Сколько раз приходилось слышать имя этой легендарной царице – и только сегодня получилось сесть и порыться в Сетке. Чтобы почитать о том, кем же была эта царица и что говорят о ней исторический и мифологические источники.
Исторически существование этой царицы пока не доказано, но о ней повествует много религиозных источников – от Библии до фольклорных сказаний народов Африки. На разных языках ее имя звучит совсем по-разному: Малкат Шва на иврите, Маликат Саба на персидском, Нигиста Саба на эфиопском (ударение в слова Саба на первом “а”). Жила эта женщина примерно в 10 веке до нашей эры и правила аравийским царством Саба (Шеба).
История царицы Савской в Библии тесно связана с израильским царём Соломоном. Согласно библейскому повествованию, царица Савская, узнав о мудрости и славе Соломона, «пришла испытать его загадками». Её визит описан в 10-й главе Третьей книги Царств (I Царей), а также в 9-й главе Второй книги Паралипоменон (II Хроник).
И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у неё на сердце. И объяснил ей Соломон все слова её, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей.
И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и дом, который он построил, и пищу за столом его, и жилище рабов его, и стройность слуг его, и одежду их, и виночерпиев его, и всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем. И не могла она более удержаться и сказала царю: верно то, что я слышала в земле своей о делах твоих и о мудрости твоей; но я не верила словам, доколе не пришла, и не увидели глаза мои: и вот, мне и в половину не сказано; мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала. Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою! Да будет благословен Господь Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Израилев! Господь, по вечной любви Своей к Израилю, поставил тебя царём, творить суд и правду.
И подарила она царю сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценные камни; никогда ещё не приходило такого множества благовоний, какое подарила царица Савская царю Соломону.
(3Цар.10:2—10)
Страна Сава упоминается также в книгах пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, а также в книге Иова и Псалмах.
Еврейские комментаторы Танаха считают, что Соломон вступил с царицей Савской в связь и через несколько поколений родился Навуходоносор, царь, который разрушил Храм в Иерусалиме (арабские легенды называют царицу Савскую матерью Навуходоносора).
В Новом Завете есть также упоминание о царице Савской и толкователи считают, что ее приезд к Соломону был прообразом поклонения волхвов Новозаветной истории. Это трактовка во многом основывается на ветхозаветном пророчестве Исайи о поднесении даров Мессии, где он также упоминает страну Сава, и сообщает о дарах, аналогичных преподнесённых царицей Соломону: «Множество верблюдов покроет тебя — дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа» (Ис.60:6). Новозаветные волхвы также приподнесли младенцу Иисусу ладан, золото и миро. Родство этих двух сюжетов даже подчёркивалось в западноевропейском искусстве, например, их могли помещать на одном развороте манускрипта, напротив друг друга.
В Коране Соломон назван Сулейманом, а царица Савская – Билкис. В исламском фольклоре есть несколько сюжетов на тему этой встречи.
Коранический текст повествует о том, как Сулейман чудесным образом обратил царицу Билкис в истинную веру, перенеся ее трон в свой зал.
Библейские тексты не говорят о любовной связи царицы и Соломона, но об этом повествуется в фольклоре. Одна из легенд о царице Савской содержится в эфиопской книге «Кебра Негаст» («Книга о Славе Царей»), самая ранняя рукопись которой датируется XII веком. В этой книге содержатся легенды о происхождении династии эфиопских правителей от царя Соломона и царицы Савской. Якобы, царица Савская родила от Соломона сына, назвала его Байна-Лехкем, и он вывез с собой Ковчег Завета. Эфиопы до сих пор настаивают на том, что Ковчег находится у них.
Согласно легендам, царица Савская была очень умной женщиной. Она приезжает к Соломону испытать его мудрость и загадывает ему несколько загадок. Некоторые из них совпадают в разных источниках.
1. – «Колодезь деревянный, ведро железное, черпает камни, выливает воду. Что это?» — «Сурьмило». (Трубка сурьмила делалась из тростника, ручка-насос — из металла. Самое вещество для подкрашивания бровей и окрашивания глазного яблока представляло минералогический выплав; попадая в глаз, вызывало усиленное слехотечение).
2. – «Из земли исходит, землёю питается, льётся как вода, а разливает свет. Что это?» — «Нефть».
3. – «Буря ходит по верхушкам его и стонет, и вопит горестно; глава его словно тростник; для богатых почёт, а для бедняков — позор; для мёртвых почёт, а для живых — позор; птицам радость, а рыбам горе. Что это?» — «Лён». (Из льна шьётся как одежда для богатых, так и грубая одежда бедняков, саван для умерших и верёвка для виселицы. Семена льна служат кормом для птиц и из льна изготавливают рыбацкие сети.)
В общем, кто как, а я даже отдаленно эти бы загадки не отгадала 🙂
Впрочем, другие источники приводят другой список загадок. С их отгадками у меня тоже не сложилось.
1. – «Семь выходят, а девять заходят, двое наливают, а один пьёт?» – «Семь — это дни уединения [женской нечистоты в связи с месячными], девять — это месяцы беременности, две груди смешивают, а один [грудной младенец] пьёт».
2. – «Женщина сказала своему сыну: „Твой отец — мой отец, твой дед — мой супруг, ты мой сын, а я твоя сестра“» – «Эта мать — одна из дочерей Лота, которая родила детей от своего отца».
