а мнение быдла их никогда не интересовало. Ну а раз так – мы можем тоже чувствовать вполне свободно и как всегда от души поизумляться бурлению говен в этих кунсткамерах.

17 thoughts on “Дык у нас тут человек эпохи Возрождения”

  1. Какая жеееесть эти.. – язык не поворачивается назвать их стихами.
    А ведь, действительно: “Кто же выблевал все это..?”

    Reply
  2. Стихи немного напоминают Хармса. Или кое-что из Заболоцкого.

    “Хочу у моря я спросить,
    Для чего оно кипит?
    Пук травы зачем висит,
    Между волн его сокрыт?
    Это множество воды
    Очень дух смущает мой”.

    Только у Заболоцкого это зубоскальство, а у Богомолова это, кажется, всерьёз.

    Богомолов, на самом деле, – фигура трагическая. Трагедия, когда человек, образ Божий, доводит себя до такого состояния. И не важно, что у него деньги, связи, удовольствия, развлечения и что там ещё по списку. Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? Над ним не смеяться, а плакать надо. И очень жаль сына Собчак. Что вырастет из ребёнка при такой матери и таком отчиме? Впрочем, и саму Собчак пожалеть стоит. Её родители тоже её как следует изуродовали. Как сказала одна французская психологиня (к сожалению, забыл имя): “Все мы жертвы чьих-то жертв”. Богатые и знаменитые часто представляют собой прекрасную иллюстрацию к этому тезису.

    Трагично и то, что в нашей культуре сегодня корифеями числятся креативные личности типа Богомолова. Подумать только, ещё сравнительно недавно в русской литературе были Толстой, Достоевский, Чехов, Булгаков, Мандельштам, Ахматова… А теперь выдающимися писателями числятся Улицкая, Быков, Пелевин, Акунин. Теперь вот и поэт Богомолов, невольно пародирующий худшие образцы поэзии декаданса.

    Есть такая теория: когда народ теряет интерес к духовной жизни, то у него высвобождаются силы для светской культуры, наступает расцвет беллетристики и изящных искусств. Но, поскольку у народа при этом ослабевает связь с Богом, источником всех его творческих сил, то запас этих сил постепенно истощается, и наступает культурная деградация. Что мы и видим, не только в России, но и во всём постхристианском мире.

    Reply
    • Ну, Антон, тогда над всем миром надо плакать, над каждым из нас, ведь каждый из нас образ Божий так или иначе растаптывает грехами.

      Но я предпочитаю смеяться над теми, кто глупо надувает щеки и считает себя кем-то реально значимым. Если человеку не хватает смеха над самим собой, он его получит снаружи.

      Насчет литературы – согласна, сейчас качество языка упало ниже плинтуса, я встречаю повести и даже романы, написанные простыми нераспространенными предложениям, поколение СМС выросло и становится писателями 🙂 Мы еще поплачем над Улицкой и Акуниным 🙂

      Теория по поводу ослабления связи с Богом… Ну как сказать, тогда античность нужно прямо на свалку сразу отправлять. Возрождение тоже не вписывается, Новое время – тоже.

      Reply
      • Я тут иногда почитываю критику некоторых современных писателей, чтоб просто посмеяться. Сами книжки я не читаю, но критики приводят длинные цитаты и пересказывают сюжеты. Это запредельно! Пишут, печатают и даже награждают премиями такое, что даже Богомолов постыдился бы написать, не говоря уже об Акунине. Я, конечно, СССР не идеализирую, но Главлит бы такое не пропустил! На этом фоне даже Дарья Донцова выглядит вполне приличным литератором.

        Reply
        • Антон, я извиняюсь, вы сумели ЭТО прочитать и даже уловить смысл? Снимаю шляпу – я продраться сквозь эти дебри просто не сумела, хоть честно пыталась, язык совершенно чудовищен при том, что он примитивен, а у меня при таких условиях теряется способность вникать в содержание.

          Reply
          • Ну, тогда отвечу своими словами: у античности с потусторонним миром были свои отношения, и я совершенно не компенгаген судить о них.

            А Возрождение многими рассматривается именно как начало конца христианской цивилизации – это эпоха, когда интеллектуальная часть общества в массе своей решила, что глупо посвящать земную жизнь борьбе за загробное блаженство, а надо наслаждаться здесь и сейчас. Интеллектуалы и люди искусства стали с большим скептицизмом относиться к христианской вере и морали, и открыли для себя языческую античность. В Италии увлечение языческими и неоязыческими учениями в их среде приобрело массовый характер. На смену средневековому искусству, стремившемуся отразить духовную реальность, пришло другое, которое увлечённо старалось как можно более живо и осязаемо изобразить реальность материальную. Даже религиозная живопись Возрождения была очень земной, телесной. Святых, ангелов и самого Христа стали рисовать “одутловатыми” по выражению протопопа Аввакума. Уже одно то, что художники Возрождения иногда писали святых со своих любовниц, а то и любовников, говорит о многом. Или возьмите “Декамерон”, при всех её прочих достоинствах, христианской эту книгу назвать невозможно. Любопытно, что именно в эпоху Возрождения фактически утратил силу запрет на ростовщичество, достаточно важный для христианской морали.

