Вот, как обещалась, начинаю рассказ о самых талантливых актерах СССР (ну никуда от ностальгии не деться). Параллельно попробуем подумать, как эти актеры формировали образ идеального мужчины для женщин всего пространства страны.
Начнем со сталинского времени просто потому, что до этого кино находилось в руинах (вы знаете, что до революции Россия была едва ли не лидером по производству немых фильмов?). После революции все просто рухнуло – новых фильмов не снимали, а старые были откровенно нереволюционными. Поэтому наркомпрос нашел гениальное решение – отрядили лихих пролетарских вьюношей переделывать сюжеты старых лент, и те переписали субтитры, заставляя томных дам и их не менее томных кавалеров произносить пламенные агитки за народ и революцию. Кстати сказать, этим занимались на заре своей кинематографической юности Иван Пырьев и Григорий Александров.
Ко времени воцарения Сталина кино потихоньку начало сниматься – и любимым актером вождя был назначен наш первый герой.
Родился 27 июля 1903 года в Петербурге, в семье железнодорожного служащего. Еще маленьким ребенком попал в театр и его буквально заворожило действие на сцене. Еще учась в гимназии страстно полюбил музыку, его кумиром стал Федор Иванович Шаляпин. Но свою судьбу связывать с лицедейством он не спешил – в 1919 году Черкасов поступает в Военно-Медицинскую академию. Впрочем, он очень быстро начал сомневаться в правильности своего выбора, и на первом курсе поступает в студию мимистов, руководимую А. Кларком. Проучившись там всего лишь несколько недель, 16-летний Черкасов был зачислен мимистом в Петроградский (Мариинский) академический театр оперы и балета.
Осенью 1923 года подал заявление в Институт сценических искусств и одновременно с этим в Институт экранного искусства. Талантливого юношу приняли сразу в оба заведения. В 1927 году снялся в своем первом фильме. Это была немая картина «Поэт и царь». Летом 1929 года он познакомился с юной актрисой Ниной Николаевной Вейтбрехт, которая вскоре стала его женой.
Супруги пережили много горя – летом 1939 года в семье Черкасовых умерла новорожденная дочь. В начале 1941 года на свет появился мальчик, котрого назвали Андреем. А затем началась война, которая отняла у них старшую дочь: в 1942 году она погибла в ленинградской блокаде вместе с дедушкой – тестем Черкасова. Сам Черкасов вместе с театром эвакуировался в Новосибирск, там он создал концертную бригаду артистов Театра имени А.С.Пушкина и отправился с гастролями на корабли Балтийского флота. В апреле 1943 года актёра вызвали в Алма-Ату для съёмов к фильме “Иван Грозный”. 26 февраля 1947 года за исполнение главной роли в фильме Черкасову было присвоено звание Народного артиста СССР.
В 1946 году Черкасова впервые выпускают заграницу – он едет в Чехословакию на фестиваль кино, а через несколько месяцев после этого судьба вновь забросила его в эту страну на съёмки в фильме “Весна” Г. Александрова. В процессе съемок машина с Орловой и Черкасовым попадает в аварию, и оба артиста получают серьезные травмы, расписание съемок пришлось срочно менять – снимать сцены, где оба актера не задействованы, затягивая выход фильма. В то время это было серьезно – за задержку могли обвинить в саботаже и отправить в места не столь отдаленные. Но режиссер и оба актера были любимцами Сталина, поэтому никаких серьезных последствий эта травма не имела.
В то время снималось всего 15-20 картин в год, но Черкасов постоянно занят на съемках. Правда, играть ему пришлось больше в биографических картинах – на старости лет советский вождь решил создать что-то вроде энциклопедии, куда входили биографии великих людей – от композиторов до академиков. В марте 1956 года Черкасов снимается в главной роли фильма Г.Козинцева “Дон Кихот”. Эта роль многое значила для него, так как к тому времени в его работе намечался серьезный простой. За исполнение роли Черкасову была присуждена премия “Лучшему актёру”.
