“И пусть весь мир подождет!”, “Ведь ты этого достойна!”, “Будь не как все!”, “Ты – самая прекрасная!” – эти рекламные слоганы сопутствуют хоть рекламе дамских прокладок, хоть косметики, хоть йогуртов, хоть автомобилей или средств для мытья окон. Вот уже много лет современному человеку вдалбывают в мозг, что он – уникум, что он должен любить себя, безмерно уважать себя – и потреблять, потреблять, потреблять, потому что иначе люди, относящиеся к себе с известной долей самокритики и чувства юмора перестанут скупать вещи в ненормальных количествах.
На наших глазах выросло поколение уникумов, изнемогающих от любви к себе. Нет, вы попробуйте прогуглить фразу “любовь к себе” – и вы увидите то количество книг, брошюр, статей и даже научных работ, доказывающих, что человек должен все время внушать себе, что ОН – уникален, не похож на других, что он просто обязан любить себя и всячески баловать, тешить и не вылазить из этого болотца нестерпимой уверенности в себе.
Помните, недавно я писала о тех, кто называет себя “небыдлом”? Вот как раз это о них, уникальных уникумах, которые считают себя резко отличающимися от “серой массы”, “быдлоты”, “пролетариев”. Вы думаете, уникумы и небыдло – явление новое? Нет, отнюдь, таких товарищей можно было обнаружить всегда – хоть в 19 веке, хоть в 20, хоть в нашем, 21. Просто они действительно были явлением нечастым – и более того, над такими уникумами посмеивались. Иногда по-доброму, иногда – высмеивали по-злому. Смотря по общественному настроению. У Островского в “Бесприданнице” небыдлом, то есть небурлаком, был Карандышев. Вспомните – как к нему относились и герои, и сам автор. Вспомните, сколько карикатур рисовалось на английских денди, которые тоже были небыдлом в исполнении Туманного Альбиона. Вспомните русскую литературу от Пушкина до Булгакова – как там изображались те самые “ну мы же с вами интеллигентные люди, не толпа”.
Увы, душка Карнеги и современная психология, прислуживающая потребительским стандартам, очень быстро позабыла наследие мировой литературы – и на полном серьезе уверила людей, что любить себя – очень важно и нужно. “Будь самим собой!” – поют песенки, выкрикивают книжки и реклама. “Ты – уникален!” – раздается направо и налево. И люди – верят. И начинают изо всех сил себя любить.
И знаете, чем это заканчивается? Тем, что человек начинает любить себя не потому, что есть за что, а просто потому, что он – это он. Не потому, что он действительно хорош, а просто потому – что себя любить обязательно. Ты безграмотен, нечистоплотен и груб? Зачем меняться – ты уникален, поэтому следует любить себя просто так, за весь комплекс таких вот сомнительных достоинств. Нужно просто назваться “альтернативно одаренным”, и вот уже не нужно меняться и работать над собой. Ты нехозяйственная, неначитанная, не умеешь одеваться и не жалуешь бритву и шампунь? Достаточно назвать свою внешность “натуральной красотой” и продолжать жить в избранном ключе, предпочитая не учиться мыть голову, но любить себя.
Зачем учиться, заниматься саморазвитием, овладевать навыками общения и иметь внятное толковое хобби, которое выявит данные Богом таланты? Надо любить себя таким, как есть, то есть до безобразия уникальным небыдлом, отличным от толпы и серой массы.
Именно эпоха влюбленных в себя уникумов породила наше время безобразного непрофессионализма, приобретающего уродливые формы прямо на наших глазах. Зачем учиться шить, если можно назвать себя дизайнером, не имея никакого представления о том, чем отличается баска от проймы и как это все и куда пристрачивается? Зачем учиться рисовать, если можно купить себе краски и холст и рисовать картины “под Ван-Гога”, утверждая, что те художники, кто имел неосторожность окончить Суриковку, учились рисовать “по правилам”, а значит, они менее талантливы, чем говорящий, потому что он – рисует “сердцем”. Ну и в качестве еще одного дивного аргумента выдвигать тезис о том, что тот же Ван-Гог Суриковок не заканчивал. Зачем заканчивать литературный институт, если и книги можно писать “сердцем”, а за денежки, их еще и напечатают – только не издательства, а “альтернативные издательства”, призванные выполнять любые капризы заказчика.
Истошные любители себя – свято уверены, что можно ставить знак равенства между собой и великими, а значит, досадное недоразумение в виде профессионального образования оставлять там же, вне этого знака равенства.
И невдомек всем этим жертвам “прущего креатива”, что главная отличительная черта гения – вечное сомнение в себе, вечный поиск лучшего и лучшего вместо того, что имеется сейчас. Это Леонардо да Винчи мог годами писать картины – те, кто любит себя, марают их по десять штук в месяц и еще возмущаются, что под дверями дома нет очереди из страждущих выкупить “шедевры” даже с сырой краской. Это Пушкин мог изводить килограммы бумаги в поисках рифмы, это Гоголь мог сжечь второй том “Мертвых душ” и Булгаков на смертном одре диктовать роман, который он писал 12 лет. Зачем все эти сложности и душевные метания? А по книге в месяц – вот как надо гениям из толпы выделяться! Это Коко Шанель могла ночами сидеть в мастерской до полусмерти доводя манекенщиц бесконечными примерками и переделками. Коллекция в три недели – вот как трудятся гениальные дизайнеры.
Зачем работать и сомневаться в себе тем, кто достоин лучшего на том обычном основании, что он – это он?
