Книга Бытия – вопросы и попытки найти ответ (часть 6)

И сказал Бог: да про­изведет вода пре­смыка­ю­щихся, душу живую; и птицы да по­летят над землею, по тверди небесной. [И стало так.]
И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пре­смыка­ю­щихся, которых про­извела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.
И благо­словил их Бог, говоря: плодитесь и раз­множайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да раз­множают­ся на земле.
И был вечер, и было утро: день пятый.


И речé Бóгъ: да изведýтъ вóды гáды дýшъ живы́хъ, и пти́цы летáющыя по земли́, по твéрди небéснѣй. И бы́сть тáко.
И сотвори́ Бóгъ ки́ты вели́кiя, и вся́ку дýшу живóтныхъ гадóвъ, я́же изведóша вóды по родóмъ и́хъ, и вся́ку пти́цу пернáту по рóду. И ви́дѣ Бóгъ, я́ко добрá.
И благослови́ я́ Бóгъ, глагóля: расти́теся и мнóжитеся, и напóлните вóды, я́же въ моря́хъ, и пти́цы да умнóжат­ся на земли́.
И бы́сть вéчеръ, и бы́сть ýтро, дéнь пя́тый.

Иоанн Златоуст особенно подчеркивал то, что Моисею был открыт точный порядок возникновения мира и живых существ.

“Как о земле (Он) сказал только: “да прорастить”, – и явилось великое разнообразие цветов, трав и семян, и все произошло по одному слову, так и здесь сказал: “да изведут воды гады душ живых, и птицы летающия по земли, по тверди небесней” и вдруг произошло столько родов пресмыкающихся, такое разнообразие птиц, что и исчислить словами невозможно” (Из бесед на Книгу Бытия).

Святые отцы абсолютно единодушны в том, что касается учения Шестоднева о РОДАХ.

Свят. Василий учит, что “роды” Св. Писания (конечно, кроме тех, которые, возможно, вымерли) поддерживают свою природу неизменной до конца времен:

“…всего несомненнее, что в каждом растении или есть семя, или скрывается некоторая другая семенная сила. И это значит слово: “по роду”. Ибо отпрыск тростника не производит маслины, а напротив того, от тростника бывает другой тростник, и из посеянных семян произрастает сродное им. И таким образом, что при первом сотворении возникло из земли, то соблюдается и до ныне, чрез сохранение рода последовательностью преемства” (Шестоднев, V, с. 70).

Подобным образом учит свят. Амвросий:

“В сосновой шишке естество, кажется, выражает свой собственный образ; оно сохраняет свои особые свойства, которые получило от того Божественного и небесного повеления, и повторяет в последовательности и порядке лет свои поколения до тех пор, пока не настанет конец времен”… “Божие Слово проницает всякую тварь в составе мира. Следовательно, как предопределил Бог, все роды живых существ были быстро произведены из земли. Согласно фиксированному закону все они следуют друг за другом из века в век в соответствии с их внешним видом и природой. Лев рождает льва, тигр – тигра, бык – быка, лебедь – лебедя, а орел – орла. Однажды приказанное стало во всей вселенной обыкновением на все времена. С этих пор земля не прекратила приносить дань своего служения. Начальный вид живых существ воспроизведен на будущее время последующими поколениями данной природы” (Six Days).

Мы видим, что задолго до появления не просто генетики, а направленной селекционной работы людей, из Библии было известно, что животные и растения делятся “по родам” (следует упомянуть, что библейские “рода” и биологическая классификация не совпадают).

Святой Антоний использовал аргумент о сотворении по роду для иллюстрации, что противоестественные союзы грешны, каждый род должен сохранять целостность внутри себя. В животном мире противоестественные союзы (скажем, осла и кобылы) дают гибриды, которые бесплодны (ныне мы знаем, что гибриды действительно либо совершенно бесплодны, либо рождают уродливое нежизнеспособное потомство, либо (как в случае с волком и собакой), через поколение гены “разбредаются” по своим наборам и гибридная самка принесет волчат или щенят, а не дальнейших гибридов.

Теперь обратим внимание на слова «да произведет вода…».

Одни толкователи усматривают в этой фразе точное совпадение с современными данными науки о том, что первые живые существа действительно вышли из воды. Иные толкователи напоминают, что вода была та, что выше небес, и та, что ниже небес, а значит, речь идет о той самой “пра-воде”, которая могла породить птиц небесных, а вода вокруг суши породила наземных и подводных живых существ.

Но толкователи совпадают в одном: снова подчеркивается намек на участие и естественных агентов в творческом процессе, в данном случае – воды и воздуха как той среды, в которой Творец определил жить и размножаться соответствующим родам животной жизни.

«пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят…» – в полном согласии с данными науки, Библия отмечает дальнейшей ход развития на земле этой жизни, именно указывает на появление двух обширных, родственных между собою животных классов: на обитателей водной стихии и на царство пернатых, наполняющих воздушное пространство.

Первый из этих классов в еврейском тексте назван шерец, что не означает только «пресмыкающихся или водяных гадов», как это переводят наши русский и славянский тексты, но заключает в себе также и рыб, и всех вообще водяных животных (Лев 11.10). Равным образом и под «птицей пернатой» разумеются не «только птицы, но и насекомые, и вообще все живые существа, снабженные крыльями, хотя бы они в то же время не лишены были способности и ходить и даже на четырех ногах» (Лев 11.20-21).