Несмотря на то, что Черкасов был востребованным актером, построить собственный дом он смог только в 50-х годах. А заработанная эмфизема легких к старости обострилась – и он то и дело вынужден был ложиться в больницу. После смерти Сталина отношение к любимым актерам вождя было неоднозначным. В июне 1964-го (после того как Черкасову присудили Ленинскую премию за последний фильм) его внезапно уволили из театра. В театр пришло распоряжение сократить актерские кадры. И тогда директор театра решил “сократить” в первую очередь жен актеров, и Нина Черкасова была в их числе. Черкасов сказал, чтобы сократили его, написал заявление, и его уволили. Для артиста это было сильным ударом. Он вновь слёг.
Несмотря на удары судьбы и ухудшающееся здоровье, актёр не сдавался. В 1965 году он съездил в свою последнюю загранкомандировку – в Лондон. В мае 1966 года нашёл в себе силы провести отчётно-выборную конференцию Ленинградского отделения ВТО. Однако здоровье катастрофически ухудшалось. В августе 1966 года его вновь положили в больницу, из которой он уже не вышел.
Ушел из жизни 14 сентября 1966 года в Ленинграде.
Черкасов был действительно великим актером – его талант мог изобразить любого героя. От сатанинской злобы Ивана Грозного до растяпы Паганеля из “Детей капитана Гранта”. У всех великих актеров на экране есть одна общая черта: они умеют говорить глазами. Собственно, это и отличает их от просто актеров – и тем более звездунов, коими полны наши экраны сегодня. Помню, как мне нравился герой Черкасова в моем любимом александровском фильме “Весна”. И настоящим шоком было узнать, что именно он сыграл в старой версии “Детей капитана Гранта”. Я думала, что такой красавец просто не может играть рассеянного и некрасивого Паганеля. Впрочем, еще один красавец-мужчина Лембит Ульфсак (вы его точно помните, он играл Мистера Эя в “Мэри Поппинс) убедительно играл растяп – и Паганеля в новом говорухинском фильме о капитане Гранте, и самого мистера Эя.
Так или иначе Черкасов был одним из величайших актеров эпохи – и тем более печально знать, как больного старика третировали в театре. Впрочем, это так по-советски: выжать из человека все и дать ему умереть в нищете.
Как почти все великие актеры, Игорь Ильинский почувствовал тягу к театру еще в детстве. Ему исполнилось 16 лет, когда в страну пришла революция. Но он окончил курсы при театре Комиссаржевской и дебютировал в этом же театре. Первая театральная роль И.В.Ильинского – Старик в спектакле “Лисистрата” Аристофана. Уже в те годы Ильинский заявил о себе, как о комическом актере. Он играл Селима в спектакле “Похищение из гарема”, Антонио в “Женитьбе Фигаро” и др.
Его воспринимали как комика, а ведь в юноше был дар очень хорошего драматического актера. Возможно,из-за невостребованности своего дара в начале своего творчества Ильинский сменил несколько театральных коллективов. Он выступал в оперетте, в кабаре “Летучая мышь” (что, несомненно, окажет влияние на развитие комического дарования актёра), в легендарной первой студии Художественного театра… В 1920 году Игорь Ильинский пришел в театр Всеволода Мейерхольда. В руках прославленного мастера талант Ильинского наконец получил необходимое техническое оформление. Ярко условный стиль его игры чрезвычайно точно согласовался с принципами творчества самого Мейерхольда. Поэтому Ильинский вскоре стал основным актером этого театра.
Критики писали, что уже в те годы был четко виден неповторимый почерк Ильинского. Даже яркая эксцентрика в исполнении актера казалась настолько естественной, что он легко входил в ансамбль с партнером любой школы и диапазона. Надо отметить, что некоторое время Ильинский был единственным молодым актёром, которого Мейерхольд называл по имени отчеству – Игорь Владимирович…
В 20-х годах в жизнь Ильинского приходит кино. В 1924 году Яков Протазанов снимает его в своей картине “Аэлита”. К актеру сразу же приходит успех. Он снимается в эксцентрической комедии всё того же Протазанова – “Закройщик из Торжка”. Причем роль Пети Петелькина писалась специально под Ильинского.
В следующем, 26-м году, выходит аж три картины с участием Ильинского – немыслимо для едва развивающегося советского кинематографа. Зритель влюбляется в Ильинского. Картины идут с большим успехом. В 20-е начале 30-х годов все фильмы с Ильинским становятся событием и делают большие сборы. При этом изменяется и герой актера. Теперь это уже не просто комический образ, а социальный тип.
