Иоанн Богослов – единственный из апостолов, который дожил до преклонных годов и умер своей смертью. Его Евангелие было написано последним из четырех, вошедших в каноническую Библию, а его Апокалипсис – самая таинственная книга, над загадкой которой бьются не только христиане, но и люди других вер, а часто – и неверующие.
Так кто же был этот человек, который был совсем еще ребенком, подростком, последовав за Христом – и который единственный не побоялся остаться у Креста рядом с Богородицей?
Отца апостола звали Заведей, о нем известно немного, предание донесло до нас, что был он человеком небедным, имел работников и занимался рыболовным промыслом. О матери Иоанна, Соломии, известно больше. Соломия была из тех женщин, которые постоянно сопровождали Христа, помогали ему, жертвуя свои средства, мать Иоанна была на казни Христа и участвовала в покупке ароматов для помазания Его тела.
Есть предание, которое я услышала впервые, когда готовилась писать эту статью. В нем говорится, что Соломия была родной сестрой Богородицы (я нигде и никогда не слышала, что преподобные Иоаким и Анна, родителя Пречистой, имели еще детей). Предание это я прочла в “Толковой Библии” (т. 9) Это объясняет тот факт, почему Христос поручил заботиться о Богородице апостолу Иоанну – они были в родстве. Следовательно, Иоанн был родственником и Иоанна Предтечи, чья проповедь заинтересовала юношу настолько, что он стал его учеником.
Апостол Иоанн был ближайшим учеником Христа, ему пришлось присутствовать лично при величайших событиях из жизни Спасителя: при преображении, при молении в Гефсиманском саду, при воскрешении дочери Иаира. А на Тайной вечере он был так близок к Господу, что, по его собственным словам возлежал у груди Иисуса, откуда и произошло его наименование наперсника (перси – грудь по-церковнославянски), ставшее нарицательным для обозначения человека, особенно кому-либо близкого.
Апостол Иоанн, в противоположность тому же ап. Петру – личность более созерцательная, чем деятельная. Он живет напряженной внутренней жизнью, наблюдает чаще, чем действует, душа его витает больше в горнем мире, чем занимается земными делами. Но он был горячим юношей и мог пламенно заступаться за честь Спасителя (поэтому он возбранял человеку, не ходившему со Христом, изгонять бесов именем Иисуса Христа и просил у Господа позволения низвести огонь на жителей одного самарянского селения за то, что они не приняли Его, когда Он путешествовал в Иерусалим через Самарию), мог просить первенства в Царствие Божием для себя и брата – и готов был идти на смерть вслед за Христом. За такую способность к огненным порывам Христос называл Иоанна и Иакова “сынами грома”.
После Вознесения Господня мы часто видим апостола Иоанна вместе с апостолом Петром. Наряду с ним он считается столпом Церкви и большей частью пребывает в Иерусалиме. Верный завещанию Господа, он заботился о Пречистой Деве Марии, как самый преданный сын, и только после Ее блаженного успения стал проповедовать в других странах.
В проповеднической деятельности апостола Иоанна замечается та особенность, что он избрал себе одну определенную область, и всю энергию своего духа направил на то, чтобы искоренить здесь язычество и утвердить святую веру. Предметом его особенных забот были семь малоазийских церквей – в Ефесе, Смирне, Пергаме, Фиатире, Сардисе, Филадельфии и Лаодикии. Преимущественно же он жил в Ефесе.
Целых 30 лет апостол Иоанн руководил жизнью церквей Азии. Предание говорит, что он праздновал Пасху, перед тем постившись. Он настолько любил людей, что обратив одного юношу в христианство, и узнав, что тот в его отсутствие стал разбойничать с шайкой лихих людей, один пошел в логово к преступникам и умолил юношу вернуться к честной жизни. В последние годы Иоанн уже не был в состоянии долго проповедовать и только повторял: “Любите друг друга”. Ученики спросили его: “Почему ты повторяешь одно и то же?” Апостол ответил: “Это самая необходимая заповедь. Если ее исполните, то весь Христов закон исполните.”
