Режиссёр Карен Оганесян
Клим это русская версия известного зарубежного сериала Лютер, это наш русский крутой парень.
Клим Рощин работает полицейским, на преступный мир он смотрит совсем по другому чем другие его коллеги, у него свои правила, свое чувство справедливости и если хитрые преступники и бандиты смогут откупится, дав взятку или запугав коррумпированных судей, то от Клима у них не получится спрятаться.
Сразу скажу, что “Лютера” я не смотрела, поэтому глядела на действо совершенно трезвыми и незамыленными глазами. Что имею сказать.
Первый канал что-то подозрительно полюбил маньяков и все, что с ними связано. Не успел симпатичнейший Константин Хабенский помереть в ванне, зарезанный подружкой-маньячкой, как явился миру еще один не менее симпатичнейший Константин, на этот раз Лавроненко, сыгравший не менее подорванного и раненного на всю седую голову опера Клима Рощина, дружащего с маньячкой, ловящего маньяков и самого являющегося маньяком и полным психом на службе российской полиции.
Антураж у Клима Рощина был под стать – город Петербург собственной персоной, который и так не слишком ярок и риодежанейрист, а снятый оператором в холодных серых тонах – добавляющий желания залезть под одеяло, закрыться с головой и помереть самому, пока не пришел маньяк и не прикончил молотком или бомбой. Нужно еще добавить, что по изысканности убийств и общей кровавости сцен “Клим” переплюнул все известные мне сериалы, а уж “Метод” вообще может тихо сидеть и не отсвечивать с его жжеными телами и висячими мертвецами. В “Климе” все было серьезно – и убитых детей там было больше, чем во всех сериалах про маньяков вместе взятых. Вообще сложилось впечатление, что сценарий писал сильно конченный человек, осуществляющий все свои конченные фантазии по списку, и не важно – оригинал мы смотрим или репликант.
Со времени “Молчания ягнят” тема маньяков разрабатывается со страшной силой, но только в последние годы маньяков на телеэкране развелось слишком уж много – и они откровенно достали. Если следовать этому стереотипу, так вокруг вообще одни маньяки: одни убивают, другие их ловят, третьи – тихо сидят в латентной стадии и только и ждут, когда рванет и можно будет сходить на улицу чисто помочить людей молотком.
Хочу нормальных сыщиков, нормальных психологов, нормальных ученых и нормальных членов их семей.
Потому что в окружении Клима (вернемся все же к герою описываемого сериала) – все сплошь куры, дебилы, совершенно конченные придурки и придурки, которым до полной конченности осталось совсем немножко. Немногочисленные коллеги из серии “ну еще нормально” при этом выписаны совершенно маловнятно и в действии практически не участвуют.
Что могу сказать по сути актерской игры. Лавроненко играет унылое чмо, ходящее по сериалу с видом волка в одном пальто на протяжении всех серий. Его герой настолько уныл, что как-то даже не задумываешься, почему у него и жена такое унылое чмо, и любовник жены – тоже унилое чмо, и начальники у него тоже унылые чмошники. Нет, я не об актерах, я о том, какие роли их заставляли играть. Не, это все режиссерская задумка, все понятно – но просто хорошим актерам приходилось играть унылых чмошников, и поэтому актерская игра как класс не присутствует даже по замыслу режиссера. Нужно просто как можно унылее ходить перед камерой и как можно унылее изображать тонкие душевные метания.
Вот кто реально поразил – это Олег Федоров и Денис Старков. Оба играли маньяков, оба отыграли просто офигительно. Первый – сыграл безумие так, что я просто онемела перед экраном. Второму без грима можно идти сниматься в фильмах ужасов, он просто одним голым лицом играл такое, что мне было не по себе вечером одной в комнате. Оба – просто снова доказали мне, что круче российской школы актерского мастерства на свете ничего нет и система Станиславского рулит нереально. Все, кто на Западе ее изучил – те могут называться актерами, остальные могут ходить по кину “Аватар” или “Звездные войны” и носить на себе метки для компьютерных эффектов. На большее – не годятся.
Что могу сказать в качестве общего и целого. Продолжение – буде оно выйдет, смотреть не буду. Лавроненко люблю, но в роли Клима он меня выбешивал. По кровавости и крезанутости сериал явно вышел на первое место в моем личном рейтинге. Так что в сад…
Интересно, как Вы думаете, почему тема маньячества и прочей психопатологии последние несколько десятилетий разрабатывается в культуре, как никогда раньше? Образ маньяка (или ещё какого-нибудь тяжёлого психически больного) в некоторых жанрах стал таким же обязательным, как в советском соцреализме образ партийного работника. Я уж не говорю про положительный образ гомосексуалиста (лесбиянки) – без него современный триллер выглядит как-то старомодно и даже реакционно.
Скажем, у Агаты Кристи маньяки и прочие сумасшедшие появляются редко, как экзотическая приправа. (ЛГБТ-сообщество она вообще целомудренно игнорировала). А, например, у Рут Ренделл (Барбары Вайн) – это, как правило, важнейшие персонажи. И если бы только у неё! Я уже понял, что не могу читать детективы, написанные после 1960 г. – в них столько психопатологии и безнадёжности, что я опасаюсь за собственный рассудок.
Расшатанное окно Овертона сделало нас малочувствительными. Чтобы расшевелить нас, нужны все более острые ощущения. Я отчетливо помню, что вырвала от просмотра первой в жизни гомосексуальной сцены (причем это была какая-то японская лента кабы не Куросавы, где показывались вполне невинные отношения самурая и ученика). Теперь – чтобы вызвать у меня рвотные позывы – я даже не в курсе, что мне нужно показать. То же самое происходит со всеми обывателями.
Нас уже не проймешь Джеком Потрошителем, нам надо чтобы мозги по стенам, кишки по крышам, ноги-руки за горизонт. Тема маньяков сейчас интересна для общества, ее разрабатывают. К ним приучают, нам объясняют их поступки, нас заставляют им сочувствовать вместо того, чтобы испытывать одно единственное желание – видеть этих уродов в лучшем случае в тюрьме на пожизненном, а в худшем – с пулей в затылке. Как только маньяки приедятся – наступит черед педофилов и инцеста. Вангую – что скорее будет инцест, во всех самых популярных новых сериалах эта тема появляется с завидной регулярностью.
Человечество расчеловечивают. Правда, мне другое интересно – пружина всегда распрямляется и маятник качается в другую сторону. Не удивлюсь, если еще чуток поживем и увидим новую охоту на ведьм.
В общем, всё по Серафиму Роузу, см. Nihilism: The Root of the Revolution of the Modern Age, Chapter IV (3).