Яркость образов граничит с цирковым размахом. То ли великий клоун, то ли великий акробат… “Я могу играть на крыше вагона, на радиаторе движущейся машины, на скачущей лошади, плавать в море”, – писал актер.
Но одновременно – при том, что Ильинский смешил даже едва поднятой бровью, его начинает не удовлетворять однообразие ролей – в основном прохиндеи и всякие склочники. А ведь у актера был – несомненно был – большой драматический талант. На пять лет Ильинский исчезает с экранов и сцены – у него серьезный кризис.
Выйти из творческого кризиса ему удаётся лишь к концу 30-х годов. В 1938 году поступает в любимый ещё с гимназических лет Малый театр. Один из старейших актёров едко замечает: “Теперь нам остаётся пригласить ещё и Карандаша!”. Но Ильинский задержится в Малом театре почти на пятьдесят лет. То есть до самой смерти. Сыграет Хлестакова, Счастливцева и Шмагу в пьесах Островского, Загорецкого в “Горе от ума”… Будет сам ставить спектакли.
Сам Ильинский позже писал, что именно русская классика помогла ему преодолеть определенный творческий кризис, когда актеру казалось, он повторяется и не может создать совершенно новый, отличный от предыдущего образ.
Чрезвычайно плодотворный период в жизни артиста связан с его работой в кино вместе с известным режиссером Г. Александровым. В 1938 году Ильинский великолепно сыграл роль Бывалова в комедии “Волга-Волга”. Он сознательно лишил своего героя каких-либо комических черт, создав нарицательный образ бюрократа. Основное качество Бывалова – неумение делать что бы то ни было. Получив небольшой руководящий пост, на котором, казалось бы, вообще нечего делать, он умудряется и здесь проявить свою полную бестолковость, раздавая исключительно дурацкие указания. Но убедительнее всего Ильинский передает ограниченность героя, его упоение собой.
Для образа Бывалова Ильинский придумал не только особую манеру речи, но и выразительные внешние штрихи – маленькие прищуренные глазки, семенящую походку и беспомощное помахивание короткими ручками. Как позже писал сам актер, отправной точкой для него послужила грациозная и зажигательная героиня Любови Орловой, которая стала его партнершей. Он решил создать резко контрастный образ, что ему блестяще удалось.
Все свои трюки Ильинский выполнял сам. И этот знаменитый прыжок с верхней палубы тоже. Причём Александров первоначально хотел, чтобы актёр прыгал с нижней. Но тот себе на голову (думая, что прыгать будет дублёр) пошутил: “Подумаешь, вот с верхней было бы эффектнее!”. “Когда я поднялся наверх, – вспоминал позже актёр, – в своих сапогах и с портфелем, с которым никогда не расставался, то понял, как это страшно, во мне все задрожало… Оператор был готов, все, задрав головы, смотрели на меня, я не мог подвести съемочную группу. Мне ничего не оставалось делать…”
За эту роль Ильинский получает Государственную премию и новую волну народной любви. Она же, возможно, спасает актёра и от лагерей. Сталин смотрел фильм шестнадцать раз. На дне рождения Молотова он бросил актёру: “А, Бывалов! Вы бюрократ, и я бюрократ. Мы поймём друг друга”.
Успех этого фильма определил развитие советской кинокомедии на несколько последующих десятилетий. Но после него Ильинский практически перестал сниматься, на целых восемнадцать лет прекратил серьезную работу в кино.
Причина заключалась не только в том, что актер был чрезвычайно требователен к самому себе, но и в изменившихся условиях времени от комедии требовали не обличения, а бесконфликтности, которая была глубоко чужда самой природе жанра и сути таланта Ильинского. Единственная его работа того времени – небольшая роль в комедии “Преступление и наказание” по сценарию М. Зощенко – не увидела экрана. В связи с известным постановлением 1946 года фильм был запрещен к показу.
В это трудное время Ильинский напряженно работает в театре, записывается на радио, где добивается постановки “Вани” по пьесе В. Маяковского, в которой вновь играет бюрократа. Кроме того, Ильинский много выступает на эстраде, проявив себя незаурядным чтецом.
