“Погода на август” – фильм, сформировавший личных тараканов

Вы не поверите, но давеча, выйдя на ютубовский отрывок о советском представлении о красивой жизни на Западе времен холодной войны, я набрела на сильно забытый фильм Рижской киностудии “Погода на август”.

Тут же его и глянула, испытав невероятное погружение в собственное детство.

Ну мало того, что я вспомнила время, когда советская Прибалтика была обычной Союзной республикой, отличаясь от нас только тем, что там было с продуктами и тряпками повеселее, так еще и вдруг осознала, откуда у меня штрихи к портрету родного и дорогого анимуса (то есть идеала мужчины, формирующегося у девочек под влиянием многих факторов, от личности отца до персонажей фильмов, сказок как персонификаций коллективного бессознательного).

Речь в фильме идет о летнем месяце из жизни прибалтийского мальчика Ильмара, переживающего первую любовь к девочке Инге – и едва не случившуюся семейную драму, когда маманя семейства в исполнении Мирдзы Мартинсоне захотела поступить максимально феминистично: уйти из семьи вслед за юношеской любовью прямиком из городу Парижу (великим органистом, не вылазящим из зарубежных гастролей), обещающим даме возобновление певческой карьеры, похороненной под семейной жизнью с русским мужем и сыном-подростком.

Драмы не происходит, но весь фильм посвящен именно этому короткому периоду взросления мальчика, превращающегося в юношу.

Сидящая рядом родная и дорогая дочь изо всех сил потешалась над нарядами, атмосферой 80-х и прочими нюансами, а я, открыв рот, сидела и понимала, что совершенно забытый фильм 1983 года не просто подтолкнул, а пнул пинком формирование во мне идеального мужчины.

Мальчик Ильмар в фильме – весьма самостоятелен, интеллектуален, предпочитает дела словам, а бесперспективную туманную романтику ни о чем – романтике поступков. Вместо того, чтобы посвящать девочке Инге стихи – он ведет ее в ателье и делает ее красивый портрет. Вместо сорванных на ближайшей клумбе цветочков (кстати, приносимых несостоявшимся любовником Ильмаровой маме) – он покупает одну красивую розу и очень необычно ее преподносит. Он не выделывается, не ломается и не корчит из себя нечто – он просто является кем-то, является настоящей личностью.

И вот тут, вдруг обнаружив через 33 года цельный кусок собственного анимуса, я вдруг ревниво замечаю, что та самая девочка Инга – клон Ольги Машной, но с очень, ОЧЕНЬ глупым лицом 🙂 И самой смешно – как на самом деле все у нас в психике взаимосвязано, даже если мы забываем, откуда к нам явились наши родные и такие привычные тараканы.

На самом деле забавно – прожить с мужем 20 лет и обнаружить, что его ухаживания явились самыми совпадающими с поведением мальчика Ильмара из кино 1983 года, и понять, что во многом и муж-то выбран потому, что когда-то в детстве идеал был сформирован обыкновенным латышским кино.

Leave a Comment