Узнали ли бы мы Спасителя?

Собственно, долго размышляла об этом, и долго же не решалась писать.

Представляю себя жительницей Иудеи того времени… Благообразной, избалованной чудесами и пророками, принадлежащей к народу, который помнил десять казней Египетских и сорокалетнее блуждание по пустыне с чудесным образом появляющейся манной и перепелами, насылаемыми Богом, когда манна приедается. И магия, магия пропитывает воздух, и не просто магия нашего времени с увешанными побрякушками шарлатанами из “битв экстрасенсов”, а та магия, против которой постоянно предупреждали пророки – “не лезьте, не лезьте туда, ибо это богомерзко”. Та магия, которую побеждали только с помощью Бога, та магия, которую еще не ограничивало воплощенное Слово.

В общем, представляю себя эдакой обывательницей, явно самосознающей принадлежность к избранному народу, живущей в особенном мире, где чудо – вещь достаточно обыденная (вон в Силоамской купальне иногда ангел возмущает воду и любая болезнь отходит от болящего; совсем пожилые люди могут вопреки всей физиологии рожать детей; везде много пророчиц и прорицателей и они явно говорят правду) – и все ожидающей Мессию, который избавит от римского ига, поставит, наконец, свой народ выше всех, выше гоев…

И тут появляется Некто, о котором начинают говорить на всех площадях. И чудеса Он творит доселе невиданные – исцеляет больных, кормит тысячи людей, воскрешает мертвых и изгоняет бесов. Но с другой стороны… Сын плотника, то есть очень уважаемого работника, чей труд всегда нужен… С кем Он общается…

С рыбаками, мытарями, блудницами… Перевожу на современный язык – он общается с полуграмотными работягами, коллекторами, проститутками, бесноватыми бомжами, убогими калеками… Он садится за стол с теми, кого я и за людей бы не считала, будучи иудейкой. Снова ищу аналогии с современными понятиями – кто там у нас считается самыми незатейливыми: цыгане из грязных наркоманских поселков? Заскорузлые чукчи или ханты из дальних становищ?

А людей уважаемых, ну вроде нынешних священников православной церкви и профессоров духовных академий, – Он называет “порождениями ехидны” и сравнивает с пафосными гробницами, полными скверны и гнили… Упрекая их в двуличии и лжи.

Все время думаю – да как же можно было узнать Его? Действительно никак, только Духом Святым, никак иначе… Поверить Тому, Кто делает все совсем не так, как обещано теми самыми фарисеями и книжниками, ну то есть как если бы уважаемые православные батюшки и профессора богословия обещали и описывали одно, а на деле происходит совсем другое. И нужно отбросить авторитет этих самых батюшек и поверить сердцем Тому, Кому не получается поверить разумом.

Помните тот случай, когда накануне Крестных мук пришла женщина, разбила сосуд с миром и начала молча помазывать Христа, предуготовляя Его к смерти? Первая мироносица в истории. Одна из стихир называет ее женой “злосмрадной и оскверненной”… То есть она была правда блудница, и она была действительно блудницей низкосортной… Представьте себе – самую опустившуюся опухшую и грязную портовую шлюху, плечевую с трассы, покрытую сыпью вторичного сифилиса… И вот она – узнала в Христе Бога, и задаешь себе тот же вопрос: а ты бы – узнала? И ответ удручает – да вряд ли… Ее, падшую, Господь избрал стать первой мироносицей, а подумаешь – ты-то, вся из себя вроде как благообразная и правильная, могла бы быть избрана, чтобы понять, узнать, Кто перед тобой?

Вот напрашивающийся ответ – заставляет грустить. Потому что грош цена всей этой благообразности и правильности, если начинаешь вдумываться, какая их цена на самом деле.

Так что остается только возблагодарить Бога, что мы рождены тогда, когда мы УЖЕ знаем, Кто такой Христос. Что нам не пришлось проходить ту ломку, через которую проходили апостолы и ученики Христа, Его близкие. Нам не приходится отказываться от всего мировоззрения, ломая и корежа его осознанием того, что Мессия – не будущий царь, за место по правую и левую руку которого нужно бороться, подобно сыновьям Зевведеевым, что не будет никакого свержения римского ига, что не будет никакого возвеличивания народа и воцарения над гоями. Что произносящий страшное – “Аз есмь”, слыша которое первосвященник разрывает одежды и более не нуждается в лжесвидетелях, действительно и есть “Тот Самый Аз Есмь”, то есть Бог. И что Его миссия, которую Он вынужден все время объяснять, как терпеливый учитель глупым ученикам (а в Евангелиях все время видно, как Христос подолгу, терпеливо, при помощи притч и бесконечного повторения одного и того же вынужден объяснять, Кто Он и зачем пришел в этот мир) – заключается не в спасении одного народа, а в спасении всего мира. И что спасение это – будет не при помощи легионов ангелов и прочих небесных знамений и чудес, а при помощи жуткой, страшной, чудовищной казни, самой болезненной и унизительной из изобретенных падшим человечеством.

