Слушайте, а вы заметили, что и в России, и в мире, параллельно друг другу произошли два события? В России народ, наконец, написал петицию с просьбой убрать из новогодних эфиров геронтошоу Аллы и Ко, а в США и на Западе вообще – народ стал раздражаться от бесконечных “маршей протеста” и “речей протеста” против Трампа от бесчисленных актеров лицами, певцов ртами и танцоров ногами?
Для меня достаточно интересным является тот факт, что эти события, казалось бы, совершенно с друг другом не связаны – но одновременно они показывают то, что у современных людей начали смещаться ориентиры и идеалы. Если поколение наших бабушек и даже мам еще считали людей талантливых, коими, безусловно, являлись многие артисты, певцы и композиторы 20 века – некими моральными и профессиональными ориентирами, то в веке 21, веке вопиющего, абсолютно явственного и видимого даже обычному обывателю непрофессионализма – все начинает изменяться.
Ну посудите сами: Шостакович, или Ростропович, Рихтер или Пастернак, Калатозов или Тарковский – они ориентиры? Ну еще какие! Обладающие талантом, вознесенные над толпой нас, обычных людей, одаренных тут и там по чуть-чуть, они вызывали восхищение и подсознательное желание слушать и слышать то, что они говорили. Нам казалось, что если они талантливы – значит, этот талант распространяется на всю их личность. Кстати, в общем и целом так оно и было, и особенно это касалось корифеев русских/советских, сумевших не растерять выдающиеся личностные качества в эпоху проживания в стране, где донос стал явлением обыкновенным, и часто приносящим не только моральное удовлетворение.
Шло время, мельчали герои, и, наконец, им на смену пришли типажи “соседей по улице”, причем это касается как внешности, так и внутренности. Ушла пора титанов, талантов и гениев, и все, что нам осталось, – восторгаться тем, что у нас есть. На безрыбье, как говорится.
И мы продолжали это делать – по привычке аплодировали “мэтрам и корифеям”, из ностальгии смотрели передачи с их участием, где по большому счету было неважно, как и что поет кумир – а важно было, что вот он еще поет, а значит – мы не так уж стары, а значит, еще зажжем, не закоптимся.
И вот как-то за этими просмотрами и ностальгированиями мы и не заметили, что кумиры эти внезапно возомнили себя не скоморохами, шутами, чья работа – развлекать нас за наши кровные. Нет, они возомнили себя королями, монархами – благо, монархий в мире хоть и осталось раз-два обчелся, но все они какие-то ненастоящие, несерьезные, декоративные, оставленные народами из любви к старине. И чем больше проходило лет, тем серьезнее оказывались претензии скоморохов на троны, короны и скипетры. Пусть не во дворцах, а в наших головах – но претензии были серьезными, с эпическим размахом и тенденциями к единоличному господству.
Более того, отношение к публике у этих скоморохов тоже изменилось – на все то же монархическое. Народ стал для них толпой, быдлом, массой, которая, копошась у их бриллиантовых поднебесных башен, может только восхищаться, восторгаться и “хавать” все то, что кумир изволить бросать к общественным ногам. Хоть жемчуг, хоть помои, хоть старые заношенные тряпки, хоть – кости с барского стола. Скоморохи решили, что их мнение может стать витально важным для этой копошащейся внизу массы – и честно говоря, какое-то время после ухода титанов так и было. По инерции, пока еще действовало обаяние могучего гения, зажигающего сердца своим даром.
Но в том-то и дело, что нет больше Шостаковича, а есть – Игорь Крутой. Нет больше Ростроповича, Сары Бернар, Рихтера или Пастернака. Есть Ванесса Мэй, Боб Дилан и Мэрил Стрип. Как говорится, чем богаты… И это еще не Кэти Перри и не, прости Господи, Мэрайя Кэрри. И вот когда они начинают нам рассказывать, как нам думать, кого выбирать и что слушать… Вот тогда наступает предел, усугубленный мировым кризисом и тем прискорбным фактом, что как ото проводила юродивая Паша в начале 20-го века из Дивеева правду на небо, так пока та правда к нам и не возвращалась. Привыкнув к океану лжи вокруг себя, привыкнув искать зерна правдоподобия, даже не правды – среди рассыпанной по полу смеси риса, чечевицы и проса лжи, страшной лжи и статистики – мы вдруг вспомнили, что истинные ценности могут стать настоящим сокровищем, а притворство и беспринципное “флюгерство” нас и так задолбало в информационном просторе, чтобы еще откушивать его из зажравшихся клювов продажных лицемеров, именуемых “авторитетными звездами”.
