Ребята, ну как бы я заранее прошу прощения, если допущу обсценную лексику, но мне просто необходимо высказаться, иначе меня разорвет…
Парочку узнаете? Ну Ксения не нуждается в представлении, а вот это жалобно-носастенькое, похожее на мутировавшего и поросшего волосами рака Себастьяна из “Русалочки”…
Прошу любить и жаловать. Театральный “режиссер”, автор бессмертного опуса “Содержанки” о нелегкой половой жизни московского бомонда, новый полюбовник мадам Собчак – К. Богомолов.
Пока Богомолов просто фантазировал на темы, тщательно изученные еще дедушкой Зигмундом Ф., мне он был интересен исключительно из энтомологических изысканий в области соперничества плохого актера и плохого режиссера за внимание немолодой и некрасивой женщины, почему-то баллотировавшейся в президенты России. Но Себастьян решил, что после эпичного полотна о сношениях ботоксных теток с олЕгархами и альфонсами – он таперича не просто бомонд, а прямо культуртрегер. ЯВЛЕНИЕ в культурной жизни страны. А следовательно, он уже может судить классиков – потому что сериал “Содержанки” сразу же и поставил его на одни котурны с ними, с теми, кто классики.
Поэтому нужно было не просто так че-то там сказать, а сразу – в дамки.
Я уже писала, что в последние годы сталкиваюсь с весьма пугающим меня феноменом в российской культуре – покушением на столпов нравственности, действительную гордость нации. В жизни любой страны на самом деле найдется не так уж и много людей, к которым трудно придраться. Я объясню. При всей ненависти к династии Романовых – и у современников, возмущенных царем и его политикой, и у большевиков, и у неокоммунистов, с упоением поливавших последнего императора и его семью, лишь один человек был всегда вне всего этого потока дерьма. Великая княгиня Елизавета Феодоровна. Сколько бы грязи ни лилось на ее родную сестру, на ее мужа, на весь род – ее лично не трогали. Ни один черный язык не смел оскорбить ее память. Даже расстрелявшие и сбросившие ее в шахту полуживой большевики – и те молчали.
Для Советского Союза такой фигурой был академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Воплощение честности, интеллигентности, ученый с энциклопедическими познаниями. Человек, внесший огромный вклад в изучение русского языка и литературы, по сути подаривший нам Киевскую Русь. Я не буду перечислять его заслуг: его имя – наряду с именем профессора Капицы – известно буквально всем, не только узким специалистам, а именно – всем. Казалось бы – ну найдется ли хоть кто-то, кто решится облить этого человека грязью? Да еще посмертно?
Нашлись! Ребята, нашлись, причем не один и не два. И если раньше я жутко удивлялась выливаемым в адрес этого человека помоям, но тут же понимала, что поливатель – это либо неоязычник, которому научная деятельность Лихачева мешает обдурить паству и рассказать ей о великой Гиперборее и славной цивилизации древних славян, правившей миром (вариации можно услышать у копателей Черного моря, даже не буду повторяться, ибо все развивается в той же парадигме, с разницей, что упоминаются не берега Геллеспонта, а Северного Ледовитого океана). Либо – помойным ведром являлся какой-нибудь одиозный блогер из никому не известных литературных импотентов, стремящихся хайпануть на самом простом и доступном им пространстве: возьми великого и обосри его изо всех сил ануса, заменяющего рот.
Разумеется, встречая все эти малоталантливые кваканья, я понимала, что вольно жабе надувать пузыри сидя в гнилом болоте и глядя на солнце, считать, что поднимаемые брызги щас светило затмят.
Но окошко Овертона, как я погляжу, начали расшатывать уже кое-кто позаметнее жаб из болота. Культуртрегеры и “наше театральное все”. Сидя в черно-беленькой распашоночке перед ведущими – крабик Себастьян (ака режиссер Богомолов) открыто и беззастенчиво назвал Лихачева “интеллигенцией в погонах”, причем у него даже не переспросили, что это за характеристика – потому что “все культурные люди давно уже знают, что Лихачев был стукачом на Соловках”… И вот тут я охренела, дорогие читатели. Я реально думала, что ведущие просто попросят этого чмошника выйти вон – и прокомментируют, что после подобного заявления руки этому человеку не подадут. И никто из считающих себя порядочным человеком – тоже. Потому что есть же пределы человеческому хамству и должно же существовать понятие репутации и тех вещей, которые ее могут безвозвратно запятнать.
