Жизнь актера, а тем более актрисы – очень зависима. Иногда судьба той или иной актрисы ломалась буквально в одну секунду – по велению одного человека. Далеко ходить не нужно – Марина Ладынина, блестящая звезда эпохи в одну секунду стала “запрещенной” актрисой, разведясь с бывшим мужем режиссером Иваном Пырьевым, к несчастью оказавшимся директором Мосфильма. Но иногда актерская судьба не складывалась не потому, что какой-то чиновник запретил снимать, а просто потому, что типаж женской красоты оказывался враждебным соцреализму.
Об актрисах-красавицах и их судьбах мы и поговорим сегодня…
Начнем с более счастливого списка – те, кто пользовались популярностью и народной любовью, кого охотно снимали режиссеры и кто даже мог позволить себе высшую свободу актера: выбор сценария.
Пожалуй, возглавит список актриса, чье фото вы видите вверху – Любовь Орлова.
Любовь Орлова принадлежала старинному дворянскому роду, ее предки были из рода рюриковичей, легендарный Орлов, фаворит Екатерины Второй, был ее прямым пра-пра… дедом. И вот женщина с такой родословной становится любимой сталинской актрисой, звездой многих поколений советских людей. Она снималась лишь у одного режиссера,своего супруга Г.Александрова, “изменяя” ему с другими – не больше двух-трех раз за всю карьеру. Этот великолепный тандем глубоко любящих друг друга людей (что бы там не писала идиотская желтая пресса, советую почитать воспоминания Д.Щеглова “Любовь и маска”, перед вами предстанут воспоминания очевидца, а не пригламуренных журналистов, гоняющихся за дешевыми сенсациями, о жизни этой наиболее “закрытой” актрисы СССР) – так вот, эта кинопара в эпоху “Кубанских казаков” и “Ошибок инженера Кочина” создавала легкие парящие фильмы, где ни разу не был показан портрет Сталина (!)
Мудрая, все понимающая о себе, муже и о стране, где живет, Орлова позволяла себе так органично манкировать приглашениями на жуткие сталинские посиделки, что ее с какого-то времени просто перестали на них приглашать – без ущерба для карьеры. Она создавала своих героинь, домохозяек, становящихся знатными ткачихами, домработниц, переквалифицирующихся в звезды мюзик-холла, ученых и балерин так, что публика верила, что – так все и есть. Что Орлова – и есть ткачиха, балерина, актриса, циркачка… Это мастерское вхождение в образ – происходило еще и благодаря нечеловеческой работоспособности и стремлении показать профессию не абы как, а с точки зрения профессионала. И поэтому у Орловой действительно есть техминимум ткачихи ивановской фабрики, у нее есть диплом об окончании балетного училища и консерватории, школы-студии при театре Станиславского и Немировича-Данченко. В СССР не было и нет ни одной актрисы, которая была бы столь универсальна – профессиональная балерина, пианистка, певица и актриса, свободно говорящая не нескольких языках.
Судьба Орловой – сложилась отчасти благодаря, отчасти – вопреки времени. То, что она была любимой сталинской актрисой, к которой он относился с той степени восхищения, на которую был способен тиран и параноик, отчасти оградило ее – но отчасти и налагало страшную, нечеловеческую ответственность. Жизнь ее семьи: родителей со страшной родословной, сестры и ее детей, жизнь мужа зависела только от ее умения играть и жить так, чтобы не сорваться в немилость, не стать той, которая повторила судьбы миллионов людей, оказавшихся неугодными вождю и его окружению. Она – сумела, не просто выжить, но и прожить жизнь, в том числе и творческую, с минимальными потерями.
Любовь Орлова умерла в 1972 году от рака поджелудочной железы. Григорий Александров ненадолго пережил супругу.
Родилась в семье крестьян Смоленской губернии, родители были практически безграмотны, но девочка едва ли не самоучкой научилась читать и писать. Еще в школе проявился ее талант рассказчицы, и после школы она с первого раза поступает в Москву в школу-студию МХАТ, после окончания студии ее оставляют в театре.
Карьера Ладыниной складывалась все в то же страшное сталинское время – и замужество за режиссером Иваном Пырьевым сохраняет ей жизнь и карьеру – хотя ей тоже пришлось играть всяческих свинарок и работниц. Но с ее утонченной внешностью (это уже мое мнение, изображение свинарок было большой натяжкой) играть бы графинь да актрис.
Впрочем, в ее карьере есть и такие роли – хотя их исчезающе мало.
1954 год поставил на карьере Ладыниной жирный крест – развод с Пырьевым перечеркнул ее карьеры. Могущественный директор Мосфильма запретил снимать ненавистную бывшую жену и даже когда Пырьев оставил свой пост, запрет остался в силе. После 1954 года Ладынина не сыграла ни одной роли. Чтобы не умереть с голода, ездила с концертами по стране, очень короткий срок проработала в Театре киноактера.