Ну вот, собственно, мы и дожили до того времени, когда задолбанные “авторитетными мнениями” “лохи, биомасса, быдло” и так далее, не буду продолжать список ласковых наименований нас, болезных, решили напомнить скоморохам, кто они есть на самом деле.
Только западный народ взбеленился по поводу диктата, кого выбирать и что по поводу выбранного думать, а русские – взбеленились по поводу того, что даже мордой в салате на новый год уже невозможно слышать всю эту тусовку из дома престарелых, безбожно застрявшую в начале 90-х. И если западные скоморохи сильно рты не раскрывают, толерантно призывая народ выходить протестовать против еще не вступившего в должность президента – то скоморохи российские опустились на самое донышко. Начав огрызаться, употребляя все те же слова о “быдле”, “уродах” и “алкашах”. Совершенно не подозревая, что время кумиров ушло. На ближайшие годы – точно. Непрофессионал не имеет морального права диктовать публике свою волю просто потому, что в этой публике сидят люди, которые тоже умеют немного петь, немного рисовать и немного играть на гитаре. Непрофессионал не имеет права рассказывать, как кому-то поступать, не обладая железобетонной аргументацией “я талантлив и умею делать то, чего ты никогда не сумеешь, а значит – я могу и в других отраслях знать то, чего ты не знаешь”. Не ушедший вовремя кумир – перестает вызывать восхищение, и когда публика удовлетворит свое любопытство “ну сколько там появилось новых морщин и бросил ли ее молодой муж” – его начнут оплевывать и осмеивать те, кто еще недавно бросал к ногам цветы и непросохшие от слез платки. Любовь толпы – ветренее любви куртизанки. И вовремя не понявший этого – оказывается ниже толпы, презираемый и оплеванный ею.
Зря, очень зря геронтотусовка Аллы Б. Пугачевой раскрыла ротики в адрес публики. Нет, они еще потрепыхаются, они еще могут поогрызаться, считая, что если они бухают с чиновниками, они ограждены от неминуемого коллапса карьеры. Но самое интересное для меня – то, что петицию против компании арлекинши всея эстрады подписали сотни тысяч людей, а вот за – десяток. Это должно намекнуть скоморохам, что если они будут продолжать в том же духе, то однажды в зале клуба при стадионе какого-нибудь райцентра могут повесить афишу “концерты отменяются, билеты не проданы”.
Да и вообще, судя по всему, время готовит нам интереснейший кульбит – у людей больше не осталось желания искать в шутах авторитет. Место вакантно – и крайне интересно, кто же его займет.
Ирина, разделяю вашу радость по поводу того, что народу надоели эти самые скоморохи. Хотелось бы надеяться, что несмотря на все свои деньги, связи и прочие преимущества все эти Киркоровы, Галкины и т.п. уступят место более достойным. Если более достойные найдуться – проблема ведь и в том, что общий уровень очень низок.
Но с чем бы не согласился – так это с тем, что идеи даже очень талантливого профессионала в том, что не касается его профессии, непременно представляют собой большую ценность. И творческая интеллигенция тут не исключение.
Маяковский, например, считается гением (я, правда, его не люблю), но в жизни это был несчастный глупенький мальчик, который так и не сумел повзрослеть и занимался в основном тем, что эпатировал почтеннейшую публику. Что касается его политических взглядов, то тут, что называется, комментарии излишни.
Есенин, несомненно выдающийся поэт, тоже был человек незрелый и больной на всю голову. Его личная жизнь – одна большая катастрофа. Не удивительно, что и его духовный путь тоже шёл под горку – от ранних благочестивых стихов про богомолок, идущих на канон, до “мать моя Родина, я – большевик” и гомоэротических излияний.