При императоре Домициане (81-96 гг.) апостол Иоанн был вызван в Рим, как единственный оставшийся в живых апостол, и по приказанию этого гонителя Церкви был брошен в кипящее масло, но сила Божия сохранила его невредимым, как трех отроков в печи огненной. Тогда Домициан послал его на пустынный остров Патмос. Здесь Иоанн написал Апокалипсис или откровение о судьбах Церкви и всего мира.
После смерти Домициана апостол Иоанн из ссылки вернулся в Ефес. Епископы и пресвитеры Ефесской церкви показали ему три Евангелия, написанные апостолами Матфеем, Марком и Лукой. Одобрив эти Евангелия, апостол Иоанн, однако, счел необходимым дополнить то, что в них было пропущено и что он, как последний из оставшихся в живых очевидец, хорошо знал. Это было важно потому, что к концу первого века в христианском мире распространилось несколько активных гностических сект, которые унижали и даже отрицали божественное достоинство Господа Спасителя. Необходимо было предохранить верующих от этих учений.
В своем Евангелии апостол Иоанн изложил беседы Спасителя, сказанные Им в Иудее. Эти беседы, обращенные к ученым книжникам, были более трудными для понимания и, вероятно, по этой причине не попали в первые три Евангелия, которые были предназначены для новообращенных язычников. Приступая к составлению Евангелия, апостол Иоанн назначил пост для Ефесской церкви и удалился со своим учеником Прохором на гору, где и написал Евангелие, носящее его имя.
Евангелие от Иоанна издревле называли духовным, в нем преимущественно, по сравнению с первыми тремя, содержатся беседы Господа о глубочайших истинах веры – о воплощении Сына Божия, о Троице, об искуплении человечества, о духовном возрождении, о благодати Святого Духа и о Причащении. Иоанн с первых слов Евангелия возносит мысль верующего на высоту божественного происхождения Сына Божия от Бога Отца: “В начале было Слово и Слово было к Богу и Бог был Слово” (Иоан. 1:1). Цель написания своего Евангелия апостол Иоанн выражает так: “Сие написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя, имели жизнь во имя Его ” (Иоан. 20:31).
Кроме Евангелия и Апокалипсиса, апостол Иоанн написал три послания, которые вошли в состав новозаветных книг, как Соборные (т.е. окружные послания). Главная мысль в его посланиях – христианам надо научиться любить: “Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь” (1 Иоан. 4:7-8).
“Любовь до такого совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся не совершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: “Я люблю Бога,” а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего” (1 Иоан. 4:17-21).
Апостол прожил долгую жизнь. Предание сохранило для нас и рассказ о его смерти.
Прожив более ста лет, он удалился из Эфеса и просил учеников своих похоронить его еще живым, накрыв лицо платом. Те не осмелились нарушить просьбу учителя. Однако через некоторое время, когда могила была вскрыта, тела Иоанна там не оказалось. Зато ежегодно, 21 мая, на могиле стал выступать тонкий слой праха (некоторые называют это вещество «манной»), приносивший исцеления. В честь этого события установлено весеннее празднование памяти святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.
Что же это за прах и куда делось тело апостола? Некоторые предания говорят, что этот прах поднимается от дыхания апостола. Но более распространен взгляд, что апостол взят на небо вместе с телом, подобно Богородице и древним праведникам – Илии и Еноху.
Многие святые (Ипполит Римский, Андрей Кесарийский, Иоанн Кронштадтский) высказывали уверенность в том, что апостол Иоанн будет вместе с Илией и Енохом проповедовать перед Вторым Пришествием Господа нашего Иисуса Христа. «Св. апостол Иоанн Богослов… дивным образом преставлен и живет доселе на земле и на небесах», – говорил святой прав. Иоанн Кронштадтский.
Во всяком случае Священное Предание сохранило для нас тот факт, что тление не коснулось тела апостола – этого удостаивалась лишь Богородица, Илия и Енох.
Намеренно не хочу ничего писать об Апокалипсисе – слишком сложная это тема, может, когда-нибудь получится написать и об этом. А пока – прочтите, пожалуйста, Тропарь Иоанну Богослову:
Тропарь: Апостоле Христу Богу возлюбленне, ускори избавити люди безответны, приемлет тя припадающа, Иже падша на перси приемый. Егоже моли Богослове, и надлежащую мглу языков разгнати, прося нам мира и велия милости.