О языковом сдвиге значения слова “партнер”, или новости педагогических полей

Влезла я тут в один сетевой разговор о воспитании детей и роли школы в этом процессе, слово за слово, получилась нехилая дискуссия, и вот на вторые сутки оной – меня пронзает мыслЯ, что сам разговор некорректен, потому что мы запутались в понятиях.

Собственно, дискуссии вообще не должно было быть, потому что мы с собеседницами спорили не о том в принципе своем. А все дело в том, что за последний год в русском языке и, следовательно, в ментальности россиян, произошел сдвиг в значении слова “партнер”.

Дискутировали мы о том, является ли ребенок партнером родителя в воспитательном процессе. И вот я разрывалась в аргументации на тему, что партнером ребенок быть не может, потому что взрослый не равен ребенку, между ними невозможны отношения на равных, а значит, партнерство невозможно. Мои собеседницы приводили бесчисленные аргументы в пользу того, что ребенок – как раз партнер родителя в вопросах воспитания. И вот так мы и беседовали, пока я не воткнулась в одну простую мысль: да ведь в российских новостях “партнерами” и “нашими зарубежными партнерами” называют как раз то американцев, то европейцев, то китайцев, то страны-члены БРИКС, то есть тех, с кем могут быть и дружественные, и враждебные отношения, кто равен по экономическому развитию, и кто неравен… То есть находясь двенадцатый год вне живого русского языка – я не заметила сдвига значения слова “партнер”.

В моем понимании партнером может быть только равный тебе человек – равный во всем: возрасте, финансовом положении, социальном статусе… А в российской реальности партнерами называют всех – и все дело лишь в том, что называется коннотацией, то есть эмоциональной насыщенностью слова. Коннотация отрицательная – значит, речь идет о “наших заокеанских партнерах”, коннотация положительная – речь идет о том, с кем налажены дружеские контакты и сотрудничество.

Как только я поняла, что мы просто не разобрались в терминологии, дискуссия тут же свернулась, потому что мы с собеседницами просто не понимали друг друга на уровне языка.

Так что, дорогие мои, сегодня я впервые почувствовала себя по-настоящему оторванной от родной почвы.

Второе открытие – связанное с тем же разговором… Я почувствовала себя по полной гражданкой несуществующей страны. Гражданкой СССР с ее педагогикой, где школа несла в себе воспитательные функции, осознаваемые родителями и принимаемые ими.

Объясняю.

Разговор также коснулся того, приветствуют ли российские мамы воспитание детей в школе и осознают ли, что воспитание – имеется, понимают они этот факт или нет. Громом среди ясного неба оказалось открытие – что нет, не приветствуют. Причем не просто нет, а категорическое нет, моральным допуском хотя бы к какому-то воспитательному моменту для мам является работа психолога в случае, если у ребенка есть проблемы в коллективе. То есть к современной школе есть одно требование, равно как и к учителю: пришел, вычитал предмет, ушел. Никаких воспитательных моментов, никаких в принципе своем. (Другое дело, что школа является государственным учреждением и в том, что именно государство выдает заказ на воспитание определенного типа гражданина, а, следовательно, воспитание в школе присутствует – и еще какое, но это уже внутренняя педагогическая кухня, не о ней речь).

И вот тут я и поняла одну вещь: советская школа погибла, разложилась и смешалась с почвой в новой российской реальности. На ее останках выросла новая педагогика и новое отношение к ней со стороны родителей… Роль личности учителя сводится к четкому изложению предмета. Воспитания быть не должно… Очень интересным был ответ одной мамы на приведенный мною пример.

В Канаде школа воспитывает. Скажем, есть такое понятие – bullying, оно означает агрессию человека к человеку, канадцы всячески объясняют детям то, что агрессия – это плохо, это недопустимо, это совершенно неправильно. Об этом говорят учителя, этому посвящены отдельные дни, когда дети и учителя, даже директор, надевают футболки с надписью NО BULLYING и это очень весело, потому что вся школа одета одинаково. В этом году на игре хоккейной команды Ванкуверских Канюков была другая акция: все школы одели розовые футболки с надпись Acceptance (то есть “принятие”) – это символизировало, что дети принимают всех, кто отличается от них – инвалидов, нуждающихся в помощи, всех… Воспитание добросердечия к слабому – вот один из главных посылов канадской педагогики.