Правда, в пятидесятые годы Ильинского снова начинают много снимать, на этот раз в фильмах-спектаклях, поскольку Министерство культы приняло решение запечатлеть на кинопленке основные постановки Малого и Художественного театров. Примечательно, что Ильинский для каждой из них (а речь идет о таких пьесах, как “Горе от ума” А. Грибоедова, “Ревизор” Н. Гоголя, “Волки и овцы” А. Островского) не допускал точного повторения того, что им уже было сделана сцене. Каждую роль, даже такую небольшую, как роль Загорецкого, Ильинский вновь шлифовал и отрабатывал, обогащая новыми штрихами.
По настоящему звездную роль в кино после “Волги-Волги” Ильинскому удалось сыграть только спустя 18 лет. Он снялся в знаменитой комедии Эльдара Рязанова “Карнавальная ночь”, в роли бюрократа Огурцова.
Но сам мастер не любил большинство из комедий со своим участием. Когда их крутили по телевидению, часто просил выключить “этот балаган”. Он продолжал искать, хотеть чего-то большего, чего-то иного, серьёзного. И судьба вознаградила его.
В 62 году он вновь снимается в картине Эльдара Рязанова. В бессмертной “Гусарской балладе” он сыграл совершенно противоположную по стилистике роль, создав запоминающийся образ Кутузова. Любопытно, что в работе над ним актер исходил из трактовки личности полководца, данной Л. Толстым в романе “Война и мир” И тем не менее этот образ великолепно вписался в героико-комическую стилистику фильма.На сцене же Малого театра Ильинский перешел к образам глубоко трагических героев. Он сыграл Фому Опискина в пьесе Ф. Достоевского “Село Степанчиково и его обитатели”, а также Акима в пьесе Л. Толстого ” Власть тьмы”.
В конце шестидесятых годов Ильинский занялся и театральной режиссурой. Первой его постановкой стала сценическая версия романа Г. Флобера “Госпожа Бовари”.
Заключительный период творчества Ильинского отмечен прежде всего образами Л. Толстого в пьесе “Возвращение на круги своя” И. Друцэ и Фирса в пьесе А. Чехова “Вишневый сад”. Любители театра до сих пор помнят также игру Ильинского на сцене Малого театра в комедии Н. Гоголя “Ревизор”, где артисту в разные годы довелось играть и Хлестакова, и Городничего. В глубокой старости Игорь Ильинский много играл на радио – его приводили в студию под руки, он был почти слеп, и ассистент режиссера переписывал для него роль огромными шестисантиметровыми буквами. Но, взяв в руки текст, артист преображался: немощь исчезала, наступало чудо театра – Игоря Ильинского заменял его персонаж…
Судьба этого актера сложилась практически идеально для советского строя – он был всесторонне талантлив и работал до конца жизни. Это скорее исключение, чем правило – в чем у нас еще будет время убедиться.
Борис Федорович Андреев родился в Саратове 9 февраля 1915 года, в рабочей семье. Детские и юношеские годы будущего актера прошли в приволжском городке Аткарск.
После семилетки Борис Андреев стал работать слесарем-электормонтером на комбайновом заводе. Тогда же он начал заниматься в заводском драмкружке. Заметивший его успехи И.Слонов предложил ему поступить в Саратовский театральный техникум, который Борис Андреев успешно окончил в 1937 году.
Самые страшные годы страны – с 1936 по 1939 Борис Андреев проводит в Саратове, играет в драмтеатре, затем он переезжает в Москву. С 1939 года начинает сниматься в кино.
Дебютировал в кино ролью Назара Думы в фильме Ивана Пырьева “Трактористы”, где актер не затерялся среди уже известных артистов. Потом была роль Харитона Балуна в “Большой жизни”. По типажу актер подходил на роли своих современников, рабочих, солдат, бескомпромиссных и сильных духом.
В 1943 году, вышел легендарный фильм “Два бойца”. Он был снят в разгар Великой Отечественной Войны, и был явно предназначен поднимать дух бойцов и мирного населения. Этот фильм сделал Бориса Андреева и его напарника Марка Бернеса очень популярными. Во время войны вышло еще несколько фильмов с участием Андреева – “Малахов курган”, “Я – черноморец” – где Борис Федорович играл отважных и мужественных советских солдат.