Ладынина была очень талантлива – ее хвалили и Станиславский, и Горький, если в кино она была ограничена ролями доярок и трактористок, то в театре она переиграла весь возрастной классический репертуар – от Катерины из “Грозы” до современных героинь. Она единственная из советских актрис получила пять Сталинских премий (потом их стали называть Государственными). Но все закончилось однажды – и навсегда. Ее помнили, ее любили – но ее не снимали.
Пожалуй, Марина Ладынина – феноменальная актриса, ее помнили и любили вопреки всему – вопреки исчезновению с экранов, вопреки непоявлению в прессе… Ее жизнь и актерская судьба – это судьба настоящей народной звезды, чей пример мог бы заставить задуматься многих современных “звездунов”.
Самая знаменитая казачка всех времен и народов, Элина Авраамовна (о ирония судьбы!) Быстрицкая родилась в киевской интеллигентной семье врача-инфекциониста и по профессии является дипломированным акушером, принявшим даже некоторое количество родов. А по второй профессии – недоучившимся педагогом-филологом. Однако с детства все мысли девочки занимал театр и вопреки сопротивлению отца, она все же бросила институт и поступила в театральный институт Киева.
В театральном институте у Быстрицкой случались совершенно идиотские с точки зрения здравого смысла и абсолютно нормальные для эпохи происшествия. Ее исключили из комсомола за то, что она дала оплеуху грубо подшутившему над ней однокурснику, осуждали и бойкотировали за строгость нрава сокурсники, едва не доведя до самоубийства девушку, прошедшую опыт прифронтового госпиталя.
Быстрицкую едва не взяли в театр Моссовета, но пригласившему ее Юрию Завадскому пришло столько анонимок от (как выяснилось в последствие) “друзей” Быстрицкой, что ее не взяли. И неизвестно, как бы сложилась судьба актрисы, если бы не кинематограф. С 1954 года она снимается – и снимается успешно. Ее актерское мастерство было настолько высокого класса, что мало кто из зрителей знает, что в фильме “Неоконченная повесть”, где ее партнером был С. Бондарчук, у актеров нет ни одной общей сцены. Бондарчук грубо унизил актрису перед съемочной группой, после этого изображать любовь было сложно. И режиссер Л. Эрмлер провел съемки так, чтобы актеры практически не пересекались на площадке. И это в фильме про любовь!
В 1957 году, потеснив Нонну Мордюкову, Быстрицкая невзирая на провальную кинопробу, получает роль Аксиньи из “Тихого дона”. Ей приходится поправиться на 15 килограмм и надолго уехать на съемки. В отношениях с театром тоже наступает застой – театр не любит измен с кинематографом. Но так или иначе актриса как-то сочетает и съемки, и игру в театре – но в Малом она портит отношения с Ильинским и на некоторое время остается без ролей. А в кино – ее прямолинейный характер играет с ней злую шутку, некий чиновник, который встретил жесткий отпор при склонении актрисы к определенным отношениям, сделал ее надолго невыездной.
Жесткий отбор сценариев привел к тому, что в карьере Быстрицкой наступает 27 (!!!)-летний перерыв. Только в 1997 году актриса возвращается на киноплощадку. Это совпадает с разводом актрисы после почти тридцатилетнего брака. Она не простила мужу измены и с тех пор живет одна. Детей у актрисы нет.
Татьяна Самойлова родилась в Ленинграде, в семье замечательного советского актера театра и кино Евгения Самойлова. В 1937 году семья Самойловых переехала в Москву.
Для меня сюрпризом было узнать, что Татьяна Самойлова – профессиональная балерина, которая отказалась от приглашения Майи Плисецкой продолжить карьеру в балете. В 1953 году Самойлова окончила Щукинское училище и сразу же после окончания училища она сыграла одну из своих бессмертных ролей – в фильме “Летят журавли”. Героиня Самойловой – вчерашняя московская школьница, беспечная Вероника в годы войны теряет своих родственников и, растерянная, сломленная, она изменяет ушедшему на фронт любимому с его близким другом.
Парадокс фильма заключается в том, что его не приняла критика – фильм буквально уничтожали мэтры соцерализма, осуждая разврат и подлость главной героини. Но большинство зрителей фильм приняло, трагедия девушки оказалась близка людям, которые еще не забыли ужасов войны. В 1958 году злопыхатели вынуждены были замолчать – “Летят журавли” получил Золотую Пальмовую ветвь, больше советские фильмы этого приза не получали. После Каннского фестиваля Татьяна Самойлова возвратилась в Москву, поступила в Государственный институт театрального искусства. Была принята в Театр им. В.Маяковского, затем перешла в Театр им. Е.Вахтангова, где работала до 1960 года.