Про Цветаеву вы всё знаете. У неё случались гениальные прозрения и интереснейшие наблюдения, но все они густо перемешаны с проявлениями гордыни, чувственности и таким количеством психологических проблем, что хватило бы на десяток диссертаций. Так что общий результат представляет собой дикий хаос, из которого мудрость приходится выбирать по крупицам.
И то, что все эти три гениальных поэта окончили жизнь как самоубийцы, нельзя списывать только на трагические условия жизни. Такие гордые, страстные и разнузданные люди в любых условиях входят в группу риска по самоубийству.
Художественная гениальность вовсе не подразумевает великой мудрости, а что до профессионализма – то тут, что называется, “суди не выше сапога”.
А уж считать актёров, певцов, да и тех же писателей “моральными ориентирами” просто смешно. Высоконравственная жизнь в этой среде всегда была скорее исключением, чем правилом.
Антон, я, наверное, неправильно выразила мысль. Хотела сказать, что раньше люди прислушивались к мнению талантливых людей, потому что срабатывал механизм “если кто-то выше меня по одаренности, то он и мудрее меня тоже”. А сейчас, когда таланты задвинуты Бог весть куда, а вокруг – одни непрофессионалы, даже вот эта логическая связка не функционирует.
По поводу гениев – совершенно с Вами согласна. Для меня вообще авторитетом не может быть человек творческий, хотя бы потому, что у них область логики всегда подавлена, а без логики разбираться в жизни сложно, на одних чувствах далеко не уедешь. Что, собственно, и подтверждали истории жизни талантливых людей.
А я Пушкина вспоминаю: “Когда толпа поносит гения, то кричит, что он, мол, низок, как мы! Порочен, как мы! Врёте, гады! Он и низок, и порочен ИНАЧЕ”. (цит. по памяти)
Понимаете, вот Пушкин для меня абсолют. Наверное, во всём. Сразу. Без оговорок. Маяковский-Есенин-Цветаева не гений, но талант, безусловно. Т.е. моё принятие их с оговорками. Скоморошья камарилья – бездари безоговорочно. Но ведь то Я (умница-раскрасавица-королевишна). А то другие люди, у которых может быть другая “тчкзерния”, как, например, у Натальи (внизу)
Кстати, Рихтер Тарковского не любил именно как художника: “Зачем надо было сжигать корову в кадре реально ?(“А.Рублёв”) Что, таланта для создания у зрителя боли сопереживания не хватило?!” (слышала от его сестры)
Крикливые бездари будут востребованы всегда. “Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман”. Вся фигня в том, что сейчас Пушкина нет. А может, он сейчас в пелёнках кувыркается?
Я недавно читала статью о том, что в современных условиях рождение Пушкина невозможно… Язык примитивизировался – и становится еще примитивнее с развитием интернета. Не знаю, действительно это так или нет…
Думаю, если принять Ваше мнение, то именно языковой тупик и был во многом “предпосылкой” для рождения АСа, который “наше всё”. Ведь именно он и создал русский язык, а не “Херасков какой-то! – Костик , не выражайтесь!” (“Покров.ворота”)
Я-то думаю, что Пушкин, к сожалению, не скоро появится (“Эх, время, в котором стоим!” – Ф.Искандер), но русский язык отнюдь не примитивизировался, хотя СМИ+ТВ+интернет старались. Это самовоспроизводящаяся и самозащищающаяся изнутри система. Язык пробует на язык (ага!) всё, в т.ч. и всякую дрянь (родной мат, например, неистребим, но его виртуозов очень мало, и они непубличны), а всё несъедобное выводит из себя всяким манером. Но всякое доброе слово присваивает, склоняет, обкатывает, любовно пестует – развивается, одним словом! Вот когда критическая масса нового русского языка (может, лет ч/з 100?) накопит в себе потенциал – вот тогда и народится новый Пушкин, который, думаю, и перед “старым” склонит свою весёлую свободную главу… Но понесёт в люди что-то новое, ядрёно-пушкинское, под чем и Ветхий Пушкин подписался бы… (Наверное, меня занесло: Пушкин пока что единственный, не Ветхий, не Новый, но тоже “Завет”, для меня уж точно.)
Далила, может быть. Я знаю, что языки – живые и как любое живое существо, они развиваются, растут, стареют и умирают. И как любой филолог – одним из доказательств бытия Божия считаю существование языка 🙂 Потому что мало что является настолько мистическим и непостижимым в этом мире (лично для меня).
