Давеча прочитала я об одном весьма необычном растении. Зовётся Ибога, произрастает в Западной Африке, содержит галлюциногенный алкалоид ибогаин.
Местные африканские племена ибогу используют в своих религиозных культах, которые до недавнего времени были европейцам совершенно незнакомы, но все изменилось тогда, когда английский путешественник Брюс Парри завоевал доверие старейшин одного из племен и они предложили ему пройти ритуал посвящения во взрослые мужчины.
Парри знал, что мужчины племени принимают ибогу в микродозах перед охотой или ночными бдениями, а вот о больших дозах ему не рассказывали, потому что любые ритуалы, связанные с посвящением юношей в мужчины, всегда и во все времена были строго табуизированы. Наши европейские и русские сказки несут в себе отголоски этих ритуалов, но распознать, что в этих сказках указывает на таинственные обряды посвящения, не всякому филологу под силу, только тем, кто специально занимался мировой мифологией.
Парри запретили давать полный отчёт о пройденном ритуале, но кое-что он все же с разрешения старейшин опубликовал. Под руководством стариков он принял большую дозу ибоги. Растение чрезвычайно горькое, после того, как Брюс пожевал некое количество нарубленного стружкой корня, его начало нестерпимо рвать, но после опорожнения желудка его снова заставили сжевать ту же дозу.
И вот тут, ребята, и происходит самое загадочное событие. Снимать его запретили, а вот рассказать – позволили. Брюс рассказывал, что после второй дозы происходит обострение совести и приходит чувство острого раскаяния. Эмпатия обостряется настолько, что все низменное и нечестное, что совершил человек в жизни, предстаёт перед ним не просто как картинка, нет: он проживает содеянное как жертва, а не как вершитель несправедливости. Более того, после этого обряда мужчины племени живут с разбуженной и негаснущей совестью, поэтому в племени нет преступлений, нарушения моральных норм или любых злоупотреблений типа пьянства или наркомании. Говорят, ибога помогает наркоманам и алкоголикам прочувствовать всю бездну своего падения, поэтому возврата к прошлому у них просто не бывает.
Прочитав этот рассказ, мы с мистером Адамсом обрушились в сильнейший приступ размышления. Я все никак не могла угомониться, потому что ну всякое трава может сделать с человеком, но вот чтобы совесть пробудить – это просто уникально. Я где-то читала, что Господь сотворил все в этом мире, чтобы помогать человеку жить в нем, и что падший человек извратил мир настолько, что все меньше и меньше средств остаётся исцелять и врачевать наши душевные и телесные раны. Но опять-таки… растение, раз и навсегда пробуждающее совесть… это нечто невероятное.
Я обронила: вот бы его в водопровод… вот это жизнь в нас бы началась… но мистер Адамс быстро остудил мой пыл. Он предложил мне подумать, сколько самоубийц тут же обнаружится на каждом квадратном километре земной суши. Одно дело – стырить трубы со склада завода или сплетничать на завалинке, а другое дело – людей грабить-убивать, детей в утробе травить, предавать друзей или бросать стариков-родителей или детишек малых. А уж чего по всем этим Думам и Радам начнётся, по инстаграммам-ютубам… Представьте себе, у этих товарищей совесть коллективно разбудить, да заставить прожить все наделанное от лица обиженных…
Вряд ли кто из этих персонажей потянет на себе разбуженную совесть-то. Так что племена мальчишек в мужчины посвящают, пока на душу грехов больших не взяли, а вот ежели всему миру такое посвящение устроить, так, наверное, на следующее утро народонаселения и на золотой миллиард не наберется…
Так что хорошо, что растение то только в Африке и растёт. И плохо, что Фарма не пустит его в оборот. Так всех болящих алкоголиков и наркоманов вылечат – что делать будут? Впрочем… я давно подозреваю, что алкоголики и наркоманы – это люди, выбирающие растянутое самоубийство. Вылечат их от зависимости , они обязательно изобретут новый способ самовыпилиться. Но это уже совсем другая история.