И еще о христианских чудесах

Чудо – не является самоцелью, каким-то доказательством реальности веры. Чудеса скорее даются нам по маловерию – Господь не оставляет нас, являя всякий раз напоминание о том, что там, за реальностью этого мира, за этими законами, есть Его реальность, Его Царствие – именно там наша настоящая родина, именно туда мы должны стремиться. В этом мире мы лишь странники, мы должны готовиться к встрече с Богом в течение нашей земной жизни.

Небольшой рассказ о чудесах, которые явлены Господом нам, христианам. О некоторых я вообще ничего не слышала, о некоторых – слышала краем уха, а о некоторых узнала совсем недавно.

ГОДЕНОВСКИЙ КРЕСТ

580 лет назад воссиял чудесный свет на Сахотском болоте в Ростовских пределах. Это было явление Животворящего Креста Господня и образа великого чудотворца Николая, сошедших с неба. Очевидцы-пастухи видели, как невидимые ангельские силы несли крест и икону св. Николая по воздуху. Первым Божиим чудом, дарованным от Креста, было основание прямо среди болота прочного холма для строительства Никольского храма – строители боялись начинать работы, потому что под ногами была топь, где не то что строить, стоять было невозможно. Другое чудо совершилось, когда заложенный зодчими храм был перенесен на этот холм невидимой силой – строители все же решили строить в более сухом месте. Но дубовые бревна, приготовленные для храма, крест и икона были перенесены ночью в прежнее место. Когда строители прибежали на болото, услышали голос: “На месте сем поставьте церковь Мою, и будет гора велика и чудеса многа произыдут с верою притекающим помолиться, и будут многа исцеления”. Местность чудесно изменилась – место, выбранное для храма, осушилось, вода собралась и потекла ручьем, и вода эта – целебная, на месте строительства храма полились чудеса и исцеления. Всем просящим подавал Господь от Креста помощь: хромым хождение, слепым прозрение, недужным здравие. И было заведено священнослужителями записывать все происходящие чудеса в специальную книгу. К сожалению, первая книга не сохранилась, и благочестивый обычай записывать чудеса от креста был возобновлен уже в наше время.

Начало тридцатых годов двадцатого века стало временем страшного глумления над Крестом, какими только способами не пытались его уничтожить – бросали в огонь, рубили топором, пилили пилой, обливали соляной кислотой. Но все тщетно, нет у богоборцев ни сил, ни власти, Крест Христов – непобедимая победа, оставался невредим, воочию являя собою чудо. Тогда святыню бросили в болоте, как и две тысячи лет назад Древо Креста было брошено в ров. И тогда с риском для жизни под покровом ночи жители Годенова, прихожане Златоустовского храма, перенесли Животворящий Крест в свой храм. Имена сих верных сегодня известны: это Василий Фомин, Долотцев Иван, Кузнецова Надежда, Фаина Жилова, другой Долотцев Иван, Долотцев Осип, Минеев Николай, Сметанин Василий. Они прошли путь с Крестом от Никольского погоста через Новоселки в Годеново той дорогой, вдоль полосы елового леса, что еще и теперь видна. Известно что в Годенове колхоз процветал, хозяйство было сильное и крепкое. Село было красивое, по весне утопало в цветущих садах. Божия благодать пребывала на месте, хранящем Крест Иисусов.

Кстати, люди, глумившиеся над крестом, погибли поистине страшной смертью.

Сказание о Животворящем Кресте указывает, что он явился “от греческой стороны” около 1423 года. Время его явления примерно совпадает со временем захвата Константинополя турками. В тот период многие греческие святыни явились на Руси. Многие его детали также утверждают в мысли, что этот Крест не мог был создан в нашем Отечестве. Святыня представляет собой резное изображение Спасителя в человеческий рост. Лик Спасителя весьма отличается от тех, которые мы привыкли видеть – это лик страдающего, истерзанного пытками Сына Божия. Удивительно то, что лик Христа на Годеновском кресте совпадает с ликом с Туринской Плащаницы – тот же характер повреждений, что и у Тела, завернутого когда-то в плащаницу.