Однако – разговор с “мытцем” продолжился и никто из интервьюеров даже не попытался оспорить мнение этого человека. Словно согласившись со сказанным: мол, дада, чеуш, было дело…
Я не поленилась и сходила поглядеть, в чем же еще обвиняют академика Лихачева рукопожатные культуртрегеры. Чтобы вы не вырвали от омерзения, цитат не будет, будет краткий список:
- Был наполовину евреем (???), а поэтому – сионистом
- Стучал на Соловках, за что его освободили по УДО
- Верил в Бога и не приветствовал большевистской реформы русского языка
- Любил Сталина и жидомасонов (не спрашивайте меня ни о чем, я перечисляю)
- Поддержал Солженицына и придумал название “Архипелаг ГУЛАГ”
- Критиковал коммунистов после перестройки
- Сотрудничал с Раисой Горбачевой
- Завидовал Донцовой и Марининой, потому что его книги никто не читал, а у этих дам были тиражи, деньги и народная любовь
А самое главное, какие бы вы источники ни читали, все они ведут к статье 2001 года, тиснутой неким С. Ивановым, якобы имевшим доступ к личному делу Лихачева. Дальше – тишина.
Но не то важно, что статья восемнадцатилетней давности была опубликована в каком-то идиотском онлайн издании, а то, что статью эту вытащили на белый свет и понесли аки хоругвь все носители культуры – и чем культурнее культура, тем выше эта хоругвь.
Важно то, что мало кто обращает внимание на детали – а ведь дьявол кроется именно в них. Скажем, у режиссера Богомолова имеется, ой как имеется, ребята, повод покойного академика ненавидеть.
Повод я вам сейчас покажу. Тут всего 44 секунды, поэтому просто сцепите зубы и посмотрите до конца. Это отрывок из спектакля “Борис Годунов” по Пушкину.
Понравилось? Так вот, эксперты института Лихачева раскритиковали эту великую постановку, наряду с другими шедеврами по тому же многострадальному Александру Сергеичу, поставленные коллегами мытця по другим произведениям поэта. Нет, разумеется, если вам не понравилось увиденное, то вы – в компании бесчувственных имбецилов, не понимающих ни хрена ни в культуре, ни в творчестве великих режиссеров (в принципе мне даже льстит, что я хоть каким-то боком оказалась рядом с институтом Лихачева в этой толпе малосведущих), а между тем спектакль удостоился “Золотой маски” и еще многих премий, а также грозного выступления министра культур(к)и Мединского, строго запретившего критиковать столь высокое искусство.
И из всего следует – что господин Богомолов имеет все основания обидеться как на институт имени Лихачева, так и на его основателя, пусть покойник уже и находится в местах, недосягаемых ни для Константина, ни для его коллег по “разоблачениям”. А значит – можно ничтоже сумняшеся рассказывать о славном прошлом стукача – ведь защитить себя Дмитрий Сергеевич не сумеет, а его родственники – вряд ли подадут в суд на всех клевещущих.
А ведь зря… Надо бы – в суд. Чтобы в следующий раз все обиженные – триста раз подумали бы, прежде чем раскрыть рот и квакнуть о том, кто был стукачом.
Потому что Дмитрий Лихачев, пройдя все круги соловецкого ада, никогда не слышал упрека в стукачестве от тех, с кем сидел – и кто выжил. А бывшие зеки – народ в кисейностях не замеченный, если бы они что-то знали, никто бы стесняться не стал и в лицо бы выложил все, что думает. Лихачев сам был зеком – и умел материться так, что уши у слышавших краснели и опадали как осенние листья. Само предположение, что академик мог стучать – могло прийти в голову только тому, кто ничего о нем не знал и никогда с ним не общался. Да и сама судьба Солженицына – могла бы сложиться совсем иначе, если бы Лихачем был именно сексотом, связанным с конторой.
Кстати, самая знаменитая из странных сплетен о Лихачеве была запущена не совсем душевно здоровой женщиной, которая где-то бросила, что спас талантливого студента Лихачева от смерти на барже, готовой к затоплению с зеками на борту, отец Павел Флоренский, добровольно вызвавшийся заменить Лихачева. Вопрос о том, что Дмитрия Сергеича освободили в 1932 году, а отец Павел Флоренский был расстрелян в 1938 – это, как говорится, не очень и важная деталь.