Да, дети могут поругаться, могут где-то распустить руки, но все эти случаи бесконечно обсуждаются, драчуны вызываются к директору, в общем, любой случай агрессивного поведения – общешкольный скандал и кошмар с ужасом. Можно сказать, что канадская школа воспитывает в детях понимание, что агрессия – это недопустимо, это плохо. С этой же целью в школах введено инклюзивное образование – то есть в каждом классе есть ребенок с особыми нуждами. Аутист ли, колясочник, ученик с синдромом Дауна… Любые неагрессивные вменяемые дети – учатся с обычными детьми, обе стороны учатся взаимодействовать, здоровые учатся заботиться о больных, больные – учатся жизни в обществе. И всем без исключения все время твердят, что агрессия – это плохо, это недостойно, это – порицается и осуждается.

И, доложу вам, это имеет свои плоды, канадцы действительно крайне неагрессивны в сравнении с европейцами и даже американцами, которые обожают подтрунивать над канадцами в комедиях, изображая нас добродушными простокуватыми увальнями.

Еще канадская школа воспитывает детей патриотами, любящими родину. Это тоже – результат воспитания именно школы, учителей. И почему я должна быть против подобного воспитания – я не знаю.

Так вот, мама, говорившая со мной, сказала так: Я против образования своего ребенка в том месте, где основной вопрос – булинг. Должны быть правила образовательного учреждения, если ребенок не может соответствовать им, то вопрос к родителям, родители не могут с этим разобраться, то этот ребенок не должен обучаться рядом с моим. Мой ребенок должен ходить в школу учиться, а не участвовать в групповых методах воспитания.

Воспитательная роль школы – взята канадской педагогикой из наследия педагогики советской, я об этом читала – канадцы любят собирать по миру полезное и внедрять у себя в школе. Поэтому местная школа мне так нравится, она во многом напоминает мне школу, которую я окончила, напоминает мне основы педагогики, которые я изучала. Но тут обнаруживается, что оказывается, пока достижения советской педагогики усваиваются в успешных странах, одна из ее ведущих идей – воспитание ученика, отвергается современными российскими мамами как недопустимое, недолжное, ненужное. Пришел – выучил предмет – пошел домой, а там семья воспитает.

Я не говорю о том, правильна ли такая позиция, потому что я не знаю реалий российской школы на данный момент времени. Может, мамы и правы в таких своих позициях. Однако, поучаствовав в разговоре, поняла, что превратилась в осколок прошлого, дрейфующий в океане настоящего. Родившаяся в одном несуществующем государстве, являющаяся гражданкой другого разваливающегося на глазах государства… Эк, китайское проклятие разгулялось по судьбине…

9 thoughts on “О языковом сдвиге значения слова “партнер”, или новости педагогических полей”

  1. То о чем вы Ирина пишите, УВЫ ПРАВДА. В свое время учась в Советской школе я не понимала ( как и любой другой ребенок конечно) важности общественного воспитания. Нас с братом наша семья отдаляла от школы, привязывая к семье… не узами нет… канатами.. Почему? …. Не буду вдаваться в подробности, долго это все объяснять и не поймут все равно основная масса читателей.
    Так вот об общественном групповом воспитании. Вы знаете: меня тянуло в школу не смотря ни на что. Пионерские сборы посещала с удовольствием. Походы, сборы, стенгазеты, дискуссии. А подготовка к почетному караулу!!!!!! Да я от одной мысли, что буду стоять на посту номер один на седьмом небе была, дух захватывало. Гордость распирала просто. Чувство ответственности и сознание того, что мне доверили такое дело важное покоя не давало. Эмоции незабываемые, позитивные и добрые остались. Мы не могли сделать ошибку, старались и репетировали шаг, оправдывая доверие. Это было здорово. А что сможет вспомнить наш современный ученик? Что он вынесет из школы? Планшет? От млин достижение!…
    Говорите, что современные мамаши-наседки против коллективного воспитания, не удивлена. Но вопрос такой: что они дома дают своим чадушкам? Наблюдаю свою соседку как они внука катают на велике. Это не опечатка не ребенок катается, а дед с бабкой КАТАЮТ великовозрастного дитятю на велике. Надо сказать он у них упитан не погодам. Вот картинка: внуку 3 года едет, нет сидит на велике, а бабуля сзади его за седло страхует. Подталкивает. Внуку 5 лет та же картина. Недавно вижу(протирала глаза минут эдак пять – думала чудится) внуЧКу то уже 9-й годок он весит наверно как и я 70 кг – и что бы вы думали. Сцена та же и действие то же. Ну ребят ну не до такого же маразма то а?
    После 2-х лет мытарств по школам типа “отчитал материал и привет” я поняла надо прекратить и забрала детеныша своего.
    У нас сейчас все гораздо лучше. И совместные концерты к дню Учителя, родителя, сталевара…. и тп…. День Шекспира… День Химика… Менделеева – батюшки. Ребенок мой развивается, живет и общается он не один ( пардон не одна). Она не смыта серой массой. Хотя из вне много попыток идет стереть ее как личность, опять же это из семьи и очень долго объяснить и очень трудно я не о том хотела бы сказать.
    И я согласна с Вами Ирина на 100 да хоть на 100500% не может ребенок быть партнером взрослого, если простите меня, это не педофил. Да и то здесь нет свободы воли с обеих сторон, а только насилие.
    А на счет того, что советская школа погибла скажу так – поняла это еще когда мы пошли в первый класс. Я долго понять не могла, что чего то нет. Все как то не так. Через 2 года дошло. Я рада случаю который помог найти мне нашу школу теперешнюю и не перестаю благодарить судьбу, что так все вышло. Наша школа не очень напоминает ту где училась я в свое время, но ту в какой я мечтала всегда учиться сама.
    Коллективное образование должно быть, ведь не секрет, что над одним добросердечным ребенком может смеяться весь класс и гнобить его за сказанное слово или поступок который не укладывается в формат сознания противоположной стороны. Пример. В общей школе у нас был один ученик типаж такой “тимати-билан”. Противный до безобразия. Вот он собрал вокруг себя учеников – последователей так сказать. Одни были просто уверены в себе и искали это в нем, другие так же заполняли пустоты своего подрастающего сознания и бытия. Вот тут и началось групповое воспитание: к 10 годам хам трамвайный, серьга в ухе, шляпа эта идиотская. И дети ему подражали, копировали вот ЧТО УЖАСНО. Но это родителями пропускалось мимо глаз и ушей. И теперь внимание вопрос: КТо вырастет из этого вот типа?
    Вы не одиноки считая себя осколком прошлого, мне часто приходит в голову такая мысль. И я ужасаюсь когда общаюсь с современными мамашами слушая их откровения бредовые.
    Наши дети должны получать правильные понятия из школы: доброта, отзывчивость, милосердие, неприятие агрессии. Ирина, Вы затронули очень больную тему, этот нарыв давно нужно вырезать. Но с нашим министром образования, по моему мнению идиот полный, это не возможно.

    **** давно заметила, но как то не было случая сказать: нравится как Вы о Канаде пишите. У нас в Ванкувере… у нас в школе… Конечно время делает свое дело, и я не знаю Вас и не осуждаю ни в коем случае, я пишу: мне нравится.. вы молодец.. Мне к примеру так и не удалось так себя ужить со своим новым домом. Домой в моем понятии это только на родину к маме, в родной город.. не могу и все…

    Reply
    • Наташ, знаете, лишний раз убеждаюсь, что сидим мы тут на этой площадке, в той или иной степени единомышленники, ковыряемся потихоньку, мыслями делимся… А снаружи – идет совсем другая жизнь. И высовывая нос в эту жизнь, понимаешь, насколько все по-другому. Мне вот еще одна знакомая по поводу этой записи рассказала историю: итак, Москва, мамаша тридцати лет, ребенок в саду, все воспитательницы и нянечки жалуются, что мальчик агрессивен, конфликтен, не хочет учиться даже в рамках детсадовской программы, на него жалуются и другие родители. В общем – обычный невоспитанный ребенок пяти-шести лет. Что бы делала мамаша “совково-быдловского образца”? Ну попыталась бы понять, что с ребенком, повела бы к психологу, ну мало ли – как еще нужно разруливать складывающуюся ситуацию.
      Но нет! Советом в Филях между такими же мамашами было решено, что в саду работают быдловоспиталки и быдлонянки, они урезают уникальность ребенка, пытаются вогнать его в существующие рамки, а значит – сад зло и все его работники – быдло, посмевшее раззявить рот на священное право ребенка быть уникальным.

      Все, финита ля комедия. Ну что тут говорить? НУ ЧТО ТУТ КОММЕНТИРОВАТЬ? Что через десять лет у мамаши начнутся проблемы покрупнее отнятого в песочнице грузовичка и разбитого носа? А кто поверит, если у нее – уникум, которого нельзя ломать?

      А насчет Ванкувера 🙂 Это вторая эмиграция… Родители – тоже в эмиграции. Родной дом… один продан, второй – разбомблен… Приходится выживать в заданных координатах.

      Reply
  2. Да действительно комментарии излишни. По большей части, что таким мамашам не объяснить того кошмара, который ждет их в будущем. И таких примеров масса.
    Но и мириться с этим явлением не хочется. А в моем нынешнем окружении убеждать это метать бисер. Увы.
    На счет ломки уникума скажу так -чушь полная. Вы все же имеете педобразование должны понимать раницу между чушью и воспитанием характера ребенка, заложение фундамента будущей личности, гражданина и человека, а не эгоиста и негодяя.
    Уникальнос ть или индивидуальность ребенка можно и нужно развить, главное определить его интересы, склонности… В общей школе мою чадушку не выделяли, там знаешь действует принцип естестенного отбора. Если у кого то проявилась склонность к отдельным предметам, тоучитель будто циклится на нем. И до 10 класса двигает одного, не замечая остальных учеников , не пытаясь развить и раскрыть их склонности. Так у нас и было. Я все же плохая мать и верила, что мой ребенок не выдающийся. А большинство как рассуждают: 4 и 5 есть и это хорошо, поведение сносное тоже хорошо, плюс пара секций, или кружков и все – роительский долг исполнен. Так вот и я плохая мать поверила этим первобытным оценкам нашей учитльницы. Но я ошибалась. Когда у дочки в новой школе проявились интресы к тем предметам на которых общая школа и не открыла ни как я понимаю как я ошиблась, могла сломать жизнь ребнку. Наши с ней домашние занятия не как особо ее не развивали. Жду с надеждой кончания школы, надеясь на лучшее. Проблем то хватает. Столько лет и столько усилий приложено – в наадежде , что все не зря.

    Reply
  3. У нас ситуация с школой из серии “не было бы счастья, да несчастье помогло” Проблемы со зрением и ребенок вначале попал в специализированный детский сад, а потом там же пошел в школу. Честно говоря – я на нашу школу-сад не нарадуюсь. Преподавательский состав еще с советских времен, соответственно и подход к детям тот же. Да и классы у нас маленькие – по 10 человек в классе. Жаль, конечно, что нет сейчас организаций по подобию пионерии, но разные мероприятия у нас потоянно проводят: и подобия Зарницы, и постоянно какие-то праздники отмечают, спектакли ставят. Патриотическое воспитание в последнее время очень сильно начали развивать. За такие вещи как ссоры или драки – ругают конечно, и родителей ставят в известность. Хотя бывает очень редко.
    В обычных школах конечно хуже обстановка, но тоже постепенно меняется в лучшую сторону..
    А вот по поводу вышеупомянутых “современных мамаш”.. если честно – в интернете часто читаю про таких.. а вот в жизни.. не встречала.. может мне повезло – у меня таких знакомых нет? Всё кого я знаю, как раз наоборот – хотят чтобы ребенок вырос добрым и воспитанным, учат не обижать слабых, ругают за хамство, наглось и капризы.. вобщем – ведут себя как обычные нормальные родители

    Reply
  4. Эх… Как-то “всё смешалось в доме Облонских” в кучу. Думаю, её (кучу) даже и не разобрать на элементы (да не очень-то и надо).
    1. Русский язык действительно динамично меняется, особенно в оттенках слов (“партнёры”). Вы это верно подметили. Как и тот факт, что лично Вы – вне этих изменений.
    2. Российские мамы (все!) приветствуют воспитание в школе – особенно чужих детей, которые к “воспитанным альтернативно” относятся, как минимум, снисходительно.
    3. Школы бывают разными, т.е. “оч.сильно” разными (иногда разнятся школы, иногда разнятся параллели внутри школы, иногда отличаются внутри параллели отдельных классы у некоторых отдельных учителей, и отдельные ученики у отдельных учителей ведут себя о-очень по-разному). Т.е. вариантов тьма от “травим помаленьку” до “а что, та-ак бывает?!”. Школа САМА вводит и выводит воспитательный момент – когда ей САМОЙ НАДО. Вне зависимости от заявленных сверху-снизу деклараций.
    4. Я признаю наличие буллинга в иноземно-школьной системе. Они с ним борются – молодцы, верной дорогой идут У СЕБЯ ВНУТРИ СВОЕЙ СТРАНЫ. Но я точно знаю (опыт многовекового пробега по граблям у России велик!), что, как только в российских школах начнётся борьба с буллингом, СВОЯ РОДНАЯ ТРАВЛЯ возрастёт как никогда. Говорю без всяких аргументов. Просто из опыта. Победить российскую травлю (но не буллинг) можно и российскими методами, было бы желание.
    В общем, я за “почвенничество” Достоевского: каждая проблема, как и пути её решения, суть производная от РОДНОЙ земли.
    5. Примечательная фишка “связи миров, повсюду сущих”: реалии российской жизни (и в школе в т.ч.) таковы, что именно они создают такое уникальное явление, как русский язык – самый выРАЗительный язык в мире (пардон муа мою великодержавность) – от глаголов РАЗить и РЕЗать (не самые гуманные, между прочим). Именно “болезненность” российской жизни и придаёт алмазную филигранность русскому языку.
    (Я ещё школяром силилась понять, почему англичане в сложносочинённом предложении умудряются обходиться без запятой. Потом поняла: видимо, это их “льезон” – льющаяся бесконфликтно речь. Русскому языку ВСЕГДА необходимо внутреннее НАПРЯЖЕНИЕ.)

    Reply
    • Далила, если бы я не столкнулась с по меньшей мере несколькими мамашами, которые категорически против любого воспитания в школе, сама бы не поверила…

      А можно спросить, чем, по-вашему, различаются буллинг и травля? Заинтересовало.

      Reply
  5. Эти “несколько мамаш” (на самом деле “имя им легион!”) желают, чтобы воспитанными терпИлами были оппоненты их детей. Т.е. “воспитание” (во всеобщем смысле) должно быть, но … чужих детей! А не их! Ведь ИХ дети идеальны!
    Не хочу впадать в жанр грандиозной научной монографии, но, с моей точки зрения, буллинг идёт от равнодушия (“холодно-отстранённое подростковое гопничество западного мира” – терминология моя), а РРродная РРрусская травля – от излишней сердечности и дивергентного понимания(+установления) Истины. Даже “злиться” – по-русски “сердиться” (от сердца). Западное общество пронзено Законом, российское (и в школе в т.ч.) – Обычаем. Это без оценок “хорошо-плохо”. (Обратите внимание на действия представителя закона в отношении подростков в х/ф “Шла собака по роялю”.)

    Reply
  6. Если рассматривать слово партнер как заимствованное, то синонимом, буквальным переводом его на русский будет – участник. Part (существительное) доля, часть, компонент. То ребёнок может быть участником воспитательного процесса как объект. Что вовсе не подразумевает равенства участвующих.

    Reply

Leave a Comment