Крестное древо, терновый венец на голове Распятого, препоясание когда-то были щедро украшены золотом, серебром, яхонтами, изумрудами, алмазами, стразами и жемчугом от благочестивых жертвователей. На верхнем перекрестье есть греческие слова – “ставру икон”, что означает “образ Креста”. Сам образ Божественного Страдальца вырезан из липового дерева. “Крест-Распятие отличают чистота отделки, естественность изображения и высота мысли, что не свойственно для произведений скульптуры”, – писали о святыне Ярославские губернские ведомости в 1848 году.

Церковь Иоанна Златоуста в селе Годеново

В конце прошлого года группа реставраторов из Русского музея Санкт-Петербурга завершила работу по реставрации Животворящего Креста Господня. С помощью Божией долгий и кропотливый труд мастеров вернул святыне почти первозданный вид – липовое дерево отливает свежестью, открылись живописные изображения по краям Креста и на его вершине. На нас теперь глядят ангелы Божии, Богородица и любимый ученик Христов Иоанн Богослов. «Небоявленный Крест, можно сказать, обрел для нас, живущих уже в XXI веке, свое новое рождение. Из под толстого потемневшего слоя олифы засияли первозданные краски. Поруганная богоборцами святыня пришла к верующим в обновленном виде.

БЛАГОДАТНОЕ ОБЛАКО НА ФАВОРЕ

В день православного празднования Преображения Господня 6 августа по старому стилю (19 августа по новому стилю) каждый год на небе над горой Фавор в Палестине появляется облако. Оно спускается на православный храм, стоящий на верху горы, и покрывает и сам храм, и людей, находящихся в нём. Это тем более удивительно, что летом в этой местности вообще не бывает облаков. Схождение облака происходит только на православный праздник Преображения, католики отмечают его двумя неделями раньше.

Рассказ паломницы
В 1998 году на Преображение Господне московская группа паломников поднялась на гору Фавор, где начиналась ночная литургия. Как известно, каждый год в этот праздничный день на молящихся снисходит благодатное облако в память о чуде — о том облаке, что явилось во время славного Преображения Господа нашего Иисуса Христа, и о гласе Отца Небесного из облака: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте (Мк. 9, 7). В обыкновенные дни облаков над горою летом нет.

Монахиня из Горненского женского монастыря рассказала, что несколько лет назад на утренней Литургии во время праздника Преображения Господня на горе Фавор пели поочередно два хора. Облако внезапно появилось над поющими. Когда запел другой хор, благодатное облако переместилось туда. Затем стал петь первый хор — облако вернулось к нему. И так продолжалось всю службу.
В греческом православном храме совместно служат греки, православные арабы и русское священство Московской Патриархии.

Как только вынесли чашу со Святыми Дарами, епископ Сергий благословил всех выходить на улицу и причащаться там. И сразу же в небе появились облака, они проносились над головами молящихся и паломников с громадной скоростью. Ветра не было, верхушки кипарисов во дворе едва колыхались, а облака все летели и летели!
Радости и ликованию собравшегося народа не было предела. Люди распевали молитвы, крестились, некоторые плакали. Греки запели: «Христос воскресе…» на греческом языке. Начавшись после трех часов ночи, чудо продолжалось примерно час…
На рассвете над Фавором опять появились огромные облака. В греческом храме началась вторая, утренняя литургия. И облака с невероятной скоростью устремились к православному храму. Но пройдя над ним, они исчезли на подступе к католической базилике…

ЧУДО КРОВИ СВЯТОГО ИАННУАРИЯ

Вот уже несколько столетий ежегодно в Неаполе происходит необычайный феномен — «чудо крови св. Ианнуария». Застывшая кровь «оживает», переходя в жидкое состояние. Это чудо повторяется 19 сентября, в годовщину мученичества святого, а также в первое воскресенье мая, иногда 16 декабря и в случае чрезвычайных происшествий.
Чудо крови св. Ианнуария бросает вызов современной науке и основным законам физики. Учёные столкнулись с великой загадкой, объяснить которую они не в состоянии. Застывшая кровь человека, жившего в ГУ веке, внезапно переходит в состояние текучести. На глазах у всех она меняет цвет, массу, объём. Это удивительное явление происходит в разное время, независимо от температуры (она колеблется в соборе от 5-6 до 30-32 градусов), иногда её находят уже жидкой, когда открывают реликварий, где она хранится. Но бывали случаи, когда кровь оставалась в застывшем состоянии даже в дни сугубых молений — так было, например, в 1976 году, на протяжении всех 8 дней выставления реликвии.