Таких сплетен и домыслов вокруг Соловков – тьма. Но я повторяю – никто из современников Лихачева при его жизни никогда не смел бросить ему в лицо обвинение в стукачестве, а публика, прошедшая лагеря, в интеллигентских рефлексиях “как бы не обидеть” замечена не была.
Но зато наши современники – сраму не имут, прямо как мертвые. А они, наверное, и есть мертвые – только душевно. Пустая и бездарная душа, не способная ни на какое творчество, а только на паразитирование на гениях – даже в клевете будет скучной и подленько-мелочной. Взять – и оболгать, и оболгать гнусно, составив список по своей мерке – мерке Цахеса. Сионист, жидомасон, стукачок, завистник Донцовой и Марининой… Оно конечно – кому же еще академику и филологу завидовать, как не этим достойнейшим дамам, светочам русской литературы…
Честно, ребята, ежели хотите – загуглите и само высказывание великого режиссера… Я не хочу – потому что у меня ощущение, что я увидела харканину на асфальте. Писать о ней я еще могу – но вот размещать у себя противно.
Еще один шаг вниз, еще одна ступенька одолена. Интересно – кто следующий на очереди во втаптывание в грязь? Неужели и до Елизаветы Феодоровны доберутся?
Я в шоке. Лихачёва, который столько сделал для русской культуры, умного и мудрого человека с мировым именем, назвать завистником писательниц бульварной прессы? Стукачом на Соловках? И кто называет? Вот эти вот возомнившие себя “элитою” авторы фильмов о женщинах, раздвигающих ноги только перед олигархами?
Я не сильно удивлён. Таких вот возомнивших самих себя светочами культуры в обществе всегда хватало. В любом обществе. Любое время. Но почему никто не защищает нашу историю, нашу культуру, доброе имя наших лучших людей от таких вот псевдо-культурщиков? Почему позволяют лить на них грязь? Клеветать? Почемму не берегут своё собственное великое наследие, переданное нам тем же Лихачёвым?
Я более, чем уверен, что попади вот этот самый “культурщик” в ГУЛАГ, он был бы там первым стукачом. И о других он спокойно говорит так потому, что меряет их по себе самому. “Раз я сам на такое способен, то значит и другие тоже”. Вот только и ему, и им всем до Лихачёва ой как далеко.
А в шоке все, кому я рассказываю… Вы совершенно правы, Сережа, я уверена, что все эти критики – в ГУЛАГе были бы первыми стукачами. И даже знаю, почему. Потому что свою жизнь они считают великим вкладом в историю и культуру, поэтому – они над законом. И гражданским, и общечеловеческим, и Божьим…
Чему удивляться? На наших глазах происходит очередная культурная революция. Прежние кумиры сбрасываются с корабля современности и заменяются новыми.
Были у нас Лихачёв, Левитан, Чайковский и всякие там Гоголи-Толстые-Достоевские. А теперь на их место решительно пробиваются Богомолов, Павленский, “Пусси райот” и всякие там Сорокины-Быковы-Учители.
Любопытно, как реагирует на это язык. В прошлом в ходу были слова “творец”, “творить”,”творчество”. Сейчас – “креативщик”, “креативить”, “креатив”. Творцы объявлены ненужными, их место занимают креаклы.
А министерство образования, в полном согласии с духом времени, говорит, что школа должна воспитывать не творцов, а квалифицированных потребителей. Вот квалифицированные потребители и потребляют – весьма квалифицированно – всё то, что создают квалифицированные креативщики.
Можно, конечно, отнестись к этому философски, дескать, времена меняются, одна эпоха сменяет другую, но как поётся:
“Во всём этом только один изъян:
Всё это сделано для обезьян”
https://www.youtube.com/watch?v=whOigaEsedE
P.S.: И не то чтобы Россия оскудела творцами. И сейчас у нас есть вполне талантливые художники, писатели, поэты, музыканты… Но они одиночки, и их успешно задвигают сплоченные и нахрапистые креативщики, упорно навязывающие “электорату” свой “креатив”.