Вы только не подумайте, что я тут о репрессиях, вовсе не об этом. Я о другом.
Ну это как заходит кто-то в мерзких усишках – так сразу и понятно, шпион, фашист, продажная тварь империализма.
Чуть попозже кинематографисты научились снимать фильмы тонкие, психологичные, когда и у мерзавца можно было найти что-то хорошее, и у положительного персонажа – косяки. Фильмы снимали о людях – а не картонных дурилках.
Наступили 20-е годы 21 века и наш славный государев кинематограф, мудро управляемый Бесогоном с корешами, вернулся, так сказать, к истокам.
Ну чтоб вы поняли, кто у нас главные герои. Хабенский – Корчной, Янковский – Карпов
Вот вам исходники – но кому какое дело до внешнего сходства или сложных историй. Вот как сразу первый кадр кина увидите – так сразу и поймете, что Хабенский с густо подведенными боярскими бровьми и выражением Чикатило на охоте – лютый враг, хищный шпион и предатель, Иуда, который даже в игре с юным пионером, ребенком, позволяет себе жульничество и вранье.
Ну а дальше он покатится по наклонной, предаст великую родину, продастся за хлеб с колбасой западным врагам – и в игре с честным и благородным Карповым будет использовать всю силу ЦРУ, Пентагона, колдунов, ведьм, шаманов и прочих несознательных элементов, не понимающих, что против злодеев есть только один козырь – честная дружба, красный флаг и поддержка оленеводов, полярников, геологов, чабанов и всего советского народа, разыгрывающего партии на шахматных досках в чумах, вагончиках, чайханах и рубках подводных лодок.
Нет, робяты, я на солнце не перегрелась, я вам просто пересказываю главную идею этого “блокбастера”.
Я смотрела почти 2 часа этого фильма и осознавала вещь, которую до сих пор не понимаю, как укладывать в голову. Вот смотрите, советский кинематограф всегда был достаточно специфичен: были грандиозные вещи, которые до сих пор смотрятся как бессмертные произведения искусства, их демонстрируют по всему миру будущим режиссерам и операторам, они не устаревают – и вряд ли устареют, потому что в них гениально изображаются человеческие истории: актерами, композиторами, операторами, звукооператорами, мастерами визуальных эффектов и т.д. – и в арсенале всех этих профессионалов, которыми руководит один режиссерский замысел, имеется огромное количество средств – от языка до музыки, от картинки до звукового оформления. Этот язык вненационален и внекультурен, он действительно воздействует на поколения зрителей – и воздействует одинаково мощно.
Но помимо этих шедевров были и проходные вещи, которые забывались даже современниками, а что уж говорить о нас, живущих через столько лет. Были малоталантливые вещи, снимаемые по приказу партии для агитационных целей – и чем меньше у режиссеров и актеров было свободы, тем хуже получался результат. Скажем, Александров, снимавший “Светлый путь” по приказу Сталина, – и Александров, снявший “Весну” по своему желанию, – это два разных “Александрова”, хоть раз посмотрев эти два фильма с практически идентичным актерским составом, вы поймете, о чем я веду речь.
У каждого времени был свой киноязык – что-то в нем прижилось (как в любом языке), что-то было отвергнуто. Скажем, манера игры актеров во времена Эйзенштейна казалась передовой в 30-е годы, и устаревшей уже в 60-е. Кинопредисловия и темпоритм фильмов 80-х – уже кажется нам в 20-е годы слишком затянутыми и медленными, если речь идет об экшенах вроде “Пиратов 20 века”.
Испытание временем выдерживают разные приемы – но и они претерпевают переосмысление и перестройку с приходом в кино новых имен.
Мне казалось, что тяжеловесность и наивная прямолинейность фильмов сталинского времени, обслуживающих шпиономанию и подготовку к войне, возвращению не подлежит. После Лиозновских “17 мгновений весны”, где даже фашисты показаны людьми, разными людьми, сложными людьми… После “Резидентов”, после “Белой гвардии”, после “Восхождения” и “Иди и смотри”, после, в конце концов, “ТАСС уполномочен заявить”… казалось, откат к прошлому невозможен. Даже если брать условности блокбастеростроения, даже если понимать, что нужна агитка…
Но взять – и снять “Чемпиона мира” так, словно и не было почти 90 лет развития кинематографа? Снять так, чтобы злодей сразу показался помесью Чикатило, Гитлера и американской военщины с вьетнамских плакатов? Снять так, чтобы Карпова можно было сразу высекать из бронзы, а его недостатки были прямым продолжением его достоинств (и даже предательство супруги – он выносит с великой стойкостью). Кстати, отвлекусь. Я бы на месте Карпова подала на этих киноделов в суд. У Анатолия было две жены: одна – Ирина Куимова, была дочерью высокого военного чина, ни в каком балете не танцевала, была домохозяйкой и развелись они из-за бесконечного отсутствия супруга дома. После развода она повторно вышла замуж, ее сын от Карпова занимается собой, с отцом они не общаются.
