Принимаюсь писать с очень большим страхом – одолею ли. Все, что вы тут прочтете, – будет компиляцией из работ православных авторов, потому что дерзать писать что-то от себя будет просто немыслимым.
“Берейшит бара Элогим эт ха-шамаим вэ эт ха-арец…” – это первые слова Библии на иврите, переданные русским языком.
– В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
Обратим внимание на самые первые слова: В НАЧАЛЕ. Уже здесь возникает вопрос: ” в начале” – где? Или “в начале” – когда? “В начале улицы стоит кинотеатр” – это где. “В начале утра есть тихие часы” – это когда…
И тут открывается первая великая тонкость библейского текста: оказывается, эти значения объединены. Потому что ДО этого начала – не было ни времени, чтобы вести отсчет, ни пространства, чтобы говорить о протяженности. Вечность – место пребывания Бога, и свойства Вечности – для нас тайна. Все, что было ДО этой точки в пространстве и времени – не может быть ни понято, ни осмысленно нами. Даже вторая буква иврита Бета – ב – выглядит как скобка, открытая к дальнейшему тексту (в иврите читают справа налево) и закрытая к началу текста. Что там, за этой скобкой? Альфа, Господь, сказавший, что Он – и Альфа и Омега, начало и конец. Там – закрытое до времени для нас пространство Вечности, там – начало начал…
Особенностью текста на иврите, полностью утерянной при переводе, было то, что слова БАРА – это единственное число глагола “Творить”, а Элогим – это одно из имен Божиих (ед. число – Элоах), которое стоит в форме множественного числа, то есть дословно будет читать “СОТВОРИЛ БОГИ… небо и землю”, то есть уже в самом начале Библии Господь Сам открывает природу своего триединства. Во всей Библии Имя Элогим всегда согласуется с прилагательными, числительными и глаголами только и исключительно единственного числа, поэтому концепция многобожия Библией раз и навсегда исключается даже на уровне самого текста.
Второй особенностью начала Книги Бытия является отсутствие до-творческого хаоса – кстати, это лишний раз доказывает боговдухновенность текста Библии, потому что все, что говорили в своей мифологии языческие народы о сотворении мира, так или иначе имеет отношение к борьбе божества-демиурга, с богом/богами хаоса или с самим хаосом, а также – сотворением мира из кусков тела поверженных богов.
Библейский Бог творит мир из ничего, из пустоты единым Своим Словом, Логосом (помните начало Евангелия от Иоанна: “Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог”). Не нужно никакой хтонической борьбы, никаких расчленений и смертоубийств – никаких богинь-праматерей и вселенских яиц. Мир творится Словом – и сразу делится на два полюса: небо и землю.
Под небом подразумевается не только некое пространство, но и все его обитатели – ангелы были сотворены Богом первыми вместе с небом – еще до того, как была создана земля. Горний мир был сразу создан совершенным, а земля, будучи “безвидной и пустой” нуждалась в дальнейшем украшении Богом. И только теперь Библия упоминает слова, которые могут соотноситься с хаосом – это те самые безвидность и пустота (в славянском тексте – Земля́ же бѣ́ неви́дима и неустрóена…). Именно с этой без-видностью и неустроенностью Богу надо было “работать”. В книге Премудростей Соломона потом будет сказано, что Бог сотворил мир из «необразного вещества» (Прем 11.18 и 2 Пет 3.5). Все элементы были смешаны в этой безвидности, все ждало своего часа, когда Господь будет снова “бара”, творить. Кстати, это слово употребляется в Библии только по отношению к Богу и Его творчеству. Человек не может “бара”, потому что значение этого слова – “творить из ничего, из пустоты”, и никто не может это делать, кроме Бога.