Поэтому тоже думаю, что при достижении некой точки невозврата – произойдет какой-то качественный скачок, самонастройка системы. Ну вроде как от Фонвизина через Карамзина и до “нашего всего”. Потому что я считаю, что пика прозы мы достигли в Булгакове. А Булгаков – это даже не сто лет назад, это немногим больше полувека назад. Так что есть куда деградировать еще… А потом – внезапно рррраз – и снова Пушкин родится 🙂
Почитал, и Андрюшу Макаревича вспомнил, из “Машины времени”. Тот-же пример. Тот-же синдром, что и у Аллы Борисовны.
Недавно узрела светоча. Он становится похожим на упитанного хамелеона.
Ирина, возможно, это я вас неправильно понял. Со мной бывает.
Что касается логики и чувств, тут не всё однозначно. Без логики, конечно, не обойтись, но и без чувств тоже. Интуиция ведь развита именно у людей, у которых хорошо развиты чувства. И она порой позволяет мгновенно понять какие-то вещи, до которых логически пришлось бы доходить долго и мучительно. Кстати, одна из любимых тем Олдоса Хаксли – зрелый умнейший мужчина (великий учёный или ушлый миллионер), который в своей сфере деятельности благодаря выдающемуся рациональному уму достигает больших успехов, в личной жизни остаётся наивным и беспомощным, как тринадцатилетний мальчик. И может стать лёгкой добычей для умелой манипуляторши, неспособной освоить даже таблицу умножения. Или для мошенника, уверяющего, что он обладает какими-то таинственными сверхзнаниями.
Но падшая человеческая природа помрачает в нас всё – и рассудок, и чувства. Обманывает и то, и другое. И чем больше в человеке гордыни, тем страшнее бывают его заблуждения. Особенно, когда он берётся решительно судить о том, в чём плохо разбирается.
Что же касается авторитетности актёров в политике, об этом хорошо написал Теодор Далримпл (вот у кого с логикой всё в порядке): http://takimag.com/article/taxicab_confessions_theodore_dalrymple#axzz4WBii7e7C
Да, Антон, на наших глазах состоялся брак светоча математики из Лозанны с чудовищной блондинкой из украинского села. Я буквально валялась в ногах у математика (он был нашим другом), чтобы он не торопился и не делал глупостей. В результате блондинка победила, а бедный математик раз и навсегда отказался с нами даже переписываться. Ибо – мы стали врагами и пытались помешать ее блестящему браку и переезду в Швайц непосредственно из селища с подсобным хозяйством и туалетом типа сортир во дворе. Судьбоносная встреча столь разных людей состоялась в Луганске, где блондинка сразила математика своим появлением в мини и люрексе в каком-то летнем кафе, где он пил кофе, будучи в командировке по какому-то там научно-студенческому поводу. Я при нем состояла переводчиком – но в тот день не находилась рядом. В общем, я не знаю, чем все закончилось, однако, подозреваю, что ничем хорошим.
Там, где развита сфера логики, сфера чувств всегда подавлена. И наоборот.
И спасибо за статью. Собственно, согласна с автором
Респект боевой подруге. “Физтех блондинке не помеха и не защита от неё?” Уравнение жизни она решила лучше: ночная функция дневную завсегда переинтегрирует… Честно говоря, не удивлена: женственная округлость завораживает сильнее дифуров. Блондинка почуяла какой-то многовековой провал в чувственном поле математика. А не фиг запускать эти свои поля! Там своя гравитация и свои гравитаторши!
Ирина, здравствуйте. Я на Новый год за хлопотами как-то не удосужилась посмотреть, что там за шоу на Первом канале. Но на Старый Новый год был повтор, и мы с мужем специально посмотрели, чтобы иметь представление о том, что же там такого было, что народ написал петицию. И Вы знаете, а нам понравилось! И не были там вовсе одни старперы, а как раз наоборот- много молодых, в том числе ребята из шоу “Голос”. Да и наши старые и уютные кумиры – чем они плохи? В общем, не поняла я из-за чего весь этот сыр-бор.
Ну а Киркорова я вообще очень люблю)) Считаю его замечательным певцом.