Они видели, какие чудеса Он творил, они смогли попробовать поверить, что Он – Бог… Но какая вера осталась после поцелуя Иуды? Какая вера осталась после того, как они увидели издевательства солдатни и глумливый вой и хохот толпы, еще несколько дней назад оравшей “Осанна!” – и тут же осатаневше оравшей “Распни Его, кровь Его на нас и на наших детях”? Какая вера осталась после того, как увидели суетящегося Пилата, настолько потерянного, что тот умудрился наказать узника два раза, бичевав и после бичевания обрекшего на казнь, то есть нарушившего Римское право… Да еще показательно умывшего руки перед презираемой толпой. Какая вера осталась после того, как шуточки жадной до развлечения толпы о “сойди с креста, спаси себя, где же твои легионы ангелов” – остались без ответа?

И рядом распяты два уголовника, разбойника, которые тоже ругают и поносят Его… Только потом один раскаялся – и в самый свой последний час тоже сумел разглядеть, Кто страдает рядом с ним на кресте…

А потом – какая вера останется у тех, кто снимал с креста истерзанное тело Бога? И даже обмыть это тело уже не было времени, нужно было хоть как-то натереть его благовониями и предать земле… В спешке, торопливости. Как они сидели потом в темной комнате, пока весь остальной Иерусалим праздновал Песах? Что думали они в эти страшные часы, когда надежды больше не было? И верить было не во что?

Мы – привелигированные люди по сравнению с ними. Идя сегодня со свечами за Плащаницей, мы ЗНАЕМ, Пасха БУДЕТ! Он воскреснет, Он обязательно воскреснет, Он ведь спас мир, Он обрушился в ад и ад ужаснувшись – изверг всех, кто был его пленником от начала времен. Мы спасены – Он нас спас, заплатив ужасную цену, страшную, непостижимую цену Бога, встретившего смерть и искупившего нас. Мы – все это знаем. А они – не знали. Они потеряли всякую надежду – и не могу представить, оставалась ли у них хоть какая-то вера. У самых близких Его апостолов… У Его друзей и учеников… Наверное, только Мать верила вопреки всему – только Она.

И вот понимая все это – еще раз повторю: какое счастье, что мы родились в наше время и ЗНАЕМ, что Христос – Бог и что Пасха – будет. Слушая пронзительные 12 Евангелий о страстях Христа, встречая Плащаницу и погребая Бога, мы все время знаем, что скоро зазвонят колокола и мы будем христосоваться, восклицая, что Он воскрес! Он воскрес и смерть побеждена, ад побежден, мы можем наследовать вечную жизнь. Какое это счастье и какая радость – понимать, что ты рожден тогда, когда Бог уже раскрыл Себя, потому что если думать об альтернативах… Ничего утешительного в голову не приходит. Даже на разбойника, в последний час жизни понявшего, Кто перед ним – и то не тяну…

В этом и есть главная милость Бога к нашему паскудству – нам Он дал привилегию Знать, Кто Он…

6 thoughts on “Узнали ли бы мы Спасителя?”

  1. Ирина, я бы всё-таки не стал сравнивать нынешних православных священников с библейскими фарисеями.

    Я в Церкви очень давно, много видел разных священников, с некоторыми общался и общаюсь довольно близко. Среди них мне встречались разные люди – от святых подвижников до людей, прямо скажем, неадекватных. Но не могу вспомнить ни одного, который бы напомнил мне фарисея. Среди тех, кого я хоть сколько-нибудь близко знал, я не встречал ни одного, кто гнушался бы грешниками, превозносился бы перед ними, давал почувствовать, что он существо высшей породы. Наоборот, ни от кого я не встречал такой любви, такого понимания, такого уважения к себе, как от священников. Даже когда приходил на исповедь с большими грехами. При том, что я отнюдь не спонсор, а скорее “потребитель духовных услуг”.

    Знаю только одного (знаю не близко, а просто вижу в храме и слышал несколько его проповедей), который и впрямь неуважительно относится к людям. Но опять же, это не фарисейство, а какой-то душевный недуг. Он презирает не избирательно всяких там наркоманов, проституток или алкоголоиков, а всю свою паству, а также всякую власть и всякое начальство, а себя считает героем, противостоящим косной массе и “истэблишменту”. Этакий бунтарь-одиночка. Судя по всему, он просто психически болен.

    Возможно, священники фарисеи и впрямь существуют, но я их пока не видел. Ни в России, ни в заграничных русских церквях, где мне доводилось бывать.

    Поэтому, я вас очень прошу не бросаться голословно такими обвинениями. Если у вас был личный опыт общения с такими священниками, поделитесь (лучше, конечно, не называя имён). У меня такого опыта не было.