В 1954 году на экраны вышел фильм Иосифа Хейфица “Большая семья”. Этот фильм, как бы делился на две половины. Главный герой первой – строящийся корабль. А люди важны лишь в той степени, в которой имеют отношение к его рождению. Многословные разговоры о заклепках и болтах, освященные сталинским портретом (небольших, впрочем, размеров) составляют основное содержание этой части. И вдруг в середине картине происходит немыслимое – основной акцент делается не на производственном процессе, а на судьбах людей. Люди начинают говорить о проблемах, которые советский кинематограф не освещал вообще за все время своего существования. Появляются полнокровные характеры. Борис Андреев, четыре года назад представший железобетонным Алексеем Ивановым из “Падения Берлина”, играет главу среднего поколения Журбиных, живого человека, органически чуждого всяческой показухе. Его поведение явно выламывается за рамки схемы “положительный потомственный пролетарий”. Что же касается сцены, в которой Иван Журбин отчитывает сына, возгордившегося после первой производственной удачи, то с нее можно начинать отсчет послевоенного социально-критического кинематографа СССР и Восточной Европы. Иван со своим старым другом приходят на квартиру передовика и принимаются всячески ерничать над возгордившимся парнем и, что самое удивительное, над барабанным трепом из радиоприемника. С точки зрения нормативной эстетики, сцена эта криминальна вдвойне. Во-первых, осмеянию подвергнута слава рабочего. А во-вторых, проявлено неверие в объективность истины, излагаемой средствами информации, Но главной заслугой было то, что на экран вернулись простые и вечные человеческие чувства – любовь, семья, дети. Не случайно этот фильм заслужил в те годы всенародное признание.
В 1956 году Борис Андреев снялся в главной роли в сказке “Илья Муромец”. “Илья Муромец” – фильм во многих отношениях этапный. Он был первым советским широкоэкранным фильмом. К тому же, это один из самых масштабных отечественных фильмов, попавший в Книгу рекордов Гиннесса: на съемках, в частности, были задействованы 11 тысяч лошадей. Немало доселе невиданного (и по сию пору непревзойденного) принес он и в области грима, трюковых съемок, спецэффектов. В этом фильме Андреев создал образ настоящего русского богатыря, меняющего плуг на меч, что бы противостоять злу.
На съемках “Ильи Муромца” с Борисом Федоровичем произошел забавный случай. На съемочную площадку пришел здоровенный милиционер, долго разглядывал Андреева, затем покачал головой и сказал: “Нет, не то… Слабак. А еще Муромца играешь. Я, брат, пожалуй, поздоровее тебя буду…” Андреев молча поднялся, обхватил милиционера поперек туловища и с размаху забросил в море. Назавтра в местной газете появился фельетон о распоясавшемся артисте, который “топит в море милиционеров”. Андреев прочитал пасквиль, страшно рассердился и дал зарок больше не появляться в Ялте. Слова своего он не нарушил, и много лет спустя, уже пожилым человеком прибыв с туристическим теплоходом в Ялту, на берег так и не сошел.
В 1960-е Борис Андреев перешел на возрастные роли. А в 70-е годы Борис Федорович дебютировал в качестве звукорежиссера в фильме “Вандербуль бежит за горизонт”. А к концу 70-х он полностью переключается на звукорежиссерскую работу. Последнюю роль актер сыграл в фильме “Предисловие к битве” (1982).
Очень хорошо характер Бориса Андреева описывает один случай. Одним из ближайших друзей Андреева был актер Петр Алейников. Перед смертью тот признался, что хотел бы, что бы его похоронили на Новодевичьем кладбище. Однако власти отказали, мотивируя тем, что на Новодевичьем хоронят лишь народных артистов. Тогда Борис Андреев, надел все множество своих регалий и отправился к тогдашнему хозяину Москвы Промыслову. Но никакие доводы заслуженного артиста не помогли. Тогда Андреев, отбросив церемонии, опустил на вельможный стол свою огромную кулачину: “А я помру – меня куда снесут?” – “Вот вам по всем статьям положено Новодевичье!” – “Значит, так, – прогремел Андреев, – официально требую: положите Петьку в мою могилу на Новодевичьем! А меня уж – хоть под забором!..”
И добился-таки: лежит Алейников на элитарном кладбище! А андреевской могилы там нет: его схоронили на Ваганьковском… Умер он в том же году, что и его жена Галина Васильевна.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)
Второй раз встречаю в Ваших заметках ссылки на Маяковского. Здесь – для меня Мейерхольд и Маяковский связаны воедино, ссылка на первого. Очень бы хотелось услышать Ваше мнение о Маяковском.
