Книга Бытия – вопросы и попытки найти ответ (часть 2)

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

Гюстав Дорэ, иллюстрации к Библии

И сказал Бог… – у всемогущего Творца мысль/слово и осуществление этой мысли/слова совершенно тождественны между собой, так как для Него не существует никаких препятствий, которые могли бы помешать выполнению зародившегося желания. Слова Бога есть закон для Бытия: «ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» (Пс 32.9). В слове СКАЗАЛ отцы церкви не без оснований видят таинство Ипостасного Слова, которое здесь, подобно тому, как раньше и Дух Святой, прикровенно поставляется Творцом мира.

да будет свет… – святые отцы считали, что сотворенный Богом свет не имел ничего общего с солнечным, потому что солнце было сотворено на четвертый день творения.

Преподобный Ефрем Сирин писал: “Свет, явившийся на земле, подобен был или светлому облаку, или восходящему солнцу, или столпу, освещавшему народ еврейский в пустыне. Во всяком случае несомненно только то, что свет не мог бы рассеять обнимавшую все тьму, если бы не распространил всюду или сущность свою, или лучи, подобно восходящему солнцу. Первоначальный свет разлит был всюду, а не заключен в одном известном месте; повсюду рассеивал он тьму, не имея движения; все движение его состояло в появлении и исчезновении; по внезапном исчезновении его наступало владычество ночи, и с появлением оканчивалось ее владычество. Так свет производил и три последующие дня… Он содействовал зачатию и порождению всего, что земля должна была произвести в третий день; солнцу же, утвержденному на тверди, надлежало привести в зрелость то, что произошло уже при содействии первоначального света” (Толкование на Бытие, Гл. I, стр. 215).

Тот первоначальный свет, по сотворении названный добрым, восхождением своим производил (образовал) три дня. Он, как говорят, содействовал зачатию и порождению всего, что земля должна была произвести в третий день; солнцу же, утвержденному на тверди, надлежало привести в зрелость то, что произошло уже при содействии первоначального света. Существует мнение, что из того рассеянного всюду света и из огня, сотворенных в первый день, устроено солнце, которое на тверди, что луна и звезды – из того же первоначального света. Должно потому как солнцу, владеющему днями, освещать землю и вместе с тем приводить в зрелость ее произведения, так и луне, владеющей ночами, не только светом своим умерять ночью жар, но и содействовать земле производить свойственные ей по первоначальной природе плоды и произведения. И Моисей в своих благословениях говорит: от плода, который производит луна (Втор.33:14). О свете замечают, что, кроме всего прочего, он сотворен в первый день и для произведений земных. Но земля при посредстве света произвела все, что совершилось в третий день, хотя свет был в первоначальном своем состоянии, впрочем, все плоды земные при посредстве луны, как и при посредстве света, получили начало; при помощи же солнца – пришли в зрелость.

И увидел… что он хорош… Так, по словам Псалмопевца, «веселится Господь о делах Своих» (Пс 103.31). О свете здесь говорится, что он «хорош», потому что он является источником радости и счастья для всего живого.

и отделил Бог свет от тьмы – толкователи считают, что отделение света от тьмы было их разделением, а не заменой тьмы светом. Свят. Василий комментирует это место: “И разлучи Бог между светом и между тьмою,” то есть Бог соделал природу их несоединимою и совершенно противоположною; потому что удалил их друг от друга и отделил великою средою.

И назвал Бог свет днем, а тьму ночью… – после разделения света и тьмы Бог дает им и соответствующие имена, назвав период господства света днем, а время господства тьмы – ночью. Священное Писание дает нам целый ряд указаний на происхождение этого божественного установления (Пс 103.20-24; Пс 148.5; Иов 38.11; Иер 33.20). Мы не знаем, сколько длились эти первые дни, во всяком случае первые три дня творения ни коим образом не могут быть соотнесены с нашими земными сутками.

И был вечер, и было утро… – многие околохристианские секты толкуют это место так, что тьма предшествовала свету и весь мир вышел из этой ночи. Но это будет очевидной натяжкой текста, так как до сотворения света не могло существовать ни подобного разграничения суток, ни самого названия двух главных составных частей их.

Вот что пишет св. Василий: “Вечер есть общий предел дня и ночи; подобным образом и утро есть смежность ночи со днем. Посему, чтобы старейшинство бытия приписать дню, Моисей сперва наименовал конец дня, а потом конец ночи, так как ночь следует за днем. Ибо состояние в мире, предшествовавшее сотворению света, было не ночь, но тьма; а что стало отлично от дня, то названо ночью; сему и наименование дано после дня…”

день один – я никогда не обращала внимания на то, что все последующие дни творения названы “вторым, третьим и т.д.”, а первый день творения назван ОДИН, то есть количественным, а не порядковым числительным.

Есть объяснение, которое считает употребление числительного “один” тем, что не было еще ни второго, ни последующих дней, и первый день творения явился неким замкнутым в самом себе периодом времени, названным “днем”. Кстати, еврейское слово ЙОМ, переведенное как “день”, значит не обязательно сутки, то есть 24 часа. Это вообще некий отрезок времени.