Актрису, отмеченную мировым успехом, начали приглашать зарубежные режиссеры. И тут как никогда проявляется кабальная сущность профессии – чиновники от кино запрещали одни съемки, заставляли сниматься в совершенно неинтересных проектах, и единственной удачной работой Татьяны Самойловой в первой половине 60-х стоит считать лишь роль русской радистки в венгерском фильме «Альба Регия», сыгранную актрисой просто и искренне. Партнером Самойловой по фильму был замечательный венгерский актер Миклош Габор.
В 1967 году наступает второй звездный час актрисы.
Режиссер А. Зархи начинает 16-ю экранизацию Анны Карениной в истории мирового кино. Выбор Самойловой откровенно шокировал всех: ее раскосые глаза определенно не вписывались в образ “русской” Карениной (мать Татьяны – польская еврейка). Но вопреки всем пророчествам провала, более “русской” Карениной в истории кино не было, а рекорд посещаемости фильма ” Анна Каренина” уступила только бондарчуковской “Война и миру”.
После грандиозного успеха Самойлова ждала больших ролей, но их не последовало. Вообще никаких. Актриса вернулась на экран только в начале 90-х и то в эпизодические роли. Ее сын живет в Америке, к кино не имеет никакого отношения. Браки актрисы оканчивались трагедиями – разводами. Сейчас Татьяна Самойлова совершенно одинока и живет в бедности и забвении в Москве.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)
С интересом прочел эту статью, Ирин. И вот знаешь что больше всего тронуло – грустный сюжет за Ладынину. Для меня вот и по сей день остается загадкой, как вот так разворачиваются отношения, что некогда любимый человек – становится ненавистным?! Могу еще понять когда чувства охладевают, но как и почему близкие отношения переходят в ненависть? И раз уж тема за актрис – то вот меня прямо Очень мучает вопрос – почему разошлись Круз и Кидман? Может ты слышала что, или есть догадки? Мне честно, логику Круза не понять! Для меня тут откровенный тупик! Может ты со своей женской стороны подскажешь что?
Слав, а пресловутое от любви до ненависти? Ведь самую страшную боль причиняет именно любимый человек, незнакомец нас может обидеть, ранить, но только любимый может нас по-настоящему убить словом или поступком.
А у Пырьева еще и характер был ужасный, по свидетельству современников, он был деспотичным собственником, жестоким и непрощающим. Он не только Ладыниной карьеру испоганил.
По поводу Круза – предлагаю тебе почитать о его “религии”. Он же сайентолог, это одна из самых страшных сект современности. Кидман рассказывала в интервью, что не смогла стать “сайентологичкой”, а эти сектанты очень агрессивны к тем, кто их критикует. Во-вторых, Круз изменил ей с Пенелопой Крус на съемках “Ванильного неба”. Кидман тогда была беременной, у нее от стресса произошел выкидыш. А уж то, как Круз ее бросил и “кинул” на деньги – заставляет меня не смотреть фильмы с ним. Не могу преодолеть брезгливости по отношению к человеку, который совершал очень некрасивые поступки, а играет – благородного героя. Не могу поверить, как Станиславский.
“Но с ее утонченной внешностью (это уже мое мнение, изображение свинарок было большой натяжкой) играть бы графинь да актрис.”
Ирин, что за снобизм такой? Не ожидала от тебя… Значит, простолюдинке утонченная внешность не светит, только графини у нас красавицы? Сама же пишешь – из крестьян она. Чуть другой расклад – и жила бы она в деревне, за скотиной ходила.
Кстати, а про Окуневскую?
Ален, почему сразу снобизм? Образ жизни накладывает определенный отпечаток на внешность – это бесспорно. Замученная тяжелой жизнью крестьянка получает бонусом грубые руки, искореженную физическим трудом фигуру, обветренную кожу… Трудящиеся тяжко женщины раньше стареют, грузнеют… Я проводила в деревне лето до 14 лет – и видела женщин, которые к сорока годам увядают от непосильного труда.
И останься Ладынина в селе, трудись она в тех условиях, в которых работали колхозники в ее время – мы бы с тобой совсем другую женщину видели. Даже чисто внешне – без применения к социальному происхождению. И когда в “Кубанских казаках” я вижу Ладынину, играющую тут не девушку, а именно женщину – я не верю! Слишком она моложава и ухожена – даже для председательницы колхоза. Легкая, “прозрачная” ее красота – плохо ладится к послевоенной женщине из колхоза, работавшей 4 года без мужчин.