Зачем непреходящая борьба с собой, непреходящее самосовершенствование, годы, десятилетия ученичества и готовности учиться – даже будучи признанным мастером? Зачем томиться и изнывать – если все это плохо отражается на цвете лица? Любящему себя небыдлу и так хорошо, он любит себя на том основании, что для его любви вообще не нужны основания. Это быдлу – для того, чтобы полюбить себя, нужно осознать, что оно чего-то стоит в этой жизни; что то, что он умеет делать – это хорошо; что самоуважение достигается трудом. Нет-нет, зачем все эти сложности! Любовь без оснований – дает основание ничем не заниматься и любить себя, искренне, восторженно – а главное, всю жизнь. Без ревности, бессонных ночей и душевного труда – роман с собой у людей всегда самый удачный в жизни роман.
И все было бы ничего, но есть в этом безмятежном романе один неприятный нюанс. Изредка червячок сомнения гложет любящего себя – и ему нужно убедиться, что его любовь правильная, такая, как нужно. А как получишь подтверждение любви к себе от самого себя? Иногда креатив не является достаточным доказательством. И тогда подтверждение – ищется в толпе обожателей, “хомяков” на интернетском новоязе. Создаются сайты, вываливаются тонны фотографий, картинок и текстов, призванных восхитить обожателей и дать страждущему то самое подтверждение правильности глубины чувств к себе.
Любое высказывание мнения, не граничащее с тотальным восторгом – трактуется единственным способом: зависть. К талантам, успеху, красоте и прочим достижениям на почве любви к себе. Люди вообще для любителей себя делятся на хомяков и завистников. Tertium non datum, третьего не дано.
Впрочем, есть и варианты подтверждения оснований любви к себе. Выпас себя-любимого на сайтах, твиттерах и фейсбуках звезд, где их со сладострастием критикуют и высмеивают. Ищут прыщи, волосатые подмышки, круги пота на одежде, целюллиты-костлявости и лысины. Написание пакостей о звездах – сладострастное и упорное – имеет тот же источник: оголтелую любовь к себе, которая выставляет пишущего на один пьедестал со звездой и дает ему внутреннее право искать и находить недостатки в том, кто стал популярен. И никакие таланты или отсутствие таковых у звезды в расчет не берется: есть у певицы голос или нет, хорошо танцует балерина или нет, талантливый писатель или графоман… тут не в этом дело. А в том, что человек дает себе внутреннее разрешение на то, чтобы сказать гадость другому человеку не из любви к истине, а из любви к себе.
Скажете – и это, в принципе, не так страшно?
Ну да, если смотреть на все в масштабе отдельно взятых гадостей и непрофессионализма – все не так пугает. Пугает совсем другое: самоназначенные гении и уникумы органически неспособны испытывать чувство долга ни перед кем, кроме себя. У них главное – сберечь для планеты свою собственную неповторимую уникальность. А это значит, родину защищать – должно быдло и серая масса, уникуму надо сберечь для потомков самое ценное, что у него есть. Себя, разумеется.
В окопы и на передний край пойдет серая масса, уникумы – будут отсиживаться как можно дальше от линии фронта, в глубокой эвакуации. Уникум не может потерять самое ценное, что у него есть – себя самого. И ничего, что как раз настоящие благородные люди, настоящие гении – менее всего думали о сохранности своей драгоценной жизни. Это Великая Княгиня Елизавета, императрица Александра с принцессами шли простыми сестрами милосердия гнилые конечности солдат на ампутациях в ведрах выносить. Что вы, уникальные личности до такого опуститься не могут.
Это цари да императоры по фронтам ездили, лицом к врагу поворачивались – нет, они просто не были ценными для планеты уникумами.
Уникумы должны заботиться о главном – о сохранности себя для будущих поколений. А значит, “если завтра война, если завтра – поход”, защищать нас с вами будет некому. А это уже будет попечальнее гадостей в твиттерах. Это – говорит о том, что внуки тех, кто телами выстлали дороги Европы, плюнули на дела своих дедов и занялись совсем другими делами. Доказательствами миру своей собственной ценности и уникальности, возделыванием собственного величия и значимости.
А в общем, прав классик, говоря, что чем ничтожнее личность, тем более она озабочена проблемами самоуважения. Остальные просто делают свое дело, трудятся как умеют и думают о ближнем.
Ириш, остается действительно надеяться, что глобализация “отменит” поводы для войн
уж лучше пусть общество “производит-и-потребляет”, чем в “ведрах выносят ампутированные конечности”
И где то в душе я даже рад, что сейчас мы живем в обществе уникумов; это куда лучше чем было при Первой мировой, Второй или при Афгане.
Как говорится – “из двух зол- выбирают меньшее”
А мне кажется, что глобализация как раз выведет искусство войны на другой уровень. Ресурсы ведь не резиновые…
Увы, Слава, мне кажется, цивилизация белых людей выдыхается, как марафонец перед финишем. И если не произойдет глобальной встряски – как когда-то после нашествия варваров на Рим… потом – после монгольских завоеваний Европы… потом – после дележа территорий на протяжении веков… обеих Мировых Войн… все… мы обречены на несколько десятилетий агонии и растворения в других, более молодых народах… Влюбленный в себя уникум неспособен быть пассионарием, он не способен воспринять идею и идти за ней вопреки любви к себе… а значит – он обречен… раствориться в том, кто идею имеет – и кто за нее готов отдать жизнь. селяви…
Ириш, если про “имеющих идею” – ты имеешь ввиду мусульман – да, возможно. Только я не верю в их способность достичь чего либо.