“Адвокат дьявола” – проба пересмотра фильма другими глазами

The_Devil’s_Advocate

Вообще-то “адвокат дьявола” – это такая должность в католической церкви. При канонизации будущего святого нужен был человек, который бы собирал данные, препятствующие канонизации, его и называли адвокатом дьявола.

Когда мы смотрели фильм в первый раз, то больше следили за сюжетом и игрой актеров, сейчас же – получилось обращать внимание на детали. Скажем, персонажа Аль Пачино зовут Джон Милтон, Джоном Милтоном, как мы знаем, звали пуританина, английского писателя и поэта 17 века, написавшего поэму “Потерянный рай”, посвященную отпадению ангелов и падению человеков.

Hart_1

А это – деталь Вашингтонского Епископального собора, которую без труда узнавали в живом барельефе в кабинете Милтона и по этому поводу даже было судебное разбирательство.

Супруга Кевина Ломакса носит имя Мария-Анна, соединяя два библейских имени в одном, а единокровная сестра, призванная стать матерью Антихриста – зовется Кристабелла, “красивая христианка”.

Весь фильм происходят две вещи: главный герой Кевин Ломакс становится перед выбором и всякий раз делаемый выбор, происходящий как сделка с собственной совестью, приводит к еще более сложному выбору, в результате которого нужно пожертвовать еще некой толикой своей совести… И так далее. Покуда герой не остается перед самым главным выбором в жизни – и делает его.

А вторая происходящая вещь: герой Аль Пачино все время подталкивает Кевина к тому, чтобы он понял, кто перед ним. С момента первого появления – дьявол не особенно скрывает, кто он. Уже та знаменитая сцена на верхнем этаже небоскреба – совершенно явственно дает понять, кто именно способен вознести человека над миром и предложить власть над ним. В кабинете он вообще прямо заявляет, что является царем, князем мира. Не говорю уже о многочисленных намеках вроде любви к подземке, жертвоприношениях козлов или знания кучи языков.

Удивительно слушать монологи Милтона – это просто-таки канонические речи сатаны, где правда искусно смешана с ложью и запутывает слушателя в риторике и ложных силлогизмах. Вроде бы Милтон и призывает остановиться и позаботиться о жене, пожертвовать выигрышем процесса – но, как он и говорит, он – кукловод, выстраивающий обстоятельства так, чтобы выбор человека падал на грех. Игра на человеческих слабостях и грехах – любимое развлечение Милтона.

Поразил финальный диалог Ломакса и Милтона, напрямую отсылающий к Фаусту; когда я смотрела фильм впервые, то совершенно выпустила это из вида. Как и еще одну штуку – предлагаемые демоном вещи: удовольствия, власть, богатство, свобода от угрызений совести – совершенно не нужны человеку, потерявшему в этой жизни все, что он любил. Потерявший любовь человек, человек, который был способен на любовь – может отделить зерна от плевел и отчетливо понять, что есть ценности истинные и ценности ложные, потому что любить способна только живая душа, душа, в которой Божья искра не была погашена ни тщеславием, ни жаждой богатства, ни жаждой славы… Пока страсти не разъели душу настолько, что в ней выжжена любовь, – она способна понять, что является настоящим сокровищем этой жизни и различать добро и зло.

Еще при этом просмотре я обратила внимание на роль Шарлиз Терон. В 1997 году ей было всего 22 года и она еще не избавилась от юношеских округлостей и расплывчатости черт. Режиссеру удалось показать процесс преображения женщины от принцессы к замарашке – живая, яркая в начале фильма, жена Ломакса становится совершенно сожженой безумием в конце, а причиной этого является охлаждение к ней мужа, утрата его любви. Подсовывание вожделения вместо любви – любимая игрушка сил зла, Ломаксу вместо любви предлагали вожделение к Кристабелле. Мэри Энн вместо любви предлагали побрякушки жен других работников адвокатской конторы – шоппинг, выпивка, разврат от скуки…

Видно, что актриса была еще не слишком опытной, да и цветущую молодость сложно закрасить даже гримом в финальных сценах, но в принципе пара Ривз-Терон так прекрасно отыграли любовь, охлаждение, безумие, раскаяние – что недостаток опыта у актрисы практически незаметен.

Ривз хорош. Я люблю его во всех ролях, да и мужчина он очень красивый – но роль Кевина Ломакса одна из самых моих любимых. Пусть это фильм ужасов с элементами философии, но Пачино ни разу Ривза не переиграл.

Ну а роль Аль Пачино – это вообще классика, я бы даже сказала, что актер совершил вклад в мировую копилку образов дьявола, от Мефистофеля до Воланда.

Кстати, вот еще двое:

eremin

kinopoisk.ru
kinopoisk.ru

Это Владимир Еремин и Всеволод Кузнецов, озвучившие Ривза и Пачино в русском прокате. Не побоюсь этого слова – гениальная озвучка. Наши актеры даже получили премию ВВС – за прекрасную работу по дубляжу. Кстати, русский перевод фильма вообще шедеврален, не знаю, кто его делал, но делал качественнейшим образом. Больше всего меня бесит в русском дубляже то, что они вечно неточно переводят цитаты из Библии или молитвы – а тут комар носа не подточит. Команда переводчиков отработала на твердое “отлично”.

В общем, смотреть этот фильм глазами христианина оказалось замечательно – некогда скрытые смыслы перестали быть тайной, да и из экшена кино превратилось в притчу.

Leave a Comment