Но дело даже не в этом: в кино существует понятие “типаж”. Вертинская бы нелепо смотрелась в роли Фроси Бурлаковой или той же председательницы колхоза, а Мордюкова – в роли княгини Бетси. Даже при их бесспорной актерской одаренности. У Ладыниной, как мне кажется, типаж больше подходит к ролям учительниц, актрис-певиц, врачей… Женщин, не занимающихся тяжким трудом…
Ириш, это-то понятно, но меня как-то резанули твои слова, что ей бы графинь играть, а приходилось – всяческих свинарок да работниц. Получается, что работницы – недостойны(((
Да кстати и княгини не все были такими уж легкими и прозрачными)))
Ален, давай поглядим на ситуацию с чисто искусствоведческой и исторической точки зрения.
Сценарий о свинарке, рабочей или пролетарке в то время предполагал обычно минимум актерства, хороший голос, может быть, способность сплясать. На тот момент все более-менее серьезные работы предполагались в экранизации классики, а та, в свою очередь, была продуктом графьев-помещиков, писавших о своем классе, да о купцах-разночинцах.
Вдумчиво прописанные образы деревенских жителей появились в 60-х годах, когда у Ладыниной обрезали все пути в кино.
Я почему-то думаю, что попадись ей сценарий типа “Комиссара”, она бы смогла справиться. Но не пришлось… И для ее времени она была вынуждена играть лакированные роли, требовавшие обаяния, но не мастерства.
И фраза о работницах и графьях лежит в плоскости набора ролей, а не социального происхождения героинь. Что поделать, если талантливых писателей порепрессировали в 30-40-е, а снова писать о деревне хорошо начали только в 60-70…
Тогда уж лучше классика и графья…
Спасибки Ирин:) Хотя будь у меня жена как Кидман – я бы любую религию забросил или наоборот – завел бы эту религию. Смайлик тут ставить не стану, т.к. знаю что для тебя это очень серьезно. Но и лукавить с тобой тоже не буду. А вот что он с деньгами подло поступил – даже не знал. Слышал что на свадьбу с этой ну и имя! Пенелопой – Николь прислала поздравительное видеообращение и букет цветов. Железная все таки выдержка у леди Н.!!! Хотя мне жаль что у них не получилось. Даже вот и не знаю, девушка забравшаяся на неимовернейшие, а может и легендарные высоты, вышла замуж за никому неизвестного певца, Курт кажется имя, да? Хорошо что еще хоть малявочку родила. Грустно все как то:(
А какая разница, известный певец или нет? Лишь бы им хорошо было – думаю, денег им хватит на жизнь 🙂 А Круз даже не навестил Кидман в больнице, когда она родила ребенка. А ведь она его простила – и не держала зла. Да что говорить, если он не общается даже с их приемными детьми. Козел и есть козел – хоть и звезда. Кстати, вот тебе и иллюстрация к связи человеческих качеств и положения в обществе.
Пусть уж лучше никому не известный певец, чем звездун, но такой, как мистер Круз.
И вот помнишь я тебе как то говорил о своей знакомой блогерше, она профессиональная модель, и вот ей сейчас тридцать, а вот семьи и деток нету. И вот по сути – как ей можно найти себе партию, если найти ровню почти невозможно? Все уже женаты, а среди неженатых такого уровня – будут ли чувства? Тоже вот как то грустно:(
Ир, вообщем убедила – каззиол он и в африке каззиол! Хотя меня удивляет, почему местные фаны Ники до сих пор крузу яйца не отрезали, зажарили, и этого паршивца их же и съесть заставили! Ну с охраной чувак ходит, это понятно, но вот будь я янки – обязательно, хотя бы постарался!, че нить сбацать ему за Нику такое Хорошее!!!, чтобы всю жизнь засранец ходил и икал.
Это знаешь, из серии – я не злопамятный!, я зло не запоминаю, я его записываю! И легко всьо забываю!, отомщу – и сразу забуду:) 🙂 :)! И вообще не злите меня мистер круз!, ато мне уже мест не хватает трупы прятать!!! Да шучу я. Шучу. Мест еще много!
Я вот тут вспомнил твои мысли из статьи о Бурда-моде. Помнишь, ты говорила о тетке, которую “обкрасивливали”?, и “ребенок из твоего бессознательного” ненавидел ее, т.к. “обкрасивливать” должны были меня, а не немку! По этой же аналогии, уже “ребенок из моего бессознательного” кричал и капризничал – “Если тебе всьо равно за кого выходить – так за меня выходи, а не за какого там Курта!!!” 🙂 🙂 🙂
Слав, а по мне так пусть Томас живет… “Мне отмщение и Аз воздам”, – очень правдивая вещь. Бумеранги, они ведь возвращаются – и чем дальше запустишь, тем больнее по лбу получишь.
А простить – это гораздо лучше, чем мстить. Для этого нужна большая сила души. И если у Кидман получилось простить и не желать открутить Крузу тестикулы – так честь ей за это и хвала. Не каждый человек на такое способен.