Ольга, вот о ком я все время думаю в свете свежей оценки поэзии…
Наверное, надо с самого начала. Дело в том, что я – достаточно странное филологическое образование 🙂 Я научилась ценить поэзию только недавно. Нет, разумеется, я могла оценить рифму, ритм, метафоры… У меня были любимые стихи, любимые поэты. Но все это шло от головы… А ценить поэзию сердцем я стала буквально пару лет назад…
Доросла, наконец.
И как только доросла, сразу же начала читать и перечитывать. Удивительно – сместились акценты. Раньше я обожала Блока, а сейчас вдруг перестала относиться к нему с таким придыханием. И вдруг всем сердцем прочувствовала Цветаеву, Ахматову и Ахмадулину…
В общем, “со мною что-то происходит”…
И вот с позиций этого все время примеряюсь к Маяковскому. И вдруг обнаруживаю, что он меня перестал раздражать так, как раздражал раньше своими революционными “взвейтесь-развейтесь”, я вдруг поняла, что он необычайный лирик…
Но при этом не могу избавиться от чувства, что весь его дар потек куда-то не туда, не в то русло…
Мне Маяковский кажется человеком, который был чрезвычайно одарен – но при этом все, что он имел, он направил в русло разрушения, а не созидания. На сбрасывание Пушкина с парохода современности… Как Сизиф – катил-катил глыбу своего дара, а в результате эта глыба его же и раздавила…
В общем, я все еще очень неоднозначно отношусь к Маяковскому… А уж мадам Брик вызывает у меня вообще негативные чувства…
Полностью с Вами согласна. Я, к сожалению, до сих пор ценю поэзию очень избирательно, возможно все еще впереди. Но, Маяковский всегда стоял для меня отдельно от других поэтов, поэтому и интерессно мнение о нем других людей. Не знаю, но чем-то он тронул меня еще в школе. Конечно не стихами о паспорте, сантехнике и пр. Но его первые стихи, его незаконченные стихотворения, а его пьесы… есть в них что-то. А про Лилю Брик – у меня к ней более чем негативные чувства, думаю она была “черной музой” и погубила талант поэта. Самое грустное, Маяковский в конце жизни понимал, что расстратил свой дар впустую… Но он был талантлив, посмотреть только кто писал о нем (и плохо и хорошо, значит “зацепило”) – Пастернак, Шостакович, Анненский, Мейерхольд, Грин, Эйзенштейн…
И наконец то)))) комментарий по теме заметки. Как же хорош Ильинский в “Гусарской баладе”. Его игра как подтверждение фразы Станиславского – “не бывает маленьких ролей…” Пять минут на экране – а запомнилось на всю жизнь
“Так Вы девица!!!!???? (дословно – Корнет, Вы женщина?)
” А девкой был бы краше.”
“Заслужил – носи! Крестами так швыряться не пристало. Чай, не шпильки. ” (запомнилось – “Чай, не шпильки”)
“Домой! К мадамам, нянькам, куклам, танцам….” …..Прошу Вас – ну позвольте мне остаться!!!”
“Чай за любовником помчались……. Не верю я в безгрешие, сам грешен” (дословно не помню)
Ведь сцена с Кутузовым (Ильинским) самая яркая и запоминающаяся в этом фильме.
Ой, в “Гусарской балладе” мне Ильинский больше всех и нравится. Помню, я в шоке была, когда связала, что Огурцов и Кутузов сыграны одним и тем же актером. А я долго не связывала это в голове 🙂
Ирина, дежа вю …. Я вообще не воспринимла Ильинского и его роли в “Волга-Волга”, “Карнавальная ночь”…., другой актер. Тоже была в шоке после Вашей заметки (не то что бы не знала …. не обращала внимание, а здесь (в заметке) идет восприятие и соединение ролей), и теперь понимаю, что это одно лицо, один актер, но надо было прочитать чтобы осознать!!! И я, тоже в неком замешательстве, потому что его маленькая роль Кутузова превзошла все его роли в советских фильмах. До сих пор не совсем связала это в своей голове…. Ну, не связуемы роль бюрократа и Кутузова. А ведь его Кутузов – неподражаем!!!