И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.]
И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.
Вот как звучит текст на старославянском:
И речé Бóгъ: да бýдетъ твéрдь посредѣ́ воды́, и да бýдетъ разлучáющи посредѣ́ воды́ и воды́. И бы́сть тáко.
И сотвори́ Бóгъ твéрдь, и разлучи́ Бóгъ междý водóю, я́же бѣ́ подъ твéрдiю, и междý водóю, я́же бѣ́ надъ твéрдiю.
И наречé Бóгъ твéрдь нéбо. И ви́дѣ Бóгъ, я́ко добрó. И бы́сть вéчеръ, и бы́сть ýтро, дéнь вторы́й
Научный атеизм всегда исходил остроумием, цитируя данный отрывок Библии, разъясняя, что Моисей был человеком неученым и не знал, что небо не является твердым хрустальным куполом. Слово “твердь” переводится с иврита как «распростертие», «покрышка». То есть некое пространство, разделяющее воду земную от воды небесной. Твердь, утвержденная между водами и водами, имела такое же протяжение, как и воды, распростертые по земной поверхности. Поскольку и над твердью воды, какие над землей, и под твердью земля, воды и огонь, – то твердь заключена в этом, как младенец в материнских недрах. Некоторые толкователи считают, что твердь человек наблюдать в современном мире не может, что грехопадение исказило замысел Творца и мир изменился.
Твердь сотворена в вечер второй ночи, как и небо сотворено в вечер первой ночи. Вместе с сотворением тверди исчезла сень облаков, которые в продолжении ночи и дня служили вместо тверди. Поскольку твердь сотворена между светом и тьмой, то тьма заняла место над твердью, как скоро с удалением облаков удалена и тень облаков. Но и свет не остался там же, потому что мера его существования в первозданном виде окончилось, и свет погрузился в воды, бывшие под твердью. Итак, вместе с твердью ничто не подвиглось вверх, потому что ничего не осталось над ней; твердь должна была отделить воду от воду, но не разделить свет и тьму.
Итак, света не было в первую ночь мироздания, а во вторую и в третью ночь, свет погружался в воды, бывшие под твердью, проходя через них.
Существует не такое сложное толкование разделения вод: некоторые толкователи считают, что была разделена вода морей и океанов и водяные пары, которые образуют облака, туман, иней и так далее.
Свят. Василий полагает, что “твердь” была предназначена сохранять благорастворение по всей земле, то есть на земле должен был быть умеренный мягкий климат. Некоторые геологические данные подтверждают это: на земле действительно климат был умеренный, с обильной атмосферной влажностью и без сильных перепадов температуры.
Интересно то, что такое явление как дождь упоминается в Библии в первый раз, когда повествование касается Ноя и ковчега.
Тогда на землю обрушился даже не дождь, но всеобъемлющая катастрофа: “разверзошася вси источницы бездны, и хляби небесныя отверзошася. И бысть дождь на землю четыредесять дний, и четыредесять нощей” (Быт. 7, 11-12). Громадные, для нас невообразимые, количества воды распространились по земле, фактически доведя ее до состояния первого дня творения, когда “бездна” покрывала землю. Обычные для нас дожди не могут быть причиной этого. Но в тексте изображено даже нечто худшее: был освобожден громадный запас подземных вод, а “твердь”, – атмосферный кондиционер, постоянно поддерживающий в воздухе наличие массы воды, очевидно, в форме облаков, как это имеет место на планете Венера даже теперь, – была буквально “прорвана” и истощила свое содержимое на землю.
В свете сказанного можно также понять, почему Бог дал радугу в знамение Своего завета с Ноем и со всем творением, что не будет больше на земле такого потопа. Как могла бы быть радуга знамением, если бы она, как думают некоторые, существовала веками до потопа? Очевидно, что тогда радуга появилась впервые. Радуга образуется при падении прямых солнечных лучей на капли атмосферной влаги. Если в результате крушения “тверди” непрерывный облачный покров планеты рассеялся, тогда выходит, что прямой солнечный свет пробился на землю после потопа в буквальном смысле впервые. До сего времени радуга была не известна человеку – вот почему отныне она может для него быть знамением того, что и в самом деле запас влаги в атмосфере уменьшился и уже больше не может стать причиной всемирного потопа.
Недавно некоторые ученые предположили, по разным соображениям, что около пяти тысяч лет назад количество падающей на землю космической радиации от чего-то испытало резкое увеличение. Конечно, это было бы верным, если бы воды над твердью служили фильтром и удерживали пагубную радиацию.
В виду всего сказанного получается, что время после потопа – это совсем новая эпоха в истории человечества. Сравнительно “райские” условия, бывшие на земле вплоть до времен Ноя, когда на всей планете царил умеренный климат, а обильная растительность удовлетворяла потребности человека в пище, так что не было нужды вкушать мясо (Ной был первым, кто получил от Бога позволение вкушать плоть (Быт. 9, 3)), уступили место более суровым условиям на знакомой нам послепотопной земле, когда бывают “сеятва и жатва, зима и зной, лето и весна” (Быт. 8, 22), а люди уже не живут по 900 лет, как Адам и первые Патриархи, но возраст их очень быстро уменьшился до 70 или 80 лет, что является средним пределом нашей жизни даже до сего дня.
___________________________________________________________________________
Когда я готовилась писать эту часть, обнаружила интересные научные данные, касающиеся гипотез возникновения земли и солнца. Атеисты потешаются над Библией не только по поводу тверди, но и по поводу времени возникновения солнца и планет. Библия настаивает, что солнце возникло позже земли, а космологические гипотезы 19-20 веков утверждают обратное. Но посмотрим, что наука говорит сейчас по поводу этих гипотез.
Работами советского астронома Пирейского в 30–40 гг. установлено, что все гипотезы, предполагавшие образование планет из вещества, отделившегося от Солнца, ошибочны в самой своей основе. Дело в том, что планеты вращаются вокруг Солнца с колоссальными скоростями, а само солнце вращается сравнительно медленно. Если бы планеты действительно отделились от Солнца, то их скорость вращения была бы в разы медленнее (ну или как вариант, Солнце должно было бы вращаться в разы быстрее).
Гипотеза Шмидта говорит о столкновении Солнца с облаком частиц, которые притянула наша звезда и сформировала из них планеты. Библия настаивает, что солнце появилось у уже сформированной земли, на которой даже были зачатки растений. Есть вариант гипотезы – что Солнце притянуло уже сформированные холодные планеты и придало им скорость вращения и орбиты. То есть уже к середине 20 века наука начала потихоньку отказываться от гипотезы Канта-Лапласа о том, что планеты – это оторвавшиеся и остывшие куски солнечного вещества.
То есть мы снова сталкиваемся с тем, что Библия не противоречит научным данным, а иногда может подтолкнуть ученого думать и размышлять – чтобы прийти к ответу, не противоречащему библейскому повествованию. И не потому, что ученому надо подогнать свою картину мира под библейскую, а потому, что библейская оказывается более логичной и жизнеспособной, чем научная.
(В первых трех частях использованы материалы научных статей священника, доктора геологических наук Глеба Каледы).
Полный список литературы будет дан в конце.