Какое-то лето выдалось – как кардиограмма инфарктника. Православные сообщества прямо колотит – от одного холивара к другому.
То мундиаль случился – и все начали скрещивать копья по поводу того, православно ли смотреть футбол (обязательны ссылки на Варсонофия Оптинского, упоминавшего, что от футбола будут большие беды), православно ли болеть, посещать матчи, где по полю бегают мужики в трусах, и вообще – не развратно ли общаться с иностранцами и фотографироваться с ним в обнимку. Сколько негритят родится через девять месяцев после закрытия и уместна ли радость от победы любимой команды, ведь радоваться можно только на Пасху. В общем, чудны мысли твои, православный форумчанин, а уж тем более форумчанка.
Только с мундиалем разобрались – шляпы женские свалились на головы. Православно ли носить в храм шляпку, или революция 1917 года потому и случилась, что перестали платки носить – а одно в шляпах на службах стояли, даже особы царской крови. Кто-то даже увидел знак в том, что если приходит в храм в шляпке, так и свечи не становятся, и гаснут как одна. А как все шляпы спалила – все, свечки тут же встали в рядок и горят себе ярким пламенем.
А не шляпки – так кормление грудью. Православно ли мамке кормить грудью ребенка в храмовом притворе или надо обязательно уходить даже из церковного двора, чтобы – не дай Бог – разврат в умах мужчин-прихожан не поселить. Является ли молокоотсос – дьявольским изобретением, нарушающим связь матери и младенца.
Ну и, разумеется, женские брюки, и самая пакостная их разновидность – джинсы. Может ли православная женщина вообще носить брюки, и выгнал бы Христос из храма плетью девушку в джинсах?
Именно в этот дивный мир я погрузилась заскочив буквально по касательной на пару-тройку ресурсов. Честно зависнув в дискуссии о молокоотсосах – такой интерпретации безобидной машинки я еще не встречала – окончательно ушла по плечи в почву я на шляпках. Потому что всякие версии революции 1917 года видела, но вот “виновата шляпка” – впервые.
Что могу сказать – а раз начала, надо ж как-то высказывать и свое мнение.
Я не фанатка футбола, совсем, вообще. На матче последний раз была лет 10 назад, смотрела футбол по телевизору еще раньше. Варсонофия Оптинского очень почитаю, это мой любимый Оптинский старец, и его высказывания о футболе помню хорошо. Во-первых, писал он, отвечая на конкретный вопрос конкретного человека, это не было проповедью, писанной для паствы – то есть сказанное нельзя считать общим советом для всех. Во-вторых, доля правды в его словах все же есть – футбольные матчи иногда приводят к большим бедам вроде драк болельщиков, где и гибнут люди, и бывают серьезно ранены. Тотализаторы футбольные – тоже не особенно благочестивая штука. Но считать футбол вообще грехом – это странно. А почему только футбол? Почему не биатлон? Или фигурное катание. Или гимнастику, хоккей, бокс, гольф, конный спорт? Почему именно один конкретный вид спорта? Думаю, ответа нет… Ну или “патамучто”. Я же могу только напомнить, что “чистому все чисто, а хорошая свинья везде грязь найдет”. Я не думаю, что православную женщину может смутить вид бегающих по полю мужиков в трусах, просто потому что мы все ходим на пляж и там видим целые толпы мужчин разной степени раздетости. Кроме того, посчитать, что женщина будет холить блудные помыслы на футбольном матче – может только человек с абсолютно извращенным либидо, и сам факт присутствия таких подозрений больше скажет о подозревающем, чем о подозреваемых.
Поэтому по поводу мундиальных склок могу сказать одно: не фиг людям делать, вот и находят повод поругаться, не задумываясь о том, что их православные склоки – уж наверняка будут погрешнее просмотра футбола (во всяком случае, футбольный зритель не согрешает против заповеди любви к ближнему).
Теперь по поводу шляпок.
Я их в храм не ношу – причем по одной причине. Мне неудобно в шляпке креститься. Я привыкла к широкому крестному знамению – поэтому не представляю, как смогу накладывать на себя крест, имея даже небольшие поля надо лбом. Это единственная причина, по которой я не ношу шляпу в храм. Наши прихожанки как-то могут креститься в шляпах – и на очень многих женщинах есть самые милейшие их фасоны. Но у меня достаточно благодарная форма лица и мне платки идут, поэтому я их и накручиваю тюрбанами, и ношу просто повязанными по-разному. Но уже у моей подружки Наташки с платками – очень натянутые отношения, и почему шляпка или шапка на ее голове должна считаться неким особо злым грехом? В чем, собственно, разница – если наши с ней головы одинаково покрыты в знак власти над нами наших мужей? Ответ на этот вопрос тоже остается для меня тайной за семью печатями. Я читала мнения, что поля шляпы могут задеть Чашу во время причащения – но представить себе, что ж это будут за поля, задевающие аж Чашу в руках священника – представить не могу, боюсь, такая шляпа вызовет зависть и мушкетеров, и гвардейцев кардинала. Ознакомилась и с еще одной версией – что православно носить лишь платок с ложащимися на грудь концами. Тут тоже не могу ничего сказать – это для меня уже из таких высот, докуда мне со всей моей фантазией не добраться. Поэтому обозначить, почему шляпка является греховным способом покрывать голову – я не могу. И уж какая связь шляпы и революции – тоже не понимаю. Царица Александра и великая княгиня Елизавета – своими шляпами, судя по этой логике, приблизили революцию, а скудоумные православные батюшки взяли да причислили их к лику святых. И мы просим их заступничества – по тому же скудоумию. Непорядок, короче.
