Режиссер: Ренат Давлетьяров
В ролях: Пётр Фёдоров, Анастасия Микульчина, Женя Малахова, Агния Кузнецова, Софья Лебедева, Кристина Асмус, Екатерина Вилкова, Анатолий Белый, Дарья Мороз, Виктор Проскурин
О фильме: Май 1942 года. В самый разгар Великой Отечественной войны вдалеке от линии фронта, у забытого богом разъезда, фашисты выбрасывают десант с целью пробраться на Кировскую железную дорогу и Беломорско-Балтийский канал. Это не обычные солдаты-пехотинцы, это опытные, тренированные диверсанты, элита войск СС, «сверхлюди». А против них – старшина Васков и пять девчонок-зенитчиц. Казалось бы, бой местного значения, но на кону – стратегически важная транспортная артерия, соединяющая значимые центры страны. Смогут ли старшина и его хрупкие новобранцы предотвратить нацистскую диверсию, и какой ценой?
Борис Васильев – мой любимый советский писатель. “А зори здесь тихие” – книга, которая меня перелопатила в юности, когда я впервые ее прочитала. Зная свое отношение к писателю и повести – собиралась с духом смотреть современный фильм достаточно долго. Боялась, скисну от слез.
Ну что могу сказать, дорогие мои. Нужно было сначала глянуть, КТО, собственно, замахнулся на классику, а потом уж нервы в кулак собирать.
Итак, прошу любить и жаловать, Ринат Давлетьяров, номенклатурный сын и брат, сценарист “Любови-моркови”, режиссер “Моей безумной семьи”, продюсер “От 180 и выше”. Ну то есть вы уже прочувствовали, что после этих киношедевров – как раз браться за классику, и не просто классику, а классику, которую обязательно и несомненно будут сравнивать с фильмом Ростоцкого 1972 года. Взялся, не моргнул.
По словам Давлетьярова, был бешеный кастинг едва ли не среди тысячи человек на роль девушек, и никто не подошел. А подошли вот какие барышни:
Особенно непредсказуемым и неожиданным был кастинг на роль Жени Комельковой, рыжекудрой богини, блистательно исполненной Ольгой Остроумовой в фильме Ростоцкого. Женей стала… солистка группы “Рефлекс” сладкоголосая любовница (ну или уже жена) Давлетьярова Евгения Малахова собственной персоной. Отягощенная “поступлением во ВГИК” и неоконченным юридическим вузом, мадам как нельзя более подходили на одну из самых сложных ролей в этом фильме. Остальные дамы вроде Кристины Асмус или Агнии Кузнецовой, исполнившей роль правильной еврейской девицы со своим рязанским носом – вполне вписались в концепцию ролевых игр, в которых режиссер Давлетьяров видел свою огонь-жену из “Рефлекса”.
В принципе, я даже понимаю, почему кастинг был так сложен и велик – нужно было выбрать актерский состав, на фоне которого дорогая жена-поющие трусы не будет казаться таким уж деревянным чурбаном. Ринату удался проект – в его фильме даже хороший актер Петр Федоров играл хреново, а этого, согласитесь, нужно постараться добиться.
В принципе, от сюжета авторы фильма уходили не особенно, изредка, для красоты. Немцы такие колоритные были, немцы и камео – вообще были единственные светлые пятна этой разлюли-малины. Видимо, потому что поющие трусы там в кадре не мельтешили и режиссер расслаблялся на этих участках работы, позволяя актерам хоть что-то выжимать из своих ролей.
Но знаете, что было упущено совершенно, полностью и абсолютно? Тот самый контраст повести Васильева, который так бережно был сохранен Ростоцким: контраст, полюсность женщины и войны. Тот самый контраст жизни и смерти, бытия и небытия, слабости и силы… когда милые, домашние и не очень девушки, с опытом и без – переходили из девичьей жизни в жизнь солдат, видящих огонь, кровь и смерть. Когда они, дарительницы жизни, были вынуждены эти жизни отнимать. Когда они теряли ту самую невинность мирного человека, не ведающего зла смерти – переходили черту и совершали свой последний подвиг.
Ничегошеньки этого в давльетьяровском маскараде не было. Были деревянные современные актрисули, из которых только Екатерина Вилкова к своему возрасту научилась как-то играть, прогрессировав от красотки-блондинки ранних ролей к женщине, которая может сыграть бойца, опаленного войной. Анастасия Микульчина на фоне этого цирка тоже что-то пыталась изображать. Федоров – смог бы вытащить эту роль, если бы ему позволили. Все остальное – адское шапито, абсолютно адское, на фоне которого молодая любовница престарелого режиссера задавала тон, то мяукая на гитаре какую-то песенку, то сияя сиськами на экране, где сиськи исполняли роль сисек (красивых сисек), а не того самого контраста живой, молодой, теплой женской плоти, которую потом сомнет лязгающее железо мужского военного молоха, беспощадного к своим жертвам.
Кстати, Евгения Малахова умудрилась меня-таки удивить, потому что уж чего-чего, а российские молодые попсовые актрисули даже обладая самым убогим спектром актерских способностей, блядским глазом глядеть на мужиков умеют. Вот блядский глаз некоторым удается просто отменно – предположу, что играть нечего, суть сама лезет наружу. Но у Малаховой даже с этим не сложилось, в эпизодах, где она одним взглядом укладывает женатого командарма на обе лопатки, а ейный папенька рекомендует ее как “дьявол в юбке”, мы видим все ту же мимику головоногого моллюска, высунувшегося из ракушки на предмет отобедать проплывающем крилем. А уж когда она рассказывает, как ее семью расстреливали из пулемета… И воспоминание – где она на это СМОТРИТ… И при этом – выражение лица одинаковое… Ребята, ОДИНАКОВОЕ!!! Как и когда сиськами в бане сияет. И когда перед немцами голая купается. И когда кушает солдатский паек… Гребаный стыд! И под это дело снова распилили бюджетные деньги на чуток повоспитывать подрастающее поколение.
А финал… Финал! Где под фанфары и торжественную музыку суровым взором смотрит Петр Федоров на прибывшее пополнение, исполняемое силами неведомой массовки, а видит – пятерку погибших девушек… И такая музыка, и такое цветовое оформление, что так и ждешь, где сейчас будут поднимать звездно-полосатый флаг, и на фоне шаттла суровый Брюс Уиллис, сопровождаемый рыдающей Лив Тайлер, поедет в космос в очередной раз спасать человечество….
Вердикт, дамы и господа…
Уж если ставшая за год войны на Донбассе сентиментальной писательница этих слов не то, что не расплакалась, а исплевалась, то какая реакция будет наблюдаться у здоровой психики и хорошего вкуса?
В общем, полная возмущений, иду пересматривать фильм Ростоцкого. Катарсис мне нужен, друзья мои…