Если, как мы отметили выше, в предшествующем стихе сохранилось некоторое указание на действие естественных сил в процессе зарождения новых видов животной жизни, то настоящий стих не оставляет сомнения в том, что все эти так называемые естественные акты в конце концов имеют свой сверхъестественный источник в Боге, Который один только и есть Творец всего, в строгом смысле этого слова.

«рыб больших…» – Славянский текст называет их «китами» великими, ближе к еврейскому тексту, в котором стоит слово танниним, которое вообще означает водяных животных огромного размера (Иов 7.12; Пс 73.13; Иез 29.4), больших рыб, в том числе и китов (Пс 103.25; Иер 51.34; Ин 2.11), большого змея (Ис 27.1) и крокодила (Иез 29.3), – словом, весь класс больших земноводных или амфибий (Иов 41.1). Этим самым дается выразительное указание на то, что изначальные виды земноводных и пернатых отличались исполинскими размерами, что подтверждается и данными палеонтологии, открывающей целый обширный класс вымерших допотопных животных, поражающих своими колоссальными размерами (ихтиозавры, плезиозавры, исполинские ящерицы и т. п.),

«И благословил их Бог, говоря…» – Появление первой настоящей жизни (животной в отличие от растительной) отмечается особым чрезвычайным актом Творца – Его благословением. В силу этого творческого благословения, все новосотворенные Им твари получают способность к размножению «по роду своему», т. е. каждый из видов животных – к воспроизведению себе подобных.

«плодитесь и размножайтесь…» – В еврейском тексте оба эти слова имеют одно и то же значение, а самое соединение их, по свойству еврейского языка, указывает на особое усиление заключенной в них мысли об естественном размножении живых существ путем рождения.

_________________________________________________________________________________________________

Итак, рассмотрев библейский текст о пятом дне творения, подробно остановимся на научных данных.

Некоторые ученые-геологи и палентологи склонны видеть в Пятом дне творения соответствие этого периода всей Мезозойской эре, от начала до конца. Эта эра, состоящая из трех периодов: Триасового, Юрского и Мелового, характеризуется буквальным взрывом жизни на планете. Никогда еще земля ни до этого периода, ни после него не переживала столь величественного расцвета животного царства, как в Мезозойскую эру.

Это была эра гигантов и наши слон и синий кит по сравнению со средним аргентинозавром длиной в 35 метров и весом около 100 тонн – не более чем мелкие котята. Самые разнообразные, самые причудливые формы из класса пресмыкающихся рептилий наполнили землю: динозавры, напоминающие легендарных гигантских чудовищ, непохожие на наших зверей, диплодоки, гигантозавры и многие, многие другие. В морях кишели ихтиозавры и другие китообразные чудовища. Воздух был наполнен летающими драконами, гладкими, без перьев или шерсти, с мордой зверя, с крыльями наподобие летучей мыши, многочисленными разновидностями птеродактилей.

Эволюционисты склонны считать, что именно эти звери преобразовывались, менялись, рождали другие виды и в конце концов породили из себя млекопитающих и нас, людей.

Но есть ли у науки доказательства, что животные порождали из себя другие “роды” (напомню, что использую тут библейскую терминологию) – на языке науки это будет называться макроэволюцией. Итак, существует ли макроэволюция? Самовозникновение крупных таксонов (видов) под влиянием естественного отбора – недоказуемо. Есть данные, которые свидетельствуют об изменчивости внутри таксонов, т.е. о микроэволюции, но привести научные доказательства самозарождения жизни невозможно (мы уже говорили об этом подробнее в прошлых беседах).

Палеонтологам известны некоторые виды черепах из Триасового (!!! – Начало около 251 млн лет, конец — 199 млн лет назад) периода. Они немного отличаются от современных, но это черепахи, а не броненосцы или жабы. Подтверждается теория микроэволюции, об изменчивости внутри вида – и современные ученые считают, что ошибкой Дарвина было основывать доказательно существование макроэволюции на основе наблюдаемой микроэволюции (то есть изменчивости внутри таксонов).

Примерами таких “долгожителей”, существующих на планете десятки и миллионы лет без существенных изменений могут служить насекомые, амфибии (крокодилы и стрекозы – самые яркие примеры). И даже мягкая уступка дарвинистской науки, “теория скачкового развития жизни”, гласящая, что переходы от вида к виду осуществлялись рывками и скачками – не имеют ровно никакой доказательной базы. Такие же умозрительные рассуждения как и “чистый” дарвинизм.

Постепенность развития жизни, которую мы видим, говорит не о самопроизвольной эволюции, а о развертывании иерархии во времени. Господь сотворил мир иерархично. В замысле Божием живые существа располагаются в некоем иерархическом порядке, и эта иерархия последовательно раскрывается во времени, а не происходит самопроизвольная эволюция от амебы к человеку. Иерархия, которую мы видим в этом мире, является гармоничным планом строения, гармоничным замыслом Божиим. Концепции номогенеза и ортогенеза, при том числе фактов, которые есть на сегодняшний день, могут быть рассмотрены как гораздо более достоверные. – (из работ археолога и священника А. Тимофеева).

Итак, мы снова сталкиваемся с тем, что Книга Бытия выдает нам гораздо более осмысленный и логичный “материал для размышлений” об устройстве мира. Возникновение жизни по книге Бытия – это и эволюция (в понимании микроэволюции внутри таксонов) – ибо земля “произвела” растения и простейшие организмы, а в то же время и “скачок к жизни”, который произошел по повелению Божию. В то время как официальная наука “радует” нас абсолютно умозрительными недоказуемыми гипотезами, получающими статус теорий – что ее, науку, ничто не смущает 🙂

Leave a Comment