Ученых удивляет феномен изменения объема крови, которая, растворяясь, то заполняет собой весь сосуд, то уменьшается до совсем небольших размеров. Изменяется цвет: от ярко-красного до охристого. Изменяется даже масса крови. Полностью противоречит законам физики и время перехода крови из обычного в текучее состояние. Иногда это происходит мгновенно, а иногда продолжается несколько минут или целый день. Аналогично происходит и с застыванием.
Физики и гематологи согласны, что сохранность крови на протяжении семнадцати веков в морфологически неизменяемом состоянии и неожиданные её изменения в объёме и массе, переход в жидкое состояние и возвращение в изначальное состояние невозможно объяснить научно. Современная наука не в состоянии дать никакого убедительного объяснения этому таинственному явлению, и все попытки лабораторного воссоздания феномена потерпели фиаско.

Спектрографический анализ подтвердил, что, вне всякого сомнения, мы имеем дело с настоящей артериальной человеческой кровью без добавления каких-либо чужеродных химических веществ.
Гипотеза о добавлении в кровь в период Средневековья какого-то вещества полностью отпала, потому что археологические исследования показали, что запечатанные сосуды происходят из IV века, и открыть их можно, только разбив.
Итальянский учёный, профессор Гастоне Ламбертини после многолетних исследований пришёл к следующему выводу: «Закон сохранения энергии, принципы, управляющие гелированием и растворением коллоидов, теория старения органических коллоидов, биологические эксперименты с затвердеванием плазмы: всё это подтверждает, как веками почитаемое вещество бросает вызов всякому закону природы и всякому объяснению, которое не апеллирует к сверхъестественному. Кровь св. Ианнуария — это живой и пульсирующий сгусток, она — не плод некой «бредовой» набожности, но знак вечной жизни и воскресения».
Необъяснимым образом кровь св. Ианнуария не подчиняется обычным законам природы, ибо тогда она давно бы уже высохла и обратилась в прах. Это прямое свидетельство о вечной жизни, призыв к вере во Христа и всеобщее воскресение всех людей, когда-либо живших на земле.
Св. Ианнуарий принял мученическую кончину, ибо Христос был для него наивысшей ценностью. Историки утверждают, что свой мученический подвиг он совершил в Поццуоли в 305 году. Св. Ианнуарий был епископом Беневента. Родился около 275 года. Во время преследований христиан императором Диоклетианом (234-313) был арестован диакон Сессий. Епископ Ианнуарий выступил с протестом против его несправедливого заточения. В ответ наместник Драконций арестовал епископа и приговорил к смерти. Его обезглавили 19 сентября 305 года. Во время казни одна из христианок собрала в сосуды его кровь, которая хранится в кафедральном соборе Неаполя.
Реликвии находятся в капелле, построенной в начале XVI века в знак благодарности святому за спасение Неаполя от чумы 1526 г. В бронированном шкафу — реликварий, внутри которого — два сосуда IV века. Один из них больше размером и наполнен кровью до двух третей. В другом, меньшем, крови немного. Оба сосуда запечатаны очень твёрдой мастикой, которой уже 16 веков. Все научные исследования были возможны только при использовании метода спектрального анализа.

Ежегодно 18 сентября, в канун мученической кончины св. Ианнуария, перед собором в Неаполе собираются толпы народа. Ранним утром следующего дня кардинал во главе процессии направляется в капеллу и берёт сосуд с кровью святого, которая в этот момент чаще всего плавится. Кардинал несёт реликвии вдоль главного нефа, показывая народу сосуды с чудесной кровью. В это время свыше 10 тысяч верующих радостно рукоплещут. В жидком состоянии кровь будет ещё 8 последующих дней. Чаще всего на её поверхности появляются пузырьки, и кровь таинственно «кипит». Восемь дней чуда крови св. Ианнуария — это дни молитвенного бдения.
Чудо крови св. Ианнуария — знамение, которое пробуждает живую веру в реальное присутствие Воскресшего Господа.