О кормлении грудью могу сказать вот чего. Я была мамкой заполошной и кормила Настасью по требованию. Требования периодически приходились на посещение магазинов или иных присутственных мест, включая наш храм. Для этого бралась беленькая пеленочка, прикрывала нас обеих от посторонних взглядов – и мы с ней могли заниматься каждая своим делом, кормить или кормиться, вне зависимости от местоположения на карте. Ни разу я не то, что не слышала какой-нибудь гадости в свой адрес, а наоборот, только и благодарила за уступленные места или подставленные стулья. В половине магазинов вообще имеются кормительные комнаты, где мамы могут покормить или перепеленать малышей. Но то загнивающая Европа, я ж понимаю. Ну хорошо, конкретизуем место. Младенец раскричался на службе (а младенцы – они такие, где кушать захочется, там и кричат. Причем они когда голодные, им действительно больно. Не голодно, как взрослому, а больно. Нервная система еще плохо развита, поэтому у них голод причиняет боль, и болит – не какое-то место, а везде). Поэтому голодные младенчики сначала кривятся и кряхтят, а потом начинают кричать. И вот, по мнению особенно православных радетелей всеобщей нравственности, мамка должна на все это дело начхать, и либо выметаться из храма кормить (с российским климатом гениальная идея на самом деле), либо – сцеживаться и кормить из бутылочки, либо – придумывать, как ей выкручиваться из этой ситуации самостоятельно. Причем сцеживаться ей надо руками, потому что молокоотсос – это тоже чистой воды дьявольщина.
По поводу всего этого могу сказать так. Икона “Млекопитательница” должна быть вынесена вон из храмов, ибо – ишь чего, там тоже грудью кормят! Заодно все Мадонны с младенцами должны быть объявлены агентами католического влияния и тоже рассматриваться как злейшая ересь.
А если говорить серьезно, то увидеть в кормящей женщине что-то эротическое может только тот же человек, который будет учитывать блудные помыслы у футбольных болельщиц. Все остальные – в состоянии увидеть только кормящую ребенка женщину – не более. Мне самой не нравится открытое кормление, молочная женская грудь – зрелище не слишком эстетичное и далекое от эротики. Поэтому я приветствую женщин, которые прикрываются либо пеленочками, либо вообще покупают специальные приспособления для кормления, напоминающие детские плащики для дождя или пелерины. Удобно, никого не смущает, и можно сесть на лавочку в притворе, не рискуя схватить мастит от сквозняка или простудить ребенка. В некоторых церквях вообще есть отдельный вход в храм, и отдельный вход в служебные помещения, у нас так. Это вообще идеально – вышел, пересидел-покормил, перепеленал, пришел причастил чадо. Но в любом случае – сам вопрос о греховности кормления в храме кажется мне запредельным по идиотизму, с учетом того, что мы почитаем Богородицу с Младенцем Христом и в наших храмах есть иконы, где Божья Мать кормит Сына.
О брюках – говорено-переговорено.
Знаете, у нас в Ванкувере это лето – особенно жаркое. Ну просто умучились, полтора месяца без единого дождя и под сорок палит. Как наш батюшка, отец дьякон и чтецы служат – уму непостижимо, хоть открывай окна в алтаре, хоть не открывай – ветра почти нет. Все открыто и в храме, но то и дело какая-нибудь отроковица или старушка в обмороки падают. Наши прихожанки выкручиваются как могут – легкие сарафанчики наденут, сверху набросят шарфик шелковый, чтобы плечи покрыть. Кто платье покороче надевает, чуть выше колен, чтобы хоть как-то остывать. Но тяжко, скажу вам, тяжко. А захожане – так вообще могут отжигать. Давеча забрел какой-то товарищ мужского пола – в шортах, сандалиях (без носков, правда), майке… Батюшка на амвоне проповедь говорит, товарищ – туда со свечкой. В общем, реликтовое, конечно, зрелище. То какие-то барышни забрели в маечках и капри (штанишки такие вроде удлиненных обтягивающих шортиков). Смотрится, конечно, диковато и неуместно. Но никто слова не сказал – не принято у нас народ по поводу одежды дергать. Просто действительно странно и неуместно смотрелись люди, как, скажем, в оперном театре бы странно смотрелись зрители в рабочих комбинезонах, или стразы на стройке.
Из личных впечатлений скажу, что это действительно не мешает молиться, ну поглядишь, хмыкнешь, мол, о, новички пришли в диковатом виде… А потом вдруг обращаешь внимание, что они и сами понимают неуместность своего вида, люди ж не слепые. Но молиться – и правда не мешает. Оно ж когда действительно молишься и Бога просишь – ты сосредоточен, тебя чужие штаны явно от прошения не отвлекут. А ежели в храме заняться особенно нечем, так и ищешь оправдания, что ж ото брюки на бабе впереди тебя от благочестия так и отвлекают, так и мешают. Это как с плохим танцором – ченибудь обязательно помешает хорошим стать.
Так что тут, я думаю, меньше надо горячиться – и больше людям оставлять маневра для самостоятельного понимания, как в храм ходить. Люди, чай, тоже не дебилы.