Существует несколько версий, как нужно понимать слово “день” в Библии. Одни источники считают, что для Бога нет ничего невозможного и Он мог “спрессовать” Свои творческие акты во времени так, что проходили действительно земные сутки. Те, кто пытается согласовать библейские тексты с наукой, говорят о том, что днем названы те самые неведомые промежутки времени, тем более, что до четвертого дня творения суток просто не существовало, потому что не было Солнца. Есть так называемся “визионерская” гипотеза, объясняющая дни творения тем, что Моисей видел сотворение мира в неких картинах, как если бы все наблюдалось земным наблюдателем в конечный отрезок времени.

Но вообще, единственным неоспоримым фактом является то, что если бы нам сейчас пришлось рассказывать архаичным пастухам о возникновении Вселенной, то слово “день” явилось бы для них самым понятным словом для обозначения некоего промежутка времени. Чтобы внедрить в сознание первого человека идею о последовательном порядке творения мира и раздельности его процессов, целесообразнее всего было воспользоваться уже знакомым ему образом дня как цельного и законченного периода времени.

____________________________________________________________________________

Что у нас с научной картиной мира? Самое интересное, что физики не видят никакого противоречия библейского текста гипотезам возникновения Вселенной. Мы уже помним, что наука берет за основу теорию расширяющейся Вселенной.

Итак, согласно модели Фридмана, имея вначале гигантскую плотность и фантастическую температуру, материя Вселенной начала расширяться (тот самый Большой Взрыв). По мере расширения плотность и температура уменьшались и соответственно изменялись энергии элементарных частиц, их взаимодействия и превращения. Следовательно, изменялся состав материи Вселенной. По составу элементарных частиц развитие “горячей модели” Вселенной можно разбить на несколько эр, которые характеризуются интервалами плотности, температур и времени.

Первая эра существования Вселенной называется АНДРОННОЙ. Все еще существовало вместе (ничего не напоминает?) в неразделенном состоянии, ученые предполагают, что вместе существовали даже аннигилирующие в других условиях частицы материи и антиматерии. Аннигиляция пары “частица-античастица” означает превращение их в излучение: световое, рентгеновские или гамма-лучи. Наряду с аннигиляцией происходит и рождение пар частиц и античастиц из излучения высокой энергии.

Но эпоха аннигиляции еще не наступила: частицы и излучение – все было смешано в единой праматерии, никакого разделения еще не было.

Менялась физическая картина мира – и новая эпоха названа ЛЕПТОННОЙ. В лептонную эру происходит дальнейшее превращение вещества в излучение (да будет Свет!), — аннигилируют электроны и позитроны. Лептонная эра заканчивается, когда проходят все аннигиляционные процессы.

Лептонная эра – это эра доминирования света над веществом, это значит, что в лептонную эру плотность излучения становится равной плотности вещества, а в дальнейшем начинает ее превосходить. И таким образом, нет никакого противоречия тому, что свет возник раньше Солнца. Да, излучение действительно возникло тогда, когда о звездах и планетах еще и речи не велось… И значит, мы снова не находим никаких противоречий между научной и библейской картинами мира.

Но вот что заставляет поразиться: несколько тысяч лет назад никто и не догадывался о лептонных эрах и излучениях. Откуда у Моисея были эти представления о том, что свет возник раньше Солнца и звезд, если все языческие мифы твердили иное, да и обычные наблюдения за природой никак не намекали на такой парадокс.

Но продолжим – лептонная эра закончилась с последней аннигилирующей парой частиц и наступила новая эра, ЭРА ИЗЛУЧЕНИЯ.

Вселенная наполнена фотонами, а вещество в ней подобно небольшому осадку в мире яркого света. Плотность излучения в начале эры превосходит плотность вещества, но с расширением объема Вселенной плотность излучения уменьшается быстрее, чем плотность вещества, а к концу эры вещество оказывается основной составляющей материи Вселенной. В эру излучения начинается образование ядер гелия, и вещество во Вселенной представлено ядрами водорода и гелия и электронами, которые при достаточно высоких температурах составляли плазму и находились в тепловом равновесии с фотонами. По мере дальнейшего расширения Вселенной ее температура падает, и электроны начинают соединяться с ядрами водорода и гелия, образуя атомы вещества. При образовании атомов излучение уже не будет с ними взаимодействовать, то есть практически оно перестанет поглощаться и излучаться. Среда становится прозрачной для излучения, оно отделяется от вещества и уже не будет участвовать в эволюции материи Вселенной. Это происходит в конце эры излучения.

Конец эры излучения может быть описан и библейским языком: “И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы”.

Итак, мы познакомились с первым днем творения мира, увидели, как на этот процесс смотрят наука и религия, и обнаружили, что пока вопиющих противоречий и парадоксов найти на удается. Обе картины мира можно соотнести с друг другом без потери “качества”.

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

Leave a Comment