«и тьма над бездною…» – тьма была следствием отсутствия света, который был создан позже. Святые Отцы писали, что это были воды бездны, которые были созданы вместе с землей и покрывали ее всю. Есть мнение, что это не была вода в смысле Н2О, это была некая субстанция, обладавшая свойствами воды – аморфностью, текучестью и готовностью принять любую данную ей форму. Может, именно о ней говорили греки, выводя “все живое из воды”, не в смысле прозрения гипотез эволюционистов, а в смысле того, что все в этом мире возникло из некой субстанции, первоэлемента, давшему форму всему остальному (другие греческие философы называли эту субстанцию огнем, воздухом, апейроном, бескачественным элементом, первоосновой мира).
Святые отцы единодушно отвергают толкование, что тьма была злом или аллегорическим его обозначением.
…и Дух Божий носился над водою – существует несколько толкований этой строки: Тертуллиан видит здесь указание на сотворенный Богом ветер, который осушал землю, Василий и Афанасий Великий и другие – третью ипостась Святой Троицы, Духа Святого, который участвовал в творении (эта точка зрения доминирует). Дух Божий, являл Собой ту творчески-промыслительную силу, которая, по обще-библейскому воззрению, обусловливает происхождение и существование всего мира, не исключая и человека. Что очень интересно: глагол “носиться” (слав. Дýхъ Бóжiй ношáшеся верхý воды́) единственный имеет то же значение, что и такой же глагол иврита. Только в этих языках кроме значения “веять, летать”, есть значение “высиживать и порождать”. Ведь птицы – несутся, несут яйца. Дух Божий не просто веял над водой, Он согревал воду, подобно птице, согревающей яйца, чтобы те дали новую жизнь.
Этим самым, с одной стороны, толкователи усматривают в хаосе и некоторое действие естественных сил, аналогичное процессу постепенного образования в яйце зародыша, с другой, – как эти самые силы так и результаты их поставляются в прямую зависимость от Бога.
Остановимся на некоторое время.
______________________________________________
Теперь обратимся к науке…
“Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым”. Это Символ Веры христиан – не признавая его, человек не имеет права называться христианином. Христианство считает Вселенную, небо, животных, растения и само вещество не извечно существующими, а имеющими свое начало от Бога-Творца как первопричины всего, “что начало быть”.
Что у нас говорит по поводу возникновения мира наука. Эйнштейн получил уравнения, которые позволили описать мир как единое целое. Эйнштейн получил уравнения поля тяготения, решения которых должны были описывать состояние Вселенной. Однако оказалось, что уравнения не описывают стационарную Вселенную, то есть Вселенную в среднем неизменную в пространстве и времени. Представление о неизменности Вселенной как целого во времени было настолько укоренившейся точкой зрения, что даже такой новатор, как Эйнштейн, стал произвольно менять уравнения только с тем, чтобы спасти неизменность мира.
В 20-х годах советский математик Фридман предложил решения, которые описывали Вселенную как бесконечно расширяющуюся (вроде воздушного шара, стенки которого равноодинаково удаляются от центра). В 1929 году американец Хаббл экспериментально доказал правильность этого предположения, открыв спектральное смещение звезд.
Что говорит эта теория о прошлом Вселенной? Выводы, относящиеся к прошлому, однозначны. В настоящее время происходит расширение Вселенной, следовательно, раньше радиус Вселенной был меньше, а плотность вещества — больше. Был момент начала возникновения Вселенной, когда плотность была бесконечной, и можно оценить время, прошедшее с начала мира до настоящего времени. Оно равно 10–20 миллиардам лет. Таков примерный возраст Вселенной, оцененный еще Фридманом в 1922 г. Эта оценка совпадает с экспериментальным определением возраста галактик. По последним сведениям, во Вселенной нет звезд с возрастом более 15–20 миллиардов лет.
Таким образом, и научная космологическая модель, и “модель Библии”, описанная в первом дне творения, отмечают что у мира было начало. Что было ДО начала мира наука не знает – и у нее нет методов, которые позволили бы даже выстраивать некие теоретизирования, следовательно, кроме того, что нам говорит Библия, ничего другого мы ни предположить, ни тем более доказательно подтвердить не умеем.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)