3. – Привезённых царицей молодых людей, одетых в одинаковую одежду, одного роста и сложения необходимо было разделить на юношей и девушек. Соломон повелел евнухам принести орехи и жареные семена и стал раздавать их. Юноши, не стыдясь, поднимали края одежды и всыпали в них угощение, а девушки, стесняясь, клали орехи в покрывавшие волосы головные уборы (чадры).
Ну или еще список загадок – можете развлечь гостей и позагадывать им на досуге 🙂
1 – Кто не рождался и не умрёт? — Бог.
2 – Какая земля лишь раз видела солнце? — Та, которую покрыли воды в день творения, расступившиеся лишь когда Моисей вёл по нему народ израильский — дно Чермного моря.
3 – Что за ограда с десятью дверьми, когда одна из них открыта — девять замкнуты; когда же открываются девять, закрывается одна? — Эта ограда — женское лоно; десять дверей — десять отверстий в теле: глаза, уши, ноздри, рот, отверстия для избавления от нечистот и пупок. Когда плод находится в чреве, в его теле открыто лишь отверстие пуповины, в то время как остальные отверстия замкнуты; когда же ребёнок выходит из чрева, пупок закрывается, а остальные отверстия раскрываются.
4 – Что неподвижно, пока живо, но находится в движении после того, как ему снесут макушку? — Дерево, из которого изготавливают корабль.
5 – Что за три вещи, которые не были ни едой, ни питьём, ни воздухом, но спасли троих от смерти? — Печать, верёвка и посох. Имеется в виду история Иуды и Фамарь, где трое — это Фамарь и два её сына.
6 – В пещеру вошли втроём, а вышли впятером? — Лот, его две дочери и их двое детей.
7 – Мертвец живой, могила движится, а мертвец молится. Что это? — Иона в чреве кита.
8 – Кто те трое, евшие и пившие на земле, но не рождённые от мужчины и женщины? — Три ангела, явившиеся Аврааму.
9 – Четверо вошли в дом смерти и вышли живыми, а двое, войдя в дом жизни, стали мертвы? — Четверо: Даниил, Анания, Мисаил и Азария (отроки в пещи огненной Дан.3:93, двое — Надав и Авиуд (сыновья Аарона, принёсшие пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им, за что были испепелены им Лев.10:1-2).
10 – Кто те, кто родится, но не умрёт? — Пророк Илия, который был взят на небо живым (4Цар.2:11) и Мессия.
11 – Что не было рождено, хотя ему дали жизнь? — Золотой телец, (идол, сделанный Аароном по просьбе народа, во время отсутствия Моисея: «я сказал им: у кого есть золото, снимите с себя. и отдали мне; я бросил его в огонь, и вышел этот телец» — Исх.32:24).
12 – Что хотя и производится землёй, делается человеком и питается вышедшим из земли? — Фитиль.
13 – Была женой двух, родила двух и все четверо дети одного отца? — Фамарь.
14 – В доме, полном смерти нет ни одного мертвеца, но и живым ни один из него не выйдет? — История о Самсоне и филистимлянах (пленённый Самсон, будучи привязан во время пира к столбам, поддерживавшим кровлю дома, сдвинул их и «обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нём» — Суд.16:30).
15 – Царица приказала принести брёвна кедровых деревьев и попросила Соломона указать, где у бревна верх, а где низ, с какого конца росли ветки, а с какого корни. Соломон приказал положить брёвна в воду. Тот конец, который опустился на дно, был низом, откуда росли корни, а тот, который поднялся над поверхностью воды — был верхушкой.
Образ царицы Савской претерпел многие трансформации – в частности в фольклоре и в мистической литературе ее образ демонизировался. Ей приписывались то ли ноги с копытами, но ли ноги, покрытые шерстью, средневековые художники могли изобразить ее с гусиными лапками. Исследователи считают, что ее образ слился с языческими божествами Вавилона. Каббалисты считали царицу Савскую потомком Лилит, которая пыталась погубить Адама.
Где же находилось царство этой женщины? Пока историки склонны считать, что древнее царство находилось на территории современного Йемена. В XIX веке исследователи И. Галеви и Глазер нашли в Аравийской пустыне развалины огромного города Мариб. Среди найденных надписей учёные прочитали название четырёх южно-аравийских государств: Минеа, Гадрамаут, Катабан и Сава. Как выяснилось, резиденцией савских царей был город Мариб (современный Йемен), что подтверждает традиционную версию происхождения царицы с юга Аравийского полуострова.
Надписи, обнаруженные в южной Аравии, не упоминают правительниц, однако из ассирийских документов VIII-VII веков до н. э. известны аравийские царицы в более северных областях Аравии. В 1950-е годы Вендел Филипс произвёл раскопки храма богини Балкис в Марибе. В 2005 году американские археологи обнаружили в Сане руины храма около дворца библейской царицы Савской в Марибе (к северу от Саны). По словам исследовательницы из США Мадлен Филлипс, найдены колонны, многочисленные рисунки и предметы, возраст которых составляет примерно три тысячи лет.
Иосиф Флавий в своём труде «Иудейские древности» приводит рассказ о посещении Соломона царицей, «царствовавшая в то время над Египтом и Эфиопией и отличавшаяся особенною мудростью и вообще выдающимися качествами». Приехав в Иерусалим, она, как и в других легендах, испытывает Соломона загадками, восхищается его мудростью и богатством. Этот рассказ интересен тем, что историограф упоминает в качестве родины царицы совсем другие государства.
Образ царицы Савской вдохновлял художников, писателей и композиторов многие века – особенно любили Царицу Гусиную Лапку в Средние века.
Заметьте, на мозаике у царицы Савской нога с копытом.