О “Черном квадрате” Малевича

Всю жизнь я была удивительно тупа и нечутка к тому, что называется современным искусством. Мировая живопись для меня закончилась на импрессионизме, а все, что появлялось позже, особенно если там в конце “-изм”, до сих пор – в лучшем случае вызывает скучливую зевоту. При том, что я часами умею виснуть в залах Рембрандта, Каруса или Кранаха, не умею разделять восторги публики перед полотнами Шагала, Врубель кажется мне гением, но совершенно не моим художником, Пикассо – вызывает отклик только до его кубистических экспериментов, а Дали мне нравился исключительно в подростковом возрасте за полное безумие на полотнах. С возрастом прошло.

Так что в этой живописи я не то, что совсем не разбираюсь: все, что нужно знать, я знаю и в своем время умела пускать пыль в глаза преподам в институте. Но от всего этого кубизма и супрематизма меня откровенно подташнивало и если был выбор не читать и не смотреть – я тут же им пользовалась.

И вот тут наталкиваюсь на цитаты из переписки Бенуа и Малевича. 1916 год, Малевич пишет, что черный квадрат – это “голая икона” и поэтому на выставке он размещает его в красном углу, призывая молиться публику на черную дыру. Бенуа ответил Малевичу, что “Черный квадрат” в белом окладе – это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню и заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведет всех к гибели.

На дворе стоял, повторяю, 1916 год – и мерзость запустения была близка как никогда.

Кстати, итогом написания антииконы для Малевича стала тяжелая болезнь и полное безумие, когда художник начал видеть людей квадратными, а себя – состоящим из 30 черных квадратов. У Врубеля безумие наступило после написания “Демона”.

И только прочитав выборки из этой переписки, мне вдруг стало понятна концепция этого квадрата-антииконы. На русской иконе фон золотой, реже – серебряный. Все фигуры стоят как бы на фоне чистого незамутненного света, а обратная композиция иконы освещает этим светом человека, вбирает молящегося в себя, делая его соучастником тайны богообщения.

Черный квадрат – квадрат тьмы, человек подходит ко тьме и погружается в нее. Нет в этом никакой философии, никаких глубин, кроме адских. Картина была написана как глумление над верой, повешена для глумления и те, кто искали и находили в ней неведомые смыслы, – становились объектами глумления сил, инспирировавших художника.

Интересно, настанет когда-нибудь время, когда люди перестанут восхищаться этой мазней и она перестанет быть дорогой живописью?

7 thoughts on “О “Черном квадрате” Малевича”

    • Осталось объявить его нетолератным и вуаля 🙂 никаких миллионов за картину

      Reply
  1. Тут … имеет место быть некоторая интересность… В Третьяковке когда-то была выставка на тему сочетания иконы и картин Малевича (была передача по “Культуре” с директором музея). Представьте себе 300-летнюю икону, в которой написан крестный ход со своей иконой. Та маленькая, “внутренняя” икона смотрелась именно “Чёрным квадратом” (иконы в принципе чернеют от олифы). Т.е. из ИКОНЫ творение Малевича вынуть можно. А вот обратный ход не работает…
    И ещё. В каком-то дремучем, кажется, 1933-34 году Малевича ненадолго пригласили на Лубянку (кажется, на пару месяцев). Что Вы думаете?.. Общение с крайне неромантичными товарищами придало творчеству Малевича новый импульс: следующий этап его творчества был отмечен картинами в стиле Кватроченто. И что было источником вдохновения?..

    Reply
    • Далила, спасибо за дополнение, я товарищами, которые Пушкина с парохода современности сбрасывали – интересовалась крайне мало. Занимательные у них нюансы биографий

      Reply
  2. “Пушкина с парохода современности” – это всё равно примазаться к Пушкину. Готовлю лекцию “В.В.Маяковский – Онегин своего времени”. Есть чудесное фото – Маяковский в облике пушкинского героя + факты жизни и творчества.

    Reply
    • Трагическая судьба была у Маяковского. Все думаю, родись он в другое время, оставил бы он след в Русской литературе?

      Reply
  3. У Малевича в 15 году, в год, когда был написан квадрат, умер единственный сын. Есть распространённая версия, что именно это событие и чувства, связанные с переживаемым, и есть этот самый квадрат… У меня в момент моей собственной трагедии почему-то именно эта история и ассоциация всплыла в памяти – просто никаких не то, что цветов, но и оттенков, не говоря об образах. Просто чёрная боль, просто смотришь в свой собственный, никем настолько глубоко и страшно не ощущаемый и не понимаемый, чёрный квадрат. Так что, кто знает..чужая душа – потёмки.

    Reply

Leave a Comment