ДАРЫ ВОЛХВОВ СОХРАНИЛИСЬ ДО НАШИХ ДНЕЙ

Ночью, две тысячи лет назад, в пригороде небольшого городка Вифлеема, зимней ночью, в полутемном холодном хлеву родился Младенец. Мычали коровы, кони вздрагивали во сне, ослы беспокойно ворочались на своих соломенных подстилках. Мать, спеленав Младенца, положила Его в кормушку для скота и с любовью склонилась над новорожденным.
Неожиданно двери хлева отворились, и в дорогих запыленных одеждах в него вошли три восточных царя (их называют волхвами) с богатыми дарами в руках.
Волхвы были не только правителями, но и учеными: они наблюдали небесные светила, и когда заметили на востоке чудную звезду, пошли за ней на поклонение Богомладенцу. Предание сохранило их имена: одного звали Валтасар, другого Гаспар, третьего Мельхиор. В дар новорожденному Христу они принесли золото, ладан и смирну. Ладан — это дорогая ароматическая смола особого дерева, которую в древности подносили в знак особого благоговения. Смирной, дорогим благовонным маслом, помазывали умерших. Итак, золото — Царю, ладан — Богу, смирну — Человеку.

И эти дары волхвов сохранились до наших дней! Золото — двадцать восемь небольших пластин разной формы — трапеция, четырехугольник, многоугольник… На каждой — тончайший филигранный орнамент, ни разу не повторяется. Ладан и смирна — небольшие, величиной с маслину, шарики, их около семидесяти. Эти сокровища хранятся в монастыре святого Павла на горе Афон с особым тщанием. Ценность их, не только духовная, но и историческая, археологическая, неизмерима, потому и помещены они в небольшие ковчеги-мощевики.
Честные дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. А незадолго до Своего Успения, зная, что земная Ее жизнь заканчивается, Она передала дары вместе со Своим Поясом и Ризой в Иерусалимскую Церковь, где они и хранились до 400 года. Византийский император Аркадий перенес дары в Константинополь для освящения новой столицы империи. Потом они попадают в город Никею и около шестидесяти лет находятся там. Когда из Константинополя были изгнаны латиняне, дары возвращаются в столицу. После падения Византии в 1453 году дары волхвов отправляются на Афон в монастырь святого Павла — их привезла туда сербская царевна Мария. Там, где стояла коленопреклоненная Мария, теперь водружен крест, который так и называется — Царицын. Позже рядом поставили часовню, внутри которой изображена встреча иноками великой святыни.

От даров и поныне исходит удивительное благоухание. Иногда дары выносят из монастырской ризницы для поклонения паломникам, и благоуханием наполняется вся церковь. Монахи-святогорцы заметили, что дары исцеляют одержимых нечистыми духами.

ВЕЛИЧАЙШЕЕ ЧУДО XX ВЕКА

Монреальская Иверская икона была написана на Афоне в 1981 году греческим монахом с оригинала иконы Богоматери Вратарницы.
В 1982 году эту икону привез с Афона в Монреаль Иосиф Муньос Кортес, испанец по происхождению, давно принявший Православие. Вот что было, говорит Иосиф Муньос: «24 ноября, в три часа ночи, я проснулся от сильного благоухания. Вначале подумал, что оно исходит от мощей или разлитого флакона духов, но, подойдя к иконе, я поразился: вся она была покрыта благоухающим миром! Я застыл на месте от такого чуда!»

Вскоре мироточивая икона была отнесена в храм. С тех пор икона Божией Матери постоянно мироточит, за исключением Страстных недель.
Замечательно, что миро истекает главным образом из рук Богоматери и Христа, а также звезды, находящейся на правом плече Пречистой. В то же время задняя сторона иконы всегда сухая.
Присутствие мироточивой иконы с ее благоухающим миром распространяет особую благодать. Так, парализованный молодой человек из Вашингтона по милости Богоматери был исцелен. В Монреале икона была привезена к тяжело больному человеку, который не мог двигаться. Были отслужены молебен и акафист. Вскоре тот поправился. Чудотворная икона помогла женщине, страдающей тяжелой формой воспаления легких. Четырнадцатилетняя девочка страдала тяжелой формой лейкоза. Возлагая большие надежды на помощь от чудотворной иконы, она попросила привезти ее к себе. После молитвы и помазания миром состояние здоровья ребенка начало быстро улучшаться, и, к удивлению ее врачей, через некоторое время опухоли исчезли.

Чудотворный образ уже побывал в Америке, Австралии, Новой Зеландии, Западной Европе. И везде эта икона излучала умиротворение и любовь.
Прежде всего верующих поражает сильное благоухание елея, истекающего из рук Богоматери и Христа, а иногда из звезды, изображенной на правом плече Пречистой. Это отличает ее от других чудотворных икон, где слезы истекают из очей, словно Богородица рыдает, — тогда как здесь Она кажется преподающей Свое благословение.
Миро обычно появляется во время молитвы или вскоре после нее, в количестве, зависящем от события или молитвенного усердия присутствующих. Порою оно столь изобильно, что появляется сквозь охранительное стекло и заливает опору иконы, стену, стол. Так бывает во дни великих праздников, в частности, на Успение Божией Матери.

Бывали также случаи, когда после прекращения истечения оно возобновлялось неожиданным образом. Так, при посещении Бостонского монастыря миро истекало потоками, но затем совершенно иссякло, когда икона была перенесена в ближний приход. По возвращении в монастырь поток возобновился так сильно, что выступил через край. В другом случае после раздачи мира 850 богомольцам икона оказалась сухой, но прибыв на следующий день в приход, где ее ожидала масса верующих, она чудесным образом восстановила мироистечение. Только однажды миро скрылось и не истекало в продолжение относительно долгого времени: на Страстной седмице 1983 года от Великого Вторника до Великой Субботы.
Миро истекает вниз иконы, куда помещают кусочки ваты. Омоченные, они раздаются богомольцам. Было замечено, что хотя миро высыхает довольно быстро, благоухание продолжается еще долгое время, иногда месяцы, и усиливается во время особенно горячих молитв. Часто оно наполняет место, где пребывала икона (комната, автомобиль).
Тайна этих знамений смущает многих скептиков. Действительно, можно было вообразить, что какая-нибудь благовонная жидкость намеренно вводится с обратной стороны иконы. В Майами один ученый имел возможность рассматривать икону со всех сторон и, установив, что сзади она совершенно суха, пришел к выводу, что речь идет о величайшем чуде XX века. Особый осмотр части верхнего края иконы показал, что образ написан на обыкновенной деревянной доске, не содержащей внутренних полостей и посторонних включений. Но такие исследования имеют предел. Так, когда скептики пожелали сделать пробу мира с целью анализа, им было отказано в этом, ибо подобное деяние является непочтением к Божией Матери. «Икона перед вами, и никто не побуждает вас признать чудо, ваше дело верить или отказываться верить», — говорит Иосиф Муньос. Один молодой человек однажды ответил ему: «Я вижу то, что происходит передо мною, но мой рассудок не способен этому верить, но этому верит мое сердце».
Везде, куда бы ни прибыла эта икона, она распространяла любовь и согласие, как, например, в одной общине, где ссорившиеся прихожане вновь обрели путь к молитве и церковному единению. Ее присутствие умножает молитвенный жар до такой степени, что литургии, совершаемые при ней, могут быть сравнимы с пасхальными, столь пламенными в Православной Церкви.

Известны многие случаи возврата людей к посещению храма, исповеди, причастию. Так, одна бедная женщина, узнав о смерти своего сына, готовилась лишить себя жизни, но, тронутая до глубины души при виде чудотворной иконы, раскаялась в своем ужасном намерении и немедленно исповедалась. Благодатное воздействие Пречистой пробуждает и преображает верных, нередко застывших в косном веровании.
Слава иконы широко распространилась за пределы Православной Церкви: многие католики и протестанты приходили почтить ее…
Однако в ночь с 30 на 31 октября 1997 года хранитель иконы Иосиф Муньос Кортес был убит при загадочных обстоятельствах, а Чудотворная Иверская бесследно пропала…

Leave a Comment