    Поймите меня правильно, я не идеализирую наше священство. Я знаю о многих слабостях многих батюшек, порой довольно серьёзных. Но вот фарисейской гордыни, самодовольной и самоуверенной самозванной праведности я у них никогда не видел.

    Reply
    • Увы, Антон, буквально недавно моя очень близкая подруга (не буду называть российского города, иначе ситуация тут же просчитается), поведала мне, что священника их храма выслали на Север за идиотский “проступок”. Он не обеспечил явку детей епископу на одно из мероприятий. Священник вынужден был оставить семью с четырьмя детьми, один из которых младенец – и уехать действительно туда, где только чукчи, нерпы и редкие русские корабли. Срок ссылки не определили – наказание же. Семья осталась одна, прихожане вот тянут, помогают, как могут. Вместо него прислали священника. Нет тридцати, выскочка и выдвиженец, сын своего папы, немалого чина. В общем, в храме не осталось прихожан, потому что когда вот такой вот пастырь начинает отчитывать и регента, и сорокалетних мамок, и старух – причем с апломбом и с употреблением весьма некультурных слов, тем более странных из уст пастыря – люди просто уходят. Подруга говорит, что он всем своим видом демонстрирует, насколько все должны ему ноги мыть и ту воду пить. А подруга моя – воцерковленная так, что не мне чета.

      Храм оказался пустым. Когда паства прощалась с прежним священником, буквально стоял вой, батюшка был большой молитвенник и детей, собственно, не обеспечил именно потому, что погода была ужасная и он детей просто пожалел. Мамы пришли – была явка, только не тех, кого надо.

      История абсолютно правдивая, и это я еще без подробностей ее рассказываю.

      Мы, Антон, с Вами сейчас в очень выгодном положении. Я о канадских священниках слова худого сказать не могу, а наш батюшка, дай ему Бог здоровья, – образец пастыря. Но вот на родине у нас – всякое происходит. И лучше бы иногда не знать этого… Потому что вспоминается 1917 год…

      Reply
      • Ирина, возможно, меня Бог и в самом деле берёг от встреч с фарисействующими священниками, и поэтому у меня о нашем священстве очень хорошее мнение.

        Мне Церковь – и, прежде всего, в лице священников – очень много помогла в жизни, можно даже безо всякого пафоса сказать, что я бы без них мог бы и не выжить. Поэтому я очень болезненно реагирую на всякие недоброжелательные высказывания о нашем духовенстве, о Церкви вообще, о православной вере. Наверное, это глупо, но я воспринимаю их как посягательство на мою собственную жизнь.

        Что же до описанного вами случая, что ж, наверное, так всё и было. Очень больно о таком читать. Я тоже слышал о похожем, хотя менее ужасном случае: в одном из московских храмов сменился настоятель, и нескольких человек, в том числе, одну знакомую мне благочестивую женщину, выселили из комнаток в церковном доме, где они жили. Денег на съём квартиры у моей знакомой не оказалось, ей пришлось оставить работу в церковном издательстве и вернуться к родителям в Мордовию. Сейчас она там трудится в соборе, за очень маленькую зарплату, но, надо сказать, не жалуется и воспринимает случившееся, как волю Божью. Вера её не ослабела.

        Так что, да, пожалуй, вы правы, бывает в Церкви всякое. Но всё же, за многие годы в Церкви у меня сложилось мнение, что средний нравственный уровень православных священников, по крайней мере, в России, ощутимо выше среднего нравственного уровня населения в целом. По моим наблюдениям, есть небольшое количество действительно недостойных пастырей, есть небольшое количество святых, высокодуховных отцов. А основная масса – искренние, добросовестные труженики, со своими слабостями и ошибками, но, в целом, хорошие, чистые люди.

        И вера у нас всё ещё живая и тёплая.

        Reply
        • Антон, а меня тоже Господь Бог хранил от таких встреч. Мы воцерковлялись не в России, поэтому в России видели только монахов, когда приезжали туда в гости – и вот они давали такое тепло и свет, что до сих пор он греет душу. У меня тоже жизнь складывалась так, что церковь стала единственным спасением жизни – и нам, и ребенку. Поэтому когда я слышу такие истории (а верю я только тем, которые рассказаны совершенно вменяемыми людьми, которые и сами верующие, и не будут наговаривать и лгать) – мне очень больно. Потому что сейчас нигде нет в мире правды, и когда вот так правда уходит из того места, где должна жить Истина – бывает вдвойне обидно.

          Но я знаю и другое: все привнесенное человеками – наносное. И все грехи духовенства меркнут перед тем светом, которые несут другие священники, которые вопреки царящему беззаконию остаются добрыми пастырями.

          Reply
  2. Про 12 Евангелий не понял. Какие 12 Евангелий вы имеете в виду?

    Reply
    • Это служба называется 12 евангелий. Служится в Великий Четверг, на ней читаются 12 евангельских отрывков о последних днях Спасителя.

      Reply

Leave a Comment