Вторая супруга Карпова, московская красавица Наталья Буланова, от балета тоже весьма далека, работала в Ленинской библиотеке, сопровождала мужа в поездках, потом занялась галерейным делом. Так вот, никакой жены-балерины, которую “злобная гэбня” по насередке не менее злобного министра спорта заставляла бы отговорить Карпова от турнира с Корчным, не было (а то вдруг бы Карпов проиграл – и был бы “позор”). Взамен за отговоры балерину из кордебалета сделали солисткой (посмотрела бы я в Большом на подобную кагэбэшную интригу) – и та с удовольствием предала мужа. Вот поворот, вот находка. Но Карпов не поддался – хоть его и балериной соблазняли!
И вот что вы в этом фильме ни возьмете, все отдает таким паскудным шмурдяком, такой халтурой, что задаешь себе только один вопрос: и на ЭТО угрохали полмиллиарда народных денег? За ЭТО не погнали ссаными тряпками из кинематографа, а еще и заплатили денег? После этого не происходила коллективная сеппуку, а все выходили с гордыми рожами на поклоны?
Вы возьмите одну только линию “злобные колдуны на службе подлого Корчного”! На полном, совершенно зверином серьезе по фильму красным канатом проходит идея, что Корчной не просто пользовался услугами заклинателей (ну мало ли, у кого какая вава в голове), нет, фильм показывал, как разные заклинатели действенно влияли на Карпова! То “у меня фигуры холодные деревяшки, я их не чувствую”, то Корчной в психоделическом пурпурном сиянии перед Карповым будет сидеть, то Карпова совсем поведет, словно он пьяный. И академический академик, ученый из “карповской команды” будет в превеликой серьезностью рассуждать, что “приговоренным к смерти завязывают глаза, чтобы те взглядом не убили палачей, ведь приговоренные к смерти взглядом могут убивать” (с)
Вот это я понимаю, блядский цирк, вот это я понимаю, Бесогонушко идеи шо шахматные фигуры в Чапая гоняет… Сглаз регулярный на коммунисте Карпове был, поняли, малята? Порча и помутнение чакр! И весь СССР всерьез к колдунам относился – именно ж поэтому Кашпировский с Чумаком внезапно стали так популярны – потому как в СССР всегда заклинателей уважали и на полном серьезе к ним относились. А “первое в мире атеистическое государство” – это так, недоразумение, еще немного архивы почистят и все про это забудут. Это в Господа Бога в СССР не верили, ну а в экстрасенсов – с большим удовольствием, тут любой академик не даст соврать. Что в институте ядерной физики свой штатный заклинатель имелся, что в институте языкознания, что среди собачек Павлова, что среди геологов-палеонтологов. Без чакр в советской науке никуда нельзя было!
А уж вредители! Вредители! Как только Карпову вредители не вредили. Удава к нему в кровать подкидывали. Яду в еду – подкидывали. Вертолеты в воздух поднимали! Газонокосилками в центре муссонов косили! Сна и отдыха лишали – и все потому, что завидовали! Всем Пентагоном сидели и завидовали – потому как там в Пентагоне больше делать нечего, только советским шахматистам вредить и иудам помогать.
Но ничего у того пентагона и подлого корчного не вышло, великая дружба советских людей – победила все происки, и взвился, взвился советский флаг над филиппинской землей, символизируя победу добра над злом и всего хорошего над всем плохим.
И, сука, все было бы ничего, но рейтинг! Рейтинг у фильма запредельно высокий. Народ в комментах исходит восторгом. А я понимаю, что получилось у Бесогонушки и его друзей массового зрителя оболванить. Кто там те сталинские фильмы помнит? Кто вообще советское хорошее кино смотрит – чтобы понять, что “Чемпион” – это великая деградация, а не великая победа? Три калеки поймут, что если вычесть визуальную составляющую, останется три с половиной приема, открытых 80 лет назад и отброшенных как мерзкая бездарная агитация, вызывающая у современников отторжение? Три калеки поймут, что то, что они видят, – это не просто поданный, а разжеванный до состояния кашицы черствый плесневелый хлеб, выдаваемый за киевский торт с подписью: “А если тебе не нравится, если ты помнишь, какой киевский торт на вкус, то ты предатель родины”? Всем остальным – надо глотать и показывать, как прекрасно глотаемое?
Я теперь не удивлена, что мой супружник, который очень любит российское кино, переехал на какие-то не очень мне известные киноплатформы, на ютуб, где, как он говорит, имеются кучи прекрасных фильмов, снятых никому неизвестными режиссерами, с не очень известными актерами, но которые действительно показывают, что не одним Бесогоном живет нынешний кинематограф. ЧТо и имена есть, и сюжеты, и интересные работы – просто на официальном экране их не дождаться. Не только Албарисна – паучиха, которая не выпустит на свою поляну тех, кто хоть как-то может конкурировать. Бесогон – это тот же паук в мире кино. Они везде зависть как основную причину ненависти к ним тычут? Тут психологом не надо быть, чтобы понять – что это всего лишь трансфер своих мотивов на окружающих. Эти ожиревшие на государственных деньгах паразиты – как огня боятся молодых талантов, которые покажут как в чистом венецианском зеркале всю их пакостную творчески импотентную суть. Зависть и страх – вот что движет этими геронтократами. Поистине – Гоголь в своей повести “Портрет” оказался прав. Жаль, что эти уроды давненько классики не перечитывали.