            Понятно, что “широкие народные массы” в целом оставались верны простодушному и простонародному католицизму, но тон в культуре, равно как и в политике, задавали не они.

            Мне кажется, что мертвящий дух Возрождения очень хорошо уловил Мандельштам в своей “Веницейской жизни”:

            Веницейской жизни, мрачной и бесплодной,
            Для меня значение светло.
            Вот она глядит с улыбкою холодной
            В голубое дряхлое стекло.

            Тонкий воздух кожи, синие прожилки,
            Белый снег, зеленая парча.
            Всех кладут на кипарисные носилки,
            Сонных, теплых вынимают из плаща.

            И горят, горят в корзинах свечи,
            Словно голубь залетел в ковчег.
            На театре и на праздном вече
            Умирает человек.

            Ибо нет спасенья от любви и страха,
            Тяжелее платины Сатурново кольцо,
            Черным бархатом завешенная плаха
            И прекрасное лицо.

            Тяжелы твои, Венеция, уборы,
            В кипарисных рамах зеркала.
            Воздух твой граненый. В спальнях тают горы
            Голубого дряхлого стекла.

            Только в пальцах — роза или склянка,
            Адриатика зеленая, прости!
            Что же ты молчишь, скажи, венецианка,
            Как от этой смерти праздничной уйти?

            Черный Веспер в зеркале мерцает,
            Все проходит, истина темна.
            Человек родится, жемчуг умирает,
            И Сусанна старцев ждать должна.

            Там, где материалисту чудится праздник жизни, весна, возрождение, христианский взгляд видит “праздничную смерть”, дряхление, разложение.

          • Антон, в принципе как вам будет угодно. Считаете, что Возрождение – это деградация, feel free, как говорится 🙂 Вот только как объяснить, что на Руси с ее очень богатыми духовными традициями – светское искусство во всем его огромном проявлении от литературы, живописи, музыки и до архитектуры начало развиваться исключительно в петровские времена. По идее весь мир должен был наблюдать потрясающий расцвет… А на деле – лишь с 19 века наблюдаем золотой и серебряный века. До этого – ситуативные вспышки, не более.

  3. Это точно писал известный деятель культуры? Беда с культурою, какое-то вырождение идёт. И рифма не очень, и содержание. Неужели есть те, кто вот это ещё и покупает?

    Reply
      • Это он явно писал “не за гроши”. На таких книжках много не заработаешь.

        Reply
        • Думаю, жена ему внятно и доступно объяснила, как надо правильно себя вести, чтобы всегда были государевы деньги.

          Reply
  4. Боюсь, он себя еще и с Рембо сравнил. “Искательницы вшей”. Знатно понатырено.
    Удивительно: чем бездарнее человек, тем более уперто он верит в свой невероятный талант. Фу блин, испанский стыд(((

    Reply
    • Айя, слушай, а ведь правда! Я всю голову сломала, ну что мне эти вши напоминают. Точно, Рембо! Интересно, тырил в надежде на то, что никто не догадается? Вот уж воистину чувак считает всех быдлом, а себя – прекрасТным… Откуда они все лезут? Вроде ж из приличной семьи мальчик 🙂

      Reply
  5. Никак не могу себя заставить жалеть ни самого К.Б, ни его б.., особенно, когда последняя выкладывает (см. выблевывает) такого плана шЫдевры:

    https://youtu.be/NX0UrURzGf0

    Простите, но кроме чувства отвращения и гадливости к таким особям у меня больше ничего не возникает, “жалило” не поднимется их пожалеть 🙂

    Вот сегодня ушёл из жизни Андрей Мягков и мне бесконечно грустно и горестно от осознания этого, очень жаль, что такие талантливые, скромные и интеллигентные люди уходят, а на смену им приходят злобные и развратные бездари, которых, по большому счету нужно гнать из телевидения и искусства поганой метлой.

    Reply
    • Но ведь они тоже люди. Разве не печально видеть до какого состояния может довести себя человек? Вспоминаются слова 48-го псалма: “И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им”.

      А ведь эти люди сегодня считаются “успешными”, им завидуют, о них говорят, перипетии их личной жизни обсуждают миллионы. Получается, что они и сами гибнут, и других за собой тянут. Разве это не страшная участь?

      Reply

Leave a Comment