О бильярде, мнимых случайностях и бесконечности…

Кто-нибудь задумывался, что наша жизнь напоминает бильярдный стол, на котором мы – шары? Но не простой бильярд, где шарики катаются потому, что их бьют кием игроки – нет. Наш жизненный бильярд сложнее тем, что мы сами прокладываем пути в лузы, но бьем другие шары точно так же, как и в этой нами придуманной игре…

Иногда мы ударяем и нас ударяют сознательно, перенаправляя наше движение, а то и отправляя нас в обратное выбранному направление. Но иногда мы бьем ненамеренно, мы катимся к выбранной нами цели, кого-нибудь задеваем, а иногда лишь легко касаемся – а по ходу вдруг выясняется, что мы повлияли на путь так, как и не подозревали.

Уже давно мне интересно наблюдать эти маршруты по игровому полю жизни, а начало положило одно очень расстроившее меня открытие…

Когда-то я была молодым преподавателем в вузе и через много лет, уже после того, как я оказалась в чужой стране, узнала, что один из студентов, расстроенный моей свадьбой, женился на первой встречной девушке. Брак распался, сейчас этот мужчина счастливо женат на другой, уже любимой женщине, но поведанная им история заставила крепко задуматься о том, как мы влияем друг на друга, подчас не подозревая, что мы делаем это…

И в голову пришла ассоциация с бильярдом, только более сложным, где одним из компонентов игры является время, а не только пространство, в котором катаются шары.

Мы идем по жизни, ставя перед собой цели, стараясь достичь их наиболее коротким и удобным путем, не озираясь по сторонам и не видя, как мы, будучи существами со свободной волей, одновременно являемся орудиями Божьего промысла. А когда озираемся, то, пытаясь отследить путь нашего шара по сукну, вдруг видим, что позади – много шаров, которые отправились в свой путь только потому, что их коснулись мы.

Женщина, не заметившая влюбленности молодого человека, отправила его в собственное путешествие, где появилась и обиженная отчаянной женитьбой девушка, которой предстояло отправиться в свой путь (откуда знать, счастливый или нет), и переезд в другой город, и нахождение хорошей работы, и, наконец, встреча с другой женщиной, ставшей любимой женой и матерью ребенка… Скольких людей коснулись они на своем пути, изменив изначально выбранный путь на совершенно другой?

Врач, спасающий жизнь новорожденного ребенка, просто выполняющий свою работу и не вспоминающий этот случай через несколько лет… В какой путь он отправляет и мать, и спасенного?

Подросток, походя бросающий площадную шутку вслед проходящей мимо девочке – в какой путь он отправляет ее с проклюнувшимся комплексом неполноценности?

Одно слово, один взгляд или поступок может раз и навсегда изменить течение жизни человека, а за ним – и жизни других людей, которые соприкоснутся с ним. Знал ли царь, подписывая смертный приговор юноше по имени Александр Ульянов, что подписывает смертельный приговор России (да, я понимаю, что к революции привели многие события, но все же…). Знал ли критик, разгромивший художественные работы простого австрийского бюргера Адольфа Шикльгрубера, что вызывает к жизни чудовище Адольфа Гитлера? Знала ли дочь египетского фараона, что спасая ребенка, плывущего в реке в корзинке, спасает того, кто раз и навсегда изменит жизнь и ее страны, и в конце концов жизнь всей планеты?

Один поступок, одно сказанное слово – и запускается цепная реакция из других поступков и слов, многие из которых решают судьбы всего человечества. Когда я начинаю думать об этом, то в конце концов разум ступорится, потому что в конце концов он оказывается перед бесконечностью. Бесконечностью вариантов и последствий, особенно если к этому разветвляющемуся древу наших путей присоединить еще один фактор. Фактор БЫ.

Что было бы, если бы мы выбрали тот путь, а не этот. Что было бы, если бы пошли туда, а не сюда. Если бы остановились, вместо движения, либо побежали, вместо полного покоя. Бесконечная череда несбывшегося, потенций, так и не ставших реальностью, сослагательного наклонения вместо изъявительного.

И когда долго думаешь об этом, вдруг приходишь к великой заповеди: “Возлюби ближнего своего как самого себя”. Не делай человеку зла, не отправляй его в путь, который может оказаться гибельным, не делай этого хотя бы намеренно. Если ты становишься орудием промысла Божия, – это одно. Но если это вопрос твоей собственной воли: причинить или не причинять зло, простить или не простить обидчика, ответить или нет злом на зло – то лучше простить. Ведь толкая этот шар в путь зла, мы можем запустить целую череду страшных событий. Обидчик отправится нами в путь, который начнет задевать и других – и наша месть вызовет в мир столько зла, что нашей душе не понести этого бремени. Не лучше ли остановить зло на себе? Не отправлять его дальше… Не отправлять в бесконечность зло, которое не просто вернется к нам же – оно по пути заденет совершенно невиновных перед нами людей, оно может искалечить и сломать так, что один Бог сможет исправить запущенное нами…

В Дрездене идет снег… Зима в этом году суровая, “русская”, как называют ее немцы в газетах и по телевизору.
Мы с мужем едем из большого торгового центра домой, когда в трамвай вваливается большая гомонливая группа русских туристов. Никто из них не говорит по-немецки, гид, как выяснилось, предпочел провести пять часов в торговом центре, а не показывать туристам достопримечательности и те решили посмотреть их сами. До центра города – полчаса езды на трамвае, языковой барьер полностью исключает понимание того, что сердобольные прохожие пытались объяснить группе.

Мы подошли, расказали, как доехать до исторического центра и вернуться назад, помогли купить билеты (контролеры бы умерли от восторга, обнаружив более десятка безбилетников, каждый из которых мог бы быть оштрафован на 40 евро)… На остановке, ведущей к Мосту Августа Сильного туристы вышли, а я смотрела на падающий снег из окна трамвая и думала, что сейчас изменила в наших жизнях эта встреча. Куда мы подтолкнули друг друга, и как теперь изменится наш путь по зеленому сукну жизни…

Действительно, как?

Leave a Comment