режиссер Алан Дж. Пакула
сценарий Алан Дж. Пакула, Уильям Стайрон
Мэрил Стрип, Кевин Клайн, Питер МакНикол, Рита Карин, Стивен Д. Ньюмен, Грета Тёркен, Джош Мостел, Марселл Розенблатт, Мойше Розенфельд, Робин Бартлетт
Экранизация одноименного романа У. Стайрона о женщине из Польши, лишившейся в нацистском лагере мужа и детей и пытающейся найти силы, чтобы продолжать жить в послевоенной сытой и благополучной Америке.
Я долго решаюсь смотреть фильмы о Холокосте. Это всегда напряжение всех сил, это всегда слезы и наверняка ночные кошмары. Признаюсь, что на “Выбор Софи” сил не хватало никогда, откладывала я этот просмотр буквально до вчерашнего дня. Я слышала об этом фильме, обожая Стрип, знала, что за него актриса получила первый Оскар… но все равно – никак не могла сесть и посмотреть.
Решилась… Бог мой… две мысли терзало меня все два с половиной часа. Первая – как такое могло произойти. И второе – как такое может повторяться в наше время.
Описать увиденное сложно – просто два с половиной часа мы проживаем вместе с героями часть их жизни. Развеселый яркий американский послевоенный быт – и воспоминания Софи, страшные, жуткие воспоминания женщины, которая прошла ад на земле шаг за шагом, выпив свою чашу страданий до донышка. Ее историю мы увидим не сразу – она будет тем более страшной, что рассказывается именно на контрасте – легкой, какой-то светящейся и лучащейся счастьем Софи ПОСЛЕ и – Софи ДО и ВО ВРЕМЯ.
Я не знаю, видели ли вы фильм, или нет – поэтому я не буду рассказывать всех подробностей. Скажу только, что главную сцену фильма Стрип играла с одного дубля. Она сказала, что выложится полностью, и на второй дубль у нее не хватит сил. Выложилась… Эти несколько минут… пишу, а у меня мурашки по коже… Это просто несколько минут ада – и мы их увидим с необычайной жесткостью и правдой.
Настасья сидела с нами… Она не плакала, она просто молча смотрела на происходящее и потом как-то очень просто спросила: “Мама, а что бы выбрала ты?” И вдруг я поняла, что этот выбор, который делала Софи, – он реален, его делали матери гетто… Его делали христианские матери… Он мог выпасть и на мою долю…
И что те, кто заставляли делать этот выбор, – имеют наследниками моих сограждан. Моих земляков… Мои сограждане татуируют на телах свастики, украшают каски рунами и зигуют во все стороны… мои сограждане – не похоронив последнего свидетеля этого ада, стали на сторону демонов в человеческом обличье. Мои сограждане – стремительно обратились в нелюдей. А значит, если их не остановить – они снова могут поставить мать перед выбором и с интересом наблюдать, каков он будет… Господи, как же хорошо, что их ЕСТЬ КОМУ ОСТАНОВИТЬ!!!!