Красота – бремя или крылья за спиной?

Вчера читала одно из писем старца Паисия Афонского, где он писал о христианском браке. Среди приводимых им диалогов со своими духовными чадами прозвучал один, озадачивший меня поначалу…

К старцу пришел молодой человек, имевший намерение жениться. Старец спросил его, красива ли невеста. Молодой человек ответил, что очень красива. И тогда старец сказал, что верующим молодым людям лучше не жениться на красивых девушках. “Неимеющие красоты внешней, телесной, некрасивые имеют великую красоту внутреннюю”, – сказал юноше старец.
Вначале я отнеслась к словам старца с недоверием, но чем больше думаю о его словах, тем больше понимаю, что он прав.

Отвлекусь немного. Лет десять назад я просла чрезвычайно модного в то время Кастанеду, его книги не произвели на меня особенного впечатления, но речь не об этом. Речь о том, что именно у него я впервые прочла парадоксальную для меня мысль. Кастанеда устами дона Хуана говорил, что нет на свете никого несчастнее красивых людей. Красота дает им очень много снисхождения от других людей, красивые люди получают очень много просто так, задаром, только оттого, что красивы. Им не приходится добиваться чего-то, тратить силы, время, им не приходится просить, искать способов достижения целей. Опыты психологов только подтверждают эти слова: красивые дети получают просимое легче, чем их не очень привлекательные сверстники, красивые юноши и девушки, красивые взрослые имеют гораздо больше бонусов от окружающих, чем непривлекательные. Кастанеда продолжает, что красота – самое недолговечное, что есть у человека. И тогда, привыкший получать все легко и без усилий, теряя единственное свое достояние, становится самым несчастным на земле.

Тут даже не надо говорить, что согласен или нет – Кастанеда прав. С ним нельзя не согласиться: тот, чьим единственным капиталом в жизни является красота, чрезвычайно несчастен. Он может не осознавать этого, но рано или поздно его настигнет эта неотвратимая жизненная аксиома: полагаться не нечто кратковременное и так легко исчезающее – это ставить свою жизнь на слишком ненадежную карту.

К несчастью в наше время, время, когда внешнее играет доминирующую роль, а внутреннее, душевное, духовное, отбрасывается за ненадобностью ближе к заднику жизненной сцены, именно красота становится главным капиталом, на который расчитывают люди. Врожденная она или приобретенная за деньги при помощи услуг косметических хирургов, она становится капиталом, который расчитывают выгодно вложить и приумножить дивиденды, пока позволяет время. Красоту стараются продлить во времени, даже если эти опыты консервации становятся все опаснее, а результаты – могут вначале вызывать смех, а потом – уже жалость (вроде экспериментов над собой Людмилы Марковны Гурченко). Красоту продают, ею гордятся (вроде это собственное достижение, а не гены или результаты чужой работы), она становится целью жизни и объектом для зависти и подражания.

Но что она дает человеку? Да, вроде бы поначалу красота дает значительный бонус, можно сказать, удлиняет взлетную полосу для жизненного старта, но если с самого детства красивому ребенку не объяснять, что красотой нельзя гордиться, что это понятие очень эфемерное и легко исчезающее, если поощрять его гордость внешностью, не развивая внутренних качеств – то ребенку можно испортить всю жизнь. Более того, жизнь будет испорчена не только у него, но и у тех людей, которые будут соприкасаться с ним по жизни, включая самих родителей. Красивый человек, к которому люди и так будут относиться снисходительнее, чем к непривлекательному, очень скоро посчитает, что это порядке вещей, что его красота – это нечто, что обязывает остальных относиться к нему с почтением, а другие качества уже не так важны. Красота, данная по факту рождения генами, требует от человека лишь одного: всячески подчеркивать ее – и более ничего. Не нужно часами тренироваться, не нужно читать или думать, не нужно работать над собой (ведь поначалу молодость обеспечивает красоту всем, чем нужно, даже без забот о внешности). Это избаловывает и утверждает в мысли, что весь мир должен преклониться перед красотой только по факту ее существования.

Но проходит время – и красота начинает увядать, и вот тут начинаются безумные попытки ее сохранить, обеспечивающие пластическим хирургам хлебушек с маслом и белужьей икрой на долгие годы вперед. Более молодые и красивые забирают те бонусы, которые красавец или красавица привыкли получать без усилий, а в конце все ярче маячит жуткая перспектива окончательной потери своего главного достоинства.

Стареющие красивые люди склонны к суицидам по поводу надвигающейся старости в разы больше, чем остальные люди – ведь они действительно несчастны, потому что теряют единственное, что было у них ценного в жизни.

Если красота является единственным достоянием человека, он, как правило, не развивает свою личность, ему просто незачем этого делать. Все дается ему легче, чем всем остальным, красивому человека не нужно развивать коммуникативных навыков, не нужно развивать опыта общения с противоположным полом (отбоя от претендендов(-к) на руку и сердце и так нет), не нужно развивать силу воли и работоспособность, “за красивые глаза” он может получить почти все, что пожелает.

Единственное, что развивается в таких условиях, – это эгоизм и любовь к себе. И вот тут мы и подходим к тому, что старец говорил юноше, пришедшему к нему. У человека непривлекательного есть больше шансов иметь красоту духовную, чем у красивого. Потому что непривлекательным нужно составить конкуренцию красивым – с самого детства. Им нужно работать над собой: если у них нет красивого лица, то можно развить в себе другие качества, которые позволят компенсировать возможное отсутствие классических черт и точеной фигуры.

Нет прекрасных глаз с поволокой? Зато есть гибкий ум и остроумие. Нет фигуры подобной амфоре или широких плеч? Зато есть доброта и способность сострадать. Нет бархатной кожи, густых волос или стройных ног? Зато есть способность посмеяться над собой и рассказать что-то интересное… И в результате оказывается, что выигрывает тот, кто ставит на нечто, что исчезнет только в результате сильной травмы головы или смерти. Внутреннее оказывается чем-то более надежным и приносящим дивиденды, чем внешнее, которое исчезнет в ста процентах из ста – из-за времени ли, или из-за несчастного случая.

Я знала лично весьма красивую девушку, которая стала жертвой несчастного случая. В результате ожога она потеряла красоту своего когда-то действительно неординарного тела. Врачи подлатали что могли, но со времени травмы девушка носит только длинные, закрывающие руки до кистей и ноги до ступней платья, наглухо скрывающие фигуру. Я ни в коем случае не злорадствую – лишь пытаюсь сказать, что красота преходяща, и надеяться только на нее – это совершенно наверняка калечить свою жизнь, потому что эта надежда будет с неотвратимостью бегущих календарных дней будет разрушена временем.

У красивых людей в жизни гораздо больше соблазнов, чем у непривлекательных, однажды мудрая женщина, которую я знаю, сказала, что красивая женщина в жизни часто испытывает такие соблазны, что красота становится скорее бременем, чем радостью. Разумеется, соблазнами это называется с христианской точки зрения. Человек неверующий и исповедующий современную мораль скажет, что это не соблазны, а варианты, ведущие к бОльшему успеху. То же самое можно сказать и о красивом мужчине – он сталкивается с такими же соблазнами.

На моих глазах произошла трансформация одного весьма красивого молодого человека из скромного милого первокурсника в самовлюбленное эгоистичное существо, ради которого устраивались рукопашные среди студенток, и который не справился с чудовищной нагрузкой поклонения и обожания женщин, превратившись в неприятного нарцисса, который озабочен исключительно произведенным на окружающих эффектом.

На моих глазах развивались судьбы моделей, которые полагались только на свою красоту в жизни и малая часть которых оказалась устроенной в жизни, остальные же проводят время в борьбе с тем, что время налагает на их лица, скрывают возраст и пытаются жить прошлым, понимая, что будущее не принесет им ничего хорошего.

Та же мудрая женщина когда-то сказала мне поговорку: “Красивый муж – чужой муж”, то есть у красивого мужчины есть очень большой шанс оставить семью и уйти к другой женщине (кстати сказать, то же самое будет справедливым и относительно современной женщины, которая может оставить семью ради другого). С соблазнами бороться очень сложно, для этого нужно обладать большой внутренней силой и пониманием того, что в жизни самое важное, а что – второстепенное.

Не даром у русского народа есть поговорка: “Не родить красивой, а родись счастливой”. Красота – это не только подарок жизни, который обеспечивает удачный старт и последующее счастье. Красота – это тяжкое испытание, особенно для тех, у кого не оказалось за душой ничего, кроме нее.

Даже редчайшее сочетание красоты и ума не гарантирует жизненного счастья – напротив, когда человеку дано столь много, то и предъявляемые жизненные счета пугают своей серьезностью. Судьбы Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской, святой княгини Елизаветы Феодоровны (супруги генерал-губернатора Москвы, убитого революционерами в самом конце 20-го столетия, которая приняла мученический венец, будучи зверски убитой по приказу Ленина на следующий день после казни императорской семьи), княгини Ирины Юсуповой, супруги князя Юсупова, убившего Распутина, Нонны Орловой, сестры актрисы Любови Орловой и многих многих других женщин, несших на себе печать красоты и ума, говорят о том, что красота еще не гарантирует счастья. Стремление к ней, зависть к ней – это погоня за миражом, в конце пути к которому может быть не зеленый оазис, в сухие пески и скелеты умерших от жажды…

Красота в любом случае не главное, что есть у человека. Если она дана ребенку – нужно внушать ему это еще не все, что это лишь нюанс, который с одной стороны, может облегчить ему жизнь, но с другой – очень ее осложнить. И уж конечно нельзя дать ребенку основания поверить, что обладатель красоты имеет весь мир в кармане и еще пару коньков впридачу. Это совсем не так…

Обладатель красоты имеет крылья, которые со временем становятся для него тяжким бременем, если у человека не развита внутренняя красота души, если не развито чувство временности и скоротечности внешнего и вечности внутреннего… Поэтому не стоит расстраиваться, если красота не входит в число даров, которыми наделил Господь… Иногда так даже лучше…

2 thoughts on “Красота – бремя или крылья за спиной?”

Leave a Comment