И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.
И был вечер, и было утро: день четвёртый.
И речé Бóгъ: да бýдутъ свѣти́ла на твéрди небéснѣй, освѣщáти зéмлю и разлучáти междý днéмъ и междý нóщiю: и да бýдутъ въ знáменiя и во временá, и во дни́ и въ лѣ́та, и да бýдутъ въ просвѣщéнiе на твéрди небéснѣй, я́ко свѣти́ти по земли́. И бы́сть тáко.
И сотвори́ Бóгъ двá свѣти́ла вели́кая: свѣти́ло вели́кое въ начáла днé, и свѣти́ло мéншее въ начáла нóщи, и звѣ́зды: и положи́ я́ Бóгъ на твéрди небéснѣй, я́ко свѣти́ти на зéмлю, и владѣ́ти днéмъ и нóщiю, и разлучáти междý свѣ́томъ и междý тмóю. И ви́дѣ Бóгъ, я́ко добрó.
И бы́сть вéчеръ, и бы́сть ýтро, дéнь четвéртый.
Именно четвертый день творения приводит тех, кто соотносит Шестоднев с данными современной науки в глубочайшее замешательство. Ведь солнце оказывается сотворенным на четвертый день, а свет возник гораздо раньше. Современные толкователи обычно справляются с этим противоречием так: солнце было сотворено в первый день творения, но стало ВИДНЫМ для земного наблюдателя только на четвертый день. Но из предыдущих глав мы уже увидели, что вероятным может быть и такое понимание Писания, что мир задуманный и сотворенный и мир ныне известный нам – это два разных мира, с разными свойства и законами.
Святоотеческое мнение по поводу светил единодушно: солнце, луна и звезды были действительно СОТВОРЕНЫ на 4 день творения.
Свят. Иоанн Златоуст пишет:
“…(Он) создал солнце в четвертый день, чтобы не подумал ты, будто оно производит день” (Беседы на книгу Бытия, VI, 4, с. 45).
Свт Василий:
“Всему предшествовали небо и земля; после них сотворен свет, разлучены ночь и день; потом опять твердь и явление суши; потом вода совокуплена в постоянное и определенное собрание; земля наполнилась собственными порождениями, произрастив бесчисленные роды трав и обогатившись растениями всякого рода. Но солнца и луны еще не было, дабы неведущие Бога не именовали солнца начальником и отцем света, и не почитали его зиждителем земных произрастений… “
Свят. Амвросий делает на этом предмете особое ударение:
“Взгляни сперва на твердь небесную, которая была создана прежде солнца; взгляни сперва на землю, которая стала видимой и была уже сформирована до того, как солнце явилось; взгляни на растения земли, которые предшествовали по времени солнечному свету. Тернии предварили солнце, былинка старше луны.
Посему не почитай сей предмет богом, к которому в первую очередь представляются относящимися дары Божии. Три дня миновало. Никто, между тем, не искал солнца, хотя блеск света был очевиден повсюду. Ибо день тоже имеет свой свет, который есть предтеча солнца” (Six Days, IV:1, р. 126).
Мысль о том, что вся жизнь на земле была обусловлена солнцем – порождение современной науки. Именно поиск научных объяснений картины мира без Бога дал толчок к развитию гипотез о том, что солнце породило землю из себя, потому что оно старше астрономически, больше по величине и массе и вообще как-то внушительнее нашей земли.
Но толкование святых Отцов говорит, что земля была раньше солнца, она главнее хотя бы потому, что является домом для вершины творения Бога – для человека. Ведь живое – действительно важнее неживого – и с этой позиции осознающий себя маленький человек гораздо важнее и значительнее гигантской галактики. Божественное откровение оставило нам рассказ о том, как возник мир… И меня уже много месяцев терзает одна мысль: если бы все те гигантские средства, которые вкладываются в безбожную науку, вкладывались в науку, руководствующуюся знанием о Боге – неужели же мы бы знали меньше? Думаю, нет… думаю, знали бы мы больше. И точно так же возникали бы остроумные и логичные гипотезы (как они робко возникают сейчас), которые объясняли бы при помощи научных парадигм и возникновение солнечной системы, и возникновение жизни… А возможно, в них не было бы тех невероятных вопиющих противоречий, о которых мы говорили в прошлых беседах…
Не пришлось бы все эти противоречия прятать за аксиоматичным “потому что так говорит наука” или “наука этого еще не знает, но непременно узнает”…
Но увы, это лишь терзающие меня мысли – и не более. Почему-то не очень верится в то, что внезапно все осознают выбранный научный путь и все резко изменится…
Впрочем, существуют и иные попытки толкования этого места Библии: что рассказ о творении светил был приспособлен к младенческому сознанию первых слушателей этого текста. Однако, вернемся к самому тексту.
Библия указывает нам троякое назначение небесных светил: во-первых, они должны разделять день от ночи, причем солнце должно было сиять днем, луна же и звезды – светить ночью; во- вторых, они должны служить регуляторами времени, т. е. различные фазы солнца и луны должны были показывать периодическую смену месяцев и сезонов года; наконец, их ближайшее назначение в отношении земли состоит в том, чтобы освещать ее. Первое и последнее назначение небесных светил совершенно ясны и понятны сами по себе, среднее же требует некоторого разъяснения.
Эзотерики различных мастей уверенно показывают это место Библии, чтобы оправдать свои манипуляции. Особенно стараются астрологи – ведь тогда их ремесло кажется оправданным “на высшем уровне”. Но блаженный Феодорит объяснял это место Библии тем, что звездное небо, положение светил, комет, фазы луны и время рассвета и заката солнца – все это очень помогает земледельцам, пастухам, морякам и путешественникам. Очень рано фазы луны и положение солнца стали служить знаками разделения года на месяцы и объединения последних во времена года – весну, лето, осень и зиму
Наконец, впоследствии фазы луны, в особенности новолуние, стали играть очень видную роль в цикле священных библейских времен или древнееврейских праздников.
Вот как раз такое положение гораздо более логично, чем некие размышления о гаданиях и предсказаниях сомнительных личностей.
Еще одним доказательством того, что события четвертого дня творения были “подогнаны” под младенческое сознание слушателей, защитники этой гипотезы видят в том, что солнце и луна названы великими светилами, а звезды – никак более не обозначены. Что солнце – самый большой объект нашей солнечной системы, но луна -то – даже не планета, а спутник планеты. Но если смотреть с земли – как раз солнце и луна кажутся самыми большими объектами, а звезды – чем бы ни были они в реальности: планетами, звездами или галактиками – видятся одинаковыми светящимися точками.
Лично мне все же кажется, что святоотеческое толкование более удачное. И вот почему.
_______________________________________________________________________________________
Из Библии мы знаем следующее:
1. Свет был отделен от тьмы.
2. Солнце не управляло днем, а луна ночью, потому что их не было на небосклоне.
3. Не менялись и времена года – не было зимы и лета, осени и весны, а, следовательно, и обусловленных ими климатических поясов.
Наука геология в последнее время изыскала вот какие факты:
– Деревья Палеозойской эры (Начало 4600 млн., конец: 248 млн. лет назад) не имеют годичных колец. Так длилось очень долго, только в последнем периоде Палеозоя, в Пермском, у деревьев годовые кольца появляются.
– К Пермскому периоду относится исчезновение всех травовидных деревьев с трубчатой структурой ствола.
– Тропическая растительность была распространена повсеместно по всему земному шару, включая и оба полюса.
– Тропическая растительность – это растительность теплолюбивая, если нужно напоминать.
– Образование в колоссальном количестве залежей каменного угля как результат гибели травовидных лесов, не приспособленных к прямым лучам солнца, их естественное обугливание от лучей, подобно тому, как обугливается трава жарким летом при засухе.
– Климатические пояса появляются только в том же Пермском периоде.
– Распределение растительного и животного мира, приспособившегося, соответственно, к этим климатическим поясам.
Вот как раз если соотнести такую геологическую картинку с библейской историей – получается все логично. А если искать “естественно-научные” объяснения, то, наверное, нужно вспомнить принцип “бритвы Оккама” и не нагромождать лишнего.
Для чистоты эксперимента все же вспомним, что нам говорит наука.
Теория отклонения земной оси – но она категорически опровергается астрономами.
Теория перемещения полюсов за счет плавающих на расплавленной магме материков (теория Вегенера), более обоснована и вероятна, но чтобы движение материков было противоположно движению земли с полюсов на экватор… это снова делает гипотезу маловероятной, потому что тогда подобное будет противоречить законам физики.
Кроме того, такая теория не объясняет тропической природы всей флоры и фауны земного шара в период Палеозоя. И уж совсем эта теория не объясняет отсутствие годичных колец у всей растительности на планете – и их появление только в Пермском периоде.
И опять получается, что библейская теория – самая убедительная